Методы общей психодиагностики и их классификация. Конспект: Методы психодиагностики и их классификация

Семья и отношения 09.12.2020

Cуществует насущная потребность упорядочить, если хотите, технологизировать диагностическую работу психолога образования. Для этого необходимо определить диагностические ситуации и условия применения того или иного инструментария. Нам кажется, что подход, который приведен в данной статье, достаточно эффективен и может быть использован психологами различных образовательных учреждений, в первую очередь - школьных.
Для этого необходимо еще раз аккуратно оценить имеющиеся диагностические средства, но не только с позиции теоретической психодиагностики как науки, «разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (С.Ф. Бурлачук ), но с точки зрения ежедневной практики обычного психолога.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ГУРЕВИЧУ

В литературе неоднократно поднималась проблема классификаций, типологий, разграничения тех или иных диагностических методов и методик.
Так, К.М. Гуревич с соавт. (1997) рассматривает две группы диагностических средств: методики высокого уровня формализации и методики мало формализованные .
К первой группе он относит тесты (которые можно разделить на несколько подклассов), опросники, проективные методики и психофизиологические методики.
Для методик этой группы характерны:
- жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого);
- стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов, например уровневые критерии);
- надежность и валидность.
Такие диагностические средства дают возможность получить диагностическую информацию в виде, который дает возможность количественно и качественно (в случае уровневых критериев оценки) сравнивать индивида или группу людей с другими группами людей по различным выделяемым параметрам. То есть в использовании методик высокого уровня формализации необходимо применять статистическую норму .
Ко второй группе (мало формализованные методики) автор относит такие приемы, как наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности.
Для них характерно:
- отсутствие каких-либо количественных норм оценки, то есть невозможность применить в полном объеме стандартизацию, статистическую норму;
- чрезвычайная изменчивость (изменчивость настроения испытуемых, мотивации в различных ситуациях, состояния в целом), то есть опять-таки низкая возможность объективизации измерения;
- наличие профессионального опыта, психологической интуиции исследователя.
В то же время такие методики могут дать ценные сведения о психических состояниях и процессах, которые плохо поддаются стандартизации, но имеют большое значение при исследовании детей.
Отдельно К.М. Гуревич выделяет методы клинической диагностики , строящиеся на основе принципа исключительно качественного анализа особенностей психического явления (в противоположность задаче лишь количественного измерения).
Огромное значение здесь имеет квалификация и опыт специалиста, его способности выдвигать и изменять гипотезы, предположения, намечать методы проверки. К.М. Гуревич такой вид диагностического процесса рассматривает как своего рода психологическое искусство, специальную «технологию», в целом ориентированную на «интенсивное изучение отдельного случая» и не всегда доступную практическому психологу.
Рассматривая отдельные методы и тесты в рамках клинической диагностики, К.М. Гуревич сосредоточивает внимание только на одной стороне этого подхода - на индивидуальном варианте использования методик этого плана и отказывает клинической диагностике в возможности какого-либо сопоставления результатов, то есть считает невозможным типологизацию данных.
В соответствии с этим подходом определяется и сама процедура оценки, технология анализа и заключений специалиста.
Следует сразу же отметить, что при использовании клинического подхода и, соответственно, клинически ориентированных психологических методик можно говорить (пользуясь классификационным критерием К.М. Гуревича - уровнем формализации) о методиках среднего уровня формализации .
Для такого рода методик, с нашей точки зрения, характерны следующие критерии:
- Наличие четких требований к процедуре обследования и в то же время возможность относительных изменений в зависимости от возраста, состояния ребенка, то есть определенная вариативность.
- Возможность вариации и процедуры проведения, в первую очередь, в зависимости от операциональных возможностей ребенка (работоспособность, психический тонус, темповые характеристики деятельности).
- Стандартизированный стимульный материал, но при этом допустимость варьирования предъявляемых стимулов в зависимости от возраста, состояния ребенка или диагностической гипотезы исследователя.
- Отсутствие стандартизированных возрастных норм при наличии качественных или уровнево-качественных нормативных показателей выполнения, зависящих, прежде всего, от возраста ребенка.
- Возможность оказания обучающей помощи различного уровня - от мотивирующей до развернутой, что учитывается при оценке качества выполнения заданий.
- Типологически ориентированный анализ результатов обследования, исключающий чисто количественную, как правило, ничего не объясняющую для конкретного индивидуума оценку. Возможность многофункциональной оценки результатов выполнения.
- Понимание системности и взаимозависимости результатов.
Подобным образом выбранные инструментальные средства дают гораздо больший диапазон возможностей анализа получаемых с их помощью результатов, хотя и требуют от психолога большей квалификации и опыта работы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО БУРЛАЧУКУ

Существует и несколько иное основание для классификации диагностических средств, базирующееся на делении исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) иэкспериментальный , с выделением в рамках последнего особого психодиагностического метода (Бурлачук, 2002). Он конкретизируется автором в трех основных диагностических подходах (исчерпывающих, по его мнению, все известные методики диагностики): объективный, субъективный и проективный методы.
Автор наиболее полной и известной монографии по психодиагностике рассматривает иерархическую систему организации диагностических подходов, методов и средств.
Рассматривая конкретные методики и приемы диагностики проявлений человеческой индивидуальности, он предлагает традиционное деление на два типа методик: тесты интеллекта и методики для диагностики собственно личностных особенностей .
Первые рассматриваются как тесты общих способностей (диагностика уровня интеллектуального развития), тесты специальных способностей (измерение уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, узких областях деятельности).
К ним примыкают тесты достижений (выявление степени овладения определенными знаниями, умениями, навыками), которые в некоторой степени также можно рассматривать как оценку отдельных сторон интеллекта.
Личностные методики условно подразделяются автором натесты действия (целевые личностные тесты, которые предполагают какие-либо перцептивные действий по обнаружению замаскированных фигур) и ситуационные тесты (в которых испытуемый помещается в какую-нибудь жизненную ситуацию).
Каждый из предлагаемых автором подходов определяет группу однородных, близких друг к другу методик.
Объективный подход , в котором диагностика осуществляется на основе успешности, результативности и/или способа (особенностей) выполнения деятельности, включает в себя:
- тесты интеллекта;
- тесты специальных способностей;
- тесты личности (объективные);
- тесты достижений.
Субъективный подход как оценка сведений, сообщаемых о себе, самоописание (самооценивание) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях базируется на:
- личностных опросниках;
- опросниках настроения и состояния;
- опросниках-анкетах.
Проективный метод (анализ особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности объектом проекции) включает в себя:
- моторно-экспрессивные методики;
- перцептивно-структурные методики;
– апперцептивно-динамические методики.

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Существуют и другие классификации методов и методик, используемых в психологической диагностике. Например, классификация, приводимая в учебном пособии под редакцией Л.В.Кузнецовой (2002), которая ориентирована на возрастную и специальную психологию. Там методы исследования разделяются на неинструментальные (наблюдение, беседа);неаппаратурные (инструментальные) экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу); аппаратурные экспериментальные (определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы) (Основы специальной психологии, 2002 ).
Как видно из этого короткого обзора, большинство классификаций, сосредотачиваясь на характеристике диагностического процесса, самих диагностических методов и методик, не учитывают типы и формы непосредственно организации диагностической деятельности практического психолога.
Нам кажется более важным для практической деятельности психолога образования типологизировать саму организацию диагностического процесса.
Отсюда вытекает необходимость включать в оценку психического развития ребенка диагностические средства в зависимости от характера диагностической работы психолога, конкретных целей и задач обследования. Подобным образом организованная типологизация диагностических средств нисколько не отрицает, скорее дополняет другие классификации в рамках диагностического процесса.
В то же время категории и виды диагностического инструментария определяются еще и возрастом обследуемого ребенка, особенностями его состояния (в основном, его операциональными возможностями), диагностической гипотезой психолога.
С этой точки зрения можно говорить, что характер диагностической процедуры определяется по следующим критериям.
- Форма проведения обследования: индивидуальная или групповая диагностика.
- Вид диагностического процесса: скрининговая психологическая диагностика или углубленная.
- Этапность процедуры обследования: первичная или повторная оценка (последнюю опять-таки можно подразделять на динамическую и итоговую ).
- Пролонгированность оценки: мониторинговая или срезовая (единичная).
- Характер оценки. В данном случае можно говорить об экспертной оценке (дифференциально-уровневой) и .
Для каждой из перечисленных категорий диагностического процесса характерны свои, наиболее эффективные в каждом случае технологии проведения, методические средства, технологии анализа результатов.
Итак: совершенно естественно, что при групповом обследовании детей ограничена возможность использования клинически ориентированных методик (которые мы назвали методиками среднего уровня формализации).
В свою очередь, групповая форма обследования возможна лишь для скрининговой диагностики, которая направлена исключительно на выделение групп детей, обладающих теми или иными особенностями, что позволяет говорить о данном виде диагностического процесса как об экспертном , дифференциально-уровневом. Такой групповой скрининг может быть как мониторинговым , так и срезовым .
Углубленная психологическая диагностика
ориентирована на выявление специфики психического развития в широком смысле этого слова, понимание механизмов и причин, приведших к данному типу условно-нормативного или отклоняющегося развития.
Углубленная оценка может проводиться только в индивидуальном режиме обследования. Для нее характерно, в связи с ее основными целями и направленностью, ограничение использования психометрических тестов, а также невозможность сочетать углубленность и скрининговый режим.
Углубленная психологическая диагностика может быть:
- первичной (как правило, в ситуации индивидуального обследования ребенка первичной оценкой является углубленная психологическая диагностика);
- динамической , с помощью которой отслеживается динамика развития, эффективность обучения, динамика развивающих и/или коррекционных мероприятий;
- итоговой , целью которой является оценка состояния ребенка «на выходе», в конце определенного этапа обучения, цикла развивающей или коррекционной работы.
И мониторинговая , и срезовая (единичная) диагностика может быть как индивидуальной, так и групповой, скрининговой или углубленной, в зависимости от поставленных перед специалистом целей и задач.

ХАРАКТЕР ОЦЕНКИ

Отдельно следует остановиться на классификации диагностических процедур по такому критерию, как характер оценки . Совершенно естественно, что практически любой вид психологической диагностики можно рассматривать как процедуру экспертизы, то есть «рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для вынесения заключения», «исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний с представлением мотивированного заключения» (Толковый словарь русского языка, 1995 ).
Конечной целью любой экспертизы является ответ на поставленный заказчиком вопрос, который оформляется в виде экспертного заключения. Вопросы, решаемые экспертным исследованием, пределяются на основе реальных потребностей образовательной практики.
Как видно из этих определений, под понятие экспертизы может быть подведена практически вся диагностическая составляющая профессиональной психологической деятельности. Такое чрезмерно расширительное толкование экспертных работ, конечно, не имеет под собой достаточных оснований.
В то же время имеет смысл говорить об экспертной оценке в узком смысле этого понятия - как об одной из категорий диагностической процедуры. Оценка состояния ребенка, уровня его актуального развития в этом случае будет иметь не индивидуально-качественный характер, а лишь уровневый или, точнее, дифференциально-уровневый характер.
При этом имеет право на существование как «бинарная» экспертная оценка (по типу «да - нет»: имеется у ребенка или группы детей данная особенность, признак, функциональная сформированность или не имеется), так и многоуровневая оценка (три-четыре уровня).
Подобным образом построена, например, уровневая оценка развития познавательной деятельности детей в широко известном психодиагностическом комплексе, разработанном Л.И. Переслени (1996), где показатели интеллектуального развития детей «разнесены» по четырем уровням.
В ситуации подобной истинной экспертной оценки мы можем говорить об опосредованной уровнями выполнения заданий типологизации состояния детей без определения качественного характера, присущего тому или иному выделяемому типу. К подобной истинно экспертной оценке следует отнести и оценку готовности детей к началу обучения в школе.
Нашу позицию по этому вопросу мы уже приводили в методических рекомендациях (см. «Школьный психолог», № 9, 2003). В случае такой оценки решается вопрос исключительно о готовности или неготовности ребенка к данному виду образовательного учреждения, но не о качественном характере его развития и соответствия требованиям программного материала первого класса.
По классификации психодиагностических ситуаций В.Н. Дружинина (2001) ситуация экспертной (дифференциально-уровневой) оценки характеризуется высоким уровнем социального контроля за поведением испытуемого, принуждением (пусть даже и в виде внешней мотивации родителей пройти психологическое обследование) его к участию в обследовании и принятием решения о дальнейшем поведении (например, изменение образовательного маршрута) помимо его воли.
Понятно, что такая экспертная оценка может проводиться как в индивидуальной , так и групповой форме, иметь скрининговый вид, быть срезовой (одноразовой) экспертизой или иметь мониторинговый (многоразовый) характер.
Целью же дифференциально-типологической диагностики является качественная оценка психического развития ребенка, его регуляторной, познавательной и аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей.
Итогом такой комплексной психологической диагностики должен стать психологический диагноз, который и позволит не только описать актуальное состояние ребенка, отнести его к определенному типу отклоняющегося (или условно-нормативного) развития, но и обеспечить надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность (подробно об этом см. гл. III). Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Вместе с тем следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

Малоформализованные диагностические средства не следует противопоставлять строго формализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям (например, с биографическими данными испытуемых, их склонностями, мотивацией деятельности и т.д.). С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.

§ 2. МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ

Как уже говорилось выше, они включают в себя четыре главных класса методик: тесты (которые, в свою очередь, делятся на несколько подклассов), опросники, проективные техники и психофизиологические методики (имеются в виду только те, которые разработаны в школе Б.М. Теплова).

Обычно в западных пособиях все методики определения индивидуально-психологических различий именуются тестами, а книги по диагностике называются книгами по тестологии. Однако по своей психологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой. Методики проективного характера представляют также особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, их следует отделить друг от друга по названию. Особое место должны занять в классификации психофизиологические методики. Это оригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.

Тесты (в переводе с английского "испытание", "проверка", "проба") - это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются следующие три основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.

ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты - это такой тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Эти тесты имеют большую историю. С них началась психодиагностика. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к тестированию, функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, психолог, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, может по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии - для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Для индивидуального тестирования нужно, как правило, много времени. Оно предъявляет высокие требования к уровню квалификации экспериментатора. В этом отношении индивидуальные тесты менее экономичны по сравнению с групповыми.

Групповые тесты - это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).

Одно из главных преимуществ групповых тестов - массовость испытаний. Другое преимущество - инструкции и процедура проведения достаточно просты, и от экспериментатора не требуется высокой квалификации. При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов обычно носит более объективный характер. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ. Еще одно преимущество группового тестирования - относительная легкость и быстрота сбора данных и как следствие более благоприятные по сравнению с индивидуальным тестированием условия для сопоставления с критерием. Для большинства современных стандартизированных тестов нет ничего необычного в том, что их нормативные выборки включают от 100 до 200 тыс. человек, в то время как даже наиболее тщательно разработанные индивидуальные тесты при стандартизации с трудом набирают данные для 2-4 тыс. человек.

Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать его и заручиться его согласием сотрудничать. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты в групповых тестах, нежели в индивидуальных. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.

Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными - групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно ("открытые" ответы), в других - он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным ("закрытые" ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить "открытый" или "закрытый" характер.

Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу оперирования. Бланковые тесты (другое широко известное название - тесты "Карандаш и бумага") представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста). Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно, до тех пор, пока они не износятся. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известные из них - кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова. Предметные теста в основном проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты - это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. С их помощью моделируются различные виды деятельности (например, водителя, оператора). Это особенно важно для профессиональной диагностики, ориентированной на определенный критерий. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить матема-тико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.

С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно:

время выполнения заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования.

Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.

Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной речевой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей (например, творческих).

Невербальные тесты - это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Личностные особенности измеряются с помощью трех видов методик: тестов, опросников и проективной техники.

Подробно тесты интеллекта, способностей, достижений и личности рассмотрены в соответствующих главах пособия.

ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Правильная оценка и интерпретация результатов психологического тестирования должны основываться на знании того, для какой цели они используются.

Причиной, побудившей в свое время Бине заняться разработкой тестов, была необходимость выявления умственно отсталых детей с последующим их определением в специальные школы. И до сегодняшнего дня определение неполноценности остается важной областью применения отдельных видов психологических тестов. Однако в этом случае тестирование проводится лишь с целью составления психологических характеристик, касающихся специфических особенностей мышления, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, а окончательное заключение о том, является ли он умственно отсталым или просто педагогически запущенным, делают дефектологи. По той же схеме происходит использование психодиагностических данных в медицине, в судебных органах (по запросу суда для составления психологической экспертизы). Во всех этих случаях результаты тестирования предназначены для представителей смежных специальностей, которые используют их для постановки непсихологического диагноза (например, в медицине - для определения формы заболевания) или для того или иного решения (административного, судебного и т.п.).

Достаточно обширное приложение психологические тесты находят в системе образования, где на основании их результатов ставится психологический диагноз. Распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения; выявление малоспособных, с одной стороны, и одаренных - с другой; выявление психологических причин школьной неуспеваемости - вот лишь некоторые примеры использования тестов в образовании. В школьной практике тесты могут использоваться также с целью профессиональных консультаций и для отбора в определенные профессионально-технические училища, колледжи.

Использование тестов при консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов относительно учебных и профессиональных проблем до глубокого рассмотрения аспектов всей жизни человека Эмоциональные состояния и межличностные отношения все больше и больше становятся объектом консультирования Все чаще применяется психологическое тестирование как средство самопознания и саморазвития, коррекции поведения и т п Показатели тестов становятся средством, облегчающим индивиду принятие решения.

Психологические тесты используются также с целью изучения очень разных проблем, таких, например, как возрастные изменения в развитии человека, эффективность разных методов обучения, воздействие психотерапии, зависимость эффективности деятельности от шума.

Отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях - еще одна достаточно большая область применения тестов. За рубежом психологическое тестирование используется при найме людей на работу, распределении обязанностей, переводе на новое место, повышении или увольнении. Подобным же образом психологическое тестирование применяется при отборе и распределении военнослужащих.

В работах отечественных психологов все чаще встречается использование тестов как инструментов практической работы по профотбору и профконсультации При этом подчеркивается необходимость д

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой классификации психодиагностических методик: Б. Г. Ананьев, Л. Франк и др.

Классификация психодиагностических методик по Б. Г. Ананьеву

Рассмотрим определения метода и психодиагностической методики.

Определение

Метод представляет собой класс методик, которые объединены общими принципами.

Особенность психодиагностического метода – измерительно-испытательная направленность , благодаря которой возможна полноценная оценка изучаемого свойства.

Определение

Психодиагностическая методика – частный прием, направленный на получение информации об изучаемом свойстве.

Существует три диагностических подхода , которые охватывают все психодиагностические методики.

  1. «Объективный» подход. Здесь диагностика может осуществляться только на показателях успешности и способа выполнения задач. В этом подходе наблюдаются тесты интеллекта, достижений и способностей.
  2. «Субъективный подход. В данном подходе диагностика осуществляется с помощью субъективный сведений испытуемого. Данный подход представлен разнообразными личностными опросниками.
  3. «Проективный» подход. Здесь диагностика строится на основе изучения определенный особенностей взаимодействия клиента с различными стимулами, которые ему предъявляются. Как правило, проективные методики мало стандартизированны. Для них непросто вывести тестовые нормы, так как они сугубо индивидуальны для каждого испытуемого. В то же время они дают хороший и глубокий результат, который отражает часть бессознательного клиента.

Основная классификация психодиагностических методик по Б. Г. Ананьеву представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. «Классификация методов психологического исследования по Б. Г. Ананьеву»

Классификация психодиагностических методик по Л. Франку

  1. Методики структурирования. Испытуемому предлагается бессмысленный материал, который направлен на формирование субъективного смысла клиента. Примером могут служить некоторые проективные методики.
  2. Методики конструирования. Испытуемому предлагается конструирование и интерпретация из различных деталей.
  3. Интерпретативные методики. Испытуемому предлагается толкование ситуаций, которые не предусматривают только лишь единственной интерпретации.
  4. Аддитивные методики включают в себя рассказы или предложения, которые следует дополнить.
  5. Экспрессивные методики включают в себя различные рисуночные методики.
  6. Импрессивные методики. Испытуемому предлагается ранжирование представляемых стимулов.
  7. Рефрактивные методики.
  8. Методики катарсиса. Отдельную группу составляют диалогические методики, в которых психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных (соответствующих) диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка, личностных проблем и во многих других случаях, в которых диагност выступает одновременно или в роли консультанта, или в роли психотерапевта. Ситуация патопсихологического обследования также диктует построение общения по типу экспертизы. Диалогические техники могут быть
  • вербальными (интервью,

Психодиагностические методики - это методики, которые позволяют количественно выражать и оценивать различные особенности людей, определяющие состояние их внутреннего природы и взаимоотношения с окружающим миром. Количественное выражение достигается через организацию специальной стимульной среды, в которую помещается испытуемый, регистрацию его показателей и реакций и преобразование данных показателей в оценку диагностируемых свойств.Психодиагностика включает широкий спектр научных подходов. Многообразие этих подходов ведет к функционированию различных типов классификаций психодиагностических методик в зависимости от атрибутов, выделяемых разными авторами в качестве релевантных и значимых для классификации.

Рассмотрим некоторые из них. По К.М. Гуревичу, средства, которыми коррелирует психодиагностика, по своему качеству разделяются на две группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные .

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Характерная черта данной группы - жесткая регламентация процедуры обследования (дословное соблюдение инструкций, строгие способы презентации стимульного материала, невмешательство исследователя в работу испытуемого), стандартизация (присутствие норм или других критериев оценки), а также валидность и надежность. Они просты и не требуют спецподготовки от экспериментатора.

Проанализируем формализованные методики в разбивке по подгруппам:

    Тесты:

    по форме проведения: индивидуальные и групповые;

    по форме ответов: устные и письменные;

    по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;

    по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;

    по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

    Опросники:

    личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);

    Проективные техники:

    методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;

    методики конструирования – создание целого из деталей;

    методики интерпретации – объяснение события или ситуации;

    методики дополнения – завершение рассказа, картинки;

    методики катарсиса – игровая деятельность, моделирование ситуации;

    методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;

    методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

К малоформализованным методикам относятся такие техники, как наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности. Они предоставляют очень ценные сведения об испытуемом, в частности при анализе таких психических явлений, которые с трудом поддаются объективизации (переживания, мотивация, личностные принципы и т.д.) или постоянно подвергаются изменениям (настроение, изменение целей и т. д.). Минус формализованных методик – их трудоемкость (наблюдения осуществляются в течение долгого времени) и основаны на опыте и интуиции психодиагноста.

В общем и целом, более или менее развернутую классификацию психодиагностических методик можно составить, лишь выявив общие критерии, в соответствии с которыми различные психодиагностические методики будут объединены в отдельные группы. Такими критериями являются следующие:

1) тип применяемых в методике тестовых заданий;

2) адресат, на которого направлен используемый в методике тестовый материал;

3) форма презентации тестового материала испытуемым;

4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики;

5) наличие в методике тестовых норм;

6) внутреннее строение методики.

Попробуем рассмотреть каждую группу методик отдельно. По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на:

    опросные (испытуемому задаются определенные вопросы),

    утверждающие (используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться), продуктивные (делается акцент на вид творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной и т.д.),

    действенные (испытуемому дается задание выполнить ряд практических действий, по характеру которых выполняется оценка его личности),

    физиологические (данная психодиагностика основывается на анализе непроизвольных физических или физиологических реакций человеческого организма).

Таким образом, для оценки психологического портрета определенного человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с некоторыми утверждениями, продукты его устной, письменной, моторной, сенсорной, изобразительной, технической или другой деятельности, его произвольные и непроизвольные реакции в ответ на специальные стимулы и т.д.

По адресату тестового материала методы психодиагностики можно поделить на:

    сознательные , которые обращаются к сознанию испытуемого

(опросники),

    бессознательные , которые направлены на неосознаваемые

реакции человека (проективные методики).

По форме презентации тестового материала психодиагностические методики подразделяются на:

    бланковые (тестовый материал в письменном или какой-либо ином знаковом формате: в виде рисунка, схемы и т. д.),

    технические (тестовый материал в аудио- или видеоформате, а также посредством иных технических оборудований и компьютера),

    сенсорные (материал в виде физических стимулов, направленных на органы чувств человека).

По характеру данных методики психодиагностики делятся на:

    объективные (данные, не зависящие от сознания и желания как испытуемого, так и экспериментатора);

    субъективные (данные, полностью зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого, имеющие отношение к их опыту и зависящие от него). К методикам объективного типа относятся тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или реальных продуктов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективная оценка сведена почти к нулю. Примером же методики субъективного типа является та техника, которая в частности опирается на выводы, производимые на основании интуиции и внутреннего опыта. По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на:

    имеющие подобные нормы ;

    не располагающие ими .

По внутренней структуре методики психодиагностики можно разбить на:

    мономерные ;

    многомерные .

Для первых характерно то, что в них диагностируется и оценивается единственное свойство личности, а для вторых – то, что они применяются для оценки сразу нескольких психологических качеств человека (будь то однотипных или разнотипных). В последнем случае методика диагностирования психологии личности делится на несколько специальных методик – подшкал, которые оценивают частные психологические качества. Примером мономерной методики является известный тест Спилбергера-Ханина, а примером многомерной - личностный тест Кеттела.

При этом необходимо помнить, что одна и та же психодиагностическая методика может рассматриваться и квалифицироваться с точки зрения разных аспектов и по различным критериям. Отсюда следует, что любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификациям. Как следствие, выявленные и определенные выше категории классификации методик психодиагностики важно рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга, как возможные и реально существующие аспекты их анализа и разделения на классы.

Отдельно от остальных классификаций стоят психодиагностические методики, базирующиеся на качественном и количественном анализе тестовых данных. При первом виде анализа диагностируемое свойство определяется известными научными понятиями, а во втором случае – путем сравнения развития данного человека с другими людьми. В некоторых случаях количественные и качественные виды анализа сочетаются в пределах одной и той же методики, что в итоге дает двойную характеристику – количественно-качественную.

Вдобавок ко всему все методы психодиагностики можно разделить на научные и практические . Нужно отметить, что данная классификация условна, поскольку большинство наиболее применимых психодиагностических методик используется как в практике, так и в научных исследованиях. Разница между ними состоит в том, что научно-исследовательские методики ориентированы в основном на выявление и изучение какого-либо психологического качества в сугубо научных целях, а практические – на оценку степени развития личности и использования полученных данных в практических целях. Вдобавок ко всему, научная методика зачастую является затратной, трудоемкой, дорогостоящей и используется только в рамках исследования, оказываясь по вышеуказанным причинам непригодной для повсеместной практической психодиагностики. Практическая методика, наоборот, проста в применении, универсальна.

Рассмотрев различные критерии и виды классификаций, давайте перейдем к рассмотрению отдельных видов психодиагностических методик, а именно тестов по критерию содержания.

Тесты интеллекта - тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. В западной и отечественной школах психодиагностики существуют свои отдельные тесты. Шкала Бине представляет собой проверку коэффициента интеллектуальности (IQ). В нем определены границы нормы, которые свидетельствуют о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного возраста - от 84 до 116 (ниже 84 - показатель низкого интеллекта, выше 116 - показатель высокого развития). Тесты интеллекта широко распространены в западных странах: в системе образования, а также при приеме на работу.

Школьный тест умственного развития – ШТУР (разработан Психологическим институтом РАО) для учащихся 7-9-х классов является примером отечественной шкалы интеллекта. Следом за ним идет специальный тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников – АСТУР (основан на материале школьных программ и учебников для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы). Он включает в себя ряд субтестов на проверку таких умений и знаний как: осведомленность, двойные аналогии, лабильность, классификации, обобщение, логические схемы, числовые ряды и геометрические фигуры.

Тесты способностей представляют собой выявление потенциальной предрасположенности индивида к успешному выполнению определенного вида деятельности. Они широко применяются в практике, в частности в психологической профориентации. Тесты способностей разделяются: а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты, б) по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты.

Моторные тесты проверяют ловкость, координацию движений, моторику и т.д.). К данной группе можно отнести тест ловкости Стромберга, тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда, тест М. И. Гуревича и Н. И. Озерецкого и т.д.

Сенсорные тесты используются для определения остроты органов чувств: зрения, слуха, тактильности и т.д. Здесь выделяют таблицу Снеллена, тест музыкальной одаренности Сишора, тест Винга и т.д.

Тесты технических способностей анализируют особенности, которые позволяют эффективно работать с разнообразным оборудованием или его компонентами. Наиболее яркий пример - тест Беннета.

Тесты достижений рассматривают учебные достижения индивида. Их еще называют тестами успешности, дидактическими тестами, тестами учителя. Тесты достижений оценивают успешность овладения определенными знаниями, они более объективно показывают уровень обученности, чем оценка.

Тесты достижений стоят отдельно от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта):

    с их помощью анализируется успешность овладения конкретным учебным материалом, который ограничен определенными рамками;

    тесты различаются целями их применения. Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта тем, что последние не направлены на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от испытуемого умения обращаться с понятиями, совершать определенные умственные действия, такие как классификации, обобщение, аналогии и т.д.

Выделяют три вида тестов достижений:

1) тесты исполнения (тесты действия),

2) образцы выполнения работы,

3) письменные и устные тесты.

Тесты действия – это ряд заданий, наиболее значимых для успешного осуществления определенной профессиональной деятельности (тренажеры, моделирование реальной трудовой деятельности). Сюда относятся Блэкстонский тест оценки квалификации стенографисток, тест адаптации к конторской работе Пурдье, тест изучения навыков печатания на машинке Терстона и т.д.

Письменные тесты нацелены на то, чтобы проверить специальные знания, информированность (узкая профессиональная направленность), осведомленность и представляют собой комплекс вопросов, которые представлены испытуемому на специальных бланках. Преимущество данного метода - это возможность одновременной проверки целой группы людей.

Устные тесты профессиональных достижений представляют собой серию вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний, которые задаются в форме интервью. Они удобны в применении, универсальны и просты в интерпретации.

Личностные тесты – это психодиагностические тесты и процедуры, специально нацеленные на изучение личностных структур. Они изучают особенности мотивации, личностные черты, установки, саморегуляции, особенности внутреннего мира человека, систему его ценностей или побуждающих факторов. К большинству личностных тестов невозможно применить критерии надежности, валидности и стандартизации. На самом деле личностных тестов множество, рассмотрим лишь самые известнее из них:

1) Шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла, или 16-PF - измерение 16 факторов личности – личностных черт;

2) Опросник Г. Айзенка - трехфакторная модель, включающая шкалы Р, Е и N, по первым буквам английских названий терминов «психотизм», «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм»;

3) Диагностика мотивационных тенденций или тест А.Эдвардса - опросник на основании 225 пар суждений, образующих 15 шкал: мотивация достижений, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия, терпимость, самовосприятие, принятие опеки, доминирование, чувство вины, готовность опекать других, радикализм, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессивность.

4) Тест репертуарных решеток Келли – методика исследования индивидуальной категориальной структуры личности (24 ролевых персонажей: учитель, жена, руководитель, отец, мать и т.д., относящиеся к семи группам: «Я», «семья», «отношения», «близкие», «авторитет», «ситуативные персонажи», «ценности»);

5) Методика распределения времени - С. Я. Рубинштейн – определение предпочтений, интересов и установок личности посредством свободного распределения времени опрашиваемым по его усмотрению.

Проективные техники предназначены для диагностики личности. Это самая сложная и одновременно интересная группа методик, для которых характерен комплексный подход к оценке личности, а не выявление отдельных черт.

Испытуемый должен сам интерпретировать, развивать и определять стимулы. При этом диагностируются такие качества, как интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и т.д.

Для данной группы методик характерно следующее:

1) неоднозначность стимульного материала, который испытуемый должен решать;

2) малая стандартизованностъ проведения процедуры обследования;

3) проективные методы требуют большого опыта, высокой профессиональной квалификации, творческого подхода.

Группы проективных методик:

1) Методики структурирования: интерпретирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха).

Тест Роршаха: Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс.

2) Методики конструирования: создание из деталей единого целого (тест мира). Тест мира: обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов (людей, животных, машин, домов и т.д.), и он создает из моделей некий мир.

3) Методики интерпретации: истолкование события, ситуации (тематический апперцептивный тест (ТАТ)). ТАТ: обследуемому дается набор картинок, его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

4) Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности (проективная игра, психодрама). Психодрама: терапевтический групповой процесс, в котором используется драматическая импровизация для изучения внутреннего мира человека, развития потенциала человека и расширения возможностей. Исследуются особенности человека, отражающиеся в определенном написании букв и слов.

5) Импрессивные методики: предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера). Тест Люшера: из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится.

6) Адаптивные или методики дополнения: завершение неоконченного предложения, рассказ (тест Сакса-Леви). Тест Сакса-Леви: обследуемому дается задача закончить предложения.

Предмет психодиагностики

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

    Сбор данных.

    Переработка и интерпретация данных.

    Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития.

История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.

В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы.

Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

Методы психодиагностики и их классификация

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Классификация методов по Ананьеву Борису Герасимовичу:

1. Организационные методы:

    сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,

    лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, - до десятков лет.

    комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.

2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. Более подробно об этих методах см. ниже.

3. Методы обработки данных.

    методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

    методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

4. Интерпретационные методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

    Генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития.

    Структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

Краткие характеристики психодиагностических методик

Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 1)

Таблица 1. Классификация психодиагностических методик

Критерий

Наменование методики

Краткая характеристика

По типу применяемых тестовых задач

Опросные

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

Утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

Продуктивные

Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную

Действенные

Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий

Физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических р-ций организма

По адресату используемого тестового материала

сознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого

бессознательные

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

бланковые

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

технические

Тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе, или ч/з иные технические устройства

сенсорные

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

объективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

субъективные

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример - интроспекция

По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

Не имеющие тестовых норм

По внутренней структуре методики

мономерные

В них диагностируется и оценивается единственное качество

Многомерные

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

качественный

Диагностируемое св-во описывается ч/з известные научные понятия

количественный

Диагностируемое св-во описывается ч/з относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми

Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются

Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Критерии валидности:

Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 368 с.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632с.

3. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1-384 c:

4. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

5. Современный словарь по психологии.-Мн.: “Современное слово”, 1998. – 768 с.

В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

Краткие характеристики психодиагностических методик

Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

    субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

    эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. 1)

Таблица 1. Классификация психодиагностических методик

Критерий

Наименование методики

Краткая характеристика

По типу применяемых тестовых задач

Опросные

Используются вопросы, адресуемые испытуемым

утверждающие

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться

Продуктивные

Применяют собственную творч. продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную

Действенные

Задание выполнить нек-рый комплекс практических действий

Физиологические

П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма

По адресату используемого тестового материала

сознательные

Апеллирующие к сознанию испытуемого

бессознательные

Направленные на неосознаваемые реакции человека

По форме представления тестового материала испытуемым

бланковые

Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

технические

Тестовый материал в аудио-, видео - или киноформе, или через иные технические устройства

сенсорные

Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств

По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики

объективные

Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора

субъективные

Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример - интроспекция

По наличию в методике тестовых норм

Имеющие тестовые нормы

Не имеющие тестовых норм

По внутренней структуре методики

мономерные

В них диагностируется и оценивается единственное качество

Многомерные

Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека

По типу анализа экспериментальных данных

качественный

Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия

количественный

Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми



Рекомендуем почитать

Наверх