Представляет собой то как человек. Принцип сперматозоида у шопенгауэра

Семья и отношения 14.04.2021
Семья и отношения

Что же такое человек , кем и для чего он послан на эту землю? Такие вопросы волнуют философов уже не первую тысячу лет, и раз они до сих пор не смогли найти хоть один удовлетворяющий всех вопрос, значит, что-то в этом есть. Мнений огромное множество и все они зависят от позиции человека - уровень образования, религиозности, степень цинизма.

Что такое человек с религиозной точки зрения?

Представители многих религий утверждают, что человек это создание Бога . Исходя из этого, «создание» должно:

  • Свято верить в Творца.
  • Восславлять его всеми своими деяниями.
  • Не поддаваться никаким искушениям.
  • Трудиться во благо своей общины.

Заветов гораздо больше и они разнятся в зависимости от конкретной религиозной общины или секты. Но всё сводится к паре простых истин :

  1. Человек представляет собой раба.
  2. Божественное создание не поддаётся сомнению.
  3. После смерти каждый должен будет либо расплачиваться за грехи, либо славить Бога в раю.

Если руководствоваться этой идеологией, выходит, что каждый из нас проходит на Земле определённый духовный путь. А по его завершению нас ждёт или заслуженная награда, или адские мучения. Варианты спорные, и если разобраться - неприятно быть игрушкой, созданной для повышения чьего-то чувства собственной важности. Пусть даже и божественного чувства, но что это меняет?

Что такое человек с точки зрения науки?

На протяжении веков у большинства населения планеты был исключительно такой взгляд на жизнь, без каких-либо альтернатив. Все эти альтернативы расценивались как ересь и слабо поощрялись, мягко говоря. Но сегодня мы можем взглянуть на вопрос и с других точек зрения. Начнём с научной. Человек представляет собой :

  1. Высшего примата.
  2. Чуть ли не единственного во всём животном мире обладателя ассоциативного мышления.
  3. Продукт эволюции.
  4. Венец творения природы.
  5. Результат мутаций и естественного отбора.

Всё ещё далеко от идеала, но уже звучит гораздо лучше. С учением Дарвина сегодня не соглашаются только самые отъявленные религиозные фанатики и поклонники «теории сотворения».

По большому счёту, научная теория стала популярна благодаря социалистам , необходимо было отделить церковь от государства и ослабить её позиции.

Умозаключения Дарвина, объединённые в теорию, оказали в этом неоценимую помощь. Но это не делает выводы учёного неверными, за прошедшую сотню лет учёные лишь укрепились в идее эволюционного зарождения жизни. Поводом для обсуждения являются лишь механизмы развития стойких положительных изменений. Сами основы эволюции и естественного отбора под сомнение не ставятся.

Философия и самоанализ - путь к ответу?

Но что же такое человек на самом деле? Исходя из научных предположений, человек это наилучшим образом приспособленное для выживания животное . Создание, которое развивалось и доводилось до совершенства долгое время, за счёт жесткой конкуренции. Всё ещё звучит довольно депрессивно.

Хотите услышать что-то более позитивное? Тогда вам к философам , они хоть и не смогли получить однозначный ответ, но несколько интересных теорий сформировали. Поскольку правильного ответа здесь не может быть в принципе, выберите ту, которая вам больше по душе.

Для деятельных людей подойдёт утверждение, что все мы являемся двигающей силой, способной кардинально изменить окружающий мир . К лучшему или к худшему, на наше усмотрение. Некоторые философы говорят, что люди лишь ничтожные пылинки, которые вынуждены приспосабливаться к жестокому року жизни. Точка зрения имеет право на жизнь, слишком часто происходят события, в которых от нас не зависит ровным счётом ничего. И нам приходится лишь смириться с итогами и принять новые условия.

Если обратиться к «старику Фрейду» с таким вопросом, можно получить довольно откровенные ответы.

Самая древняя жажда человечества.

Но по большому счёту, все мы находимся сейчас на огромном куске минеральных пород под названием планета Земля. И это небесное тело с огромной скоростью летит в пространстве, вращаясь вокруг нашей звезды. Солнце, в свою очередь, вращается вокруг центра галактики. Ещё не кружится голова? Тогда продолжим.

Наша галактика вращается вокруг квазара или массивной чёрной дыры, вместе с другими галактиками. И все эти скопления тоже вокруг чего-то вращаются. На ум приходит карусель и осознание масштабов себя во вселенной. Буддисты со своим колесом Сансары может, были не так уж далеки от истины.

Но не стоит думать о никчёмности всего человечества или отдельных личностей.

Лучше расценивать это с другой позиции - весь мир свободен и открыт для наших исследований. Может когда-то и произойдёт контакт с иным разумом, но пока что мы можем самостоятельно познать тайны вселенной и стать первыми разумными существами на миллиардах планет.

Это уникальная возможность удовлетворить жажду познания, которую человек начал испытывать, будучи пещерным жителем.

А может мы лишь чей-то эксперимент?

Не будем обходить вниманием теории, согласно которым все человечество на нашей планете, это лишь чей-то далеко зашедший эксперимент . Идея что нас кто-то создал, что есть мифический Творец - плотно засела в умах людей. И раз уж это не Бог, пусть будут инопланетяне или кто-то ещё.

Таблица 1.

Более того, существуют люди, утверждающие, что мы живём внутри виртуальной реальности - всё это лишь проекция и ничего большего. Такая версия отлично реализована в фильме режиссеров братьев Вачовски «Матрица » в 1999 году.

А что самое «прекрасное» во всех такого рода теориях? Да то, что проверить их «изнутри» не представляется возможным. Красивые слова, громкие заявления, а вот за ними никакой реальной базы нет и быть не может. Но если кому-то доставляет удовольствие считать себя результатом какого-то эксперимента средней степени удачливости - зачем отказывать людям в столько маленьких капризах?

Никакой эксперимент наверняка не проводился бы на протяжении тысяч лет, предположение о компьютерной симуляции вообще выглядит абсурдным. Слишком уж сложно устроена не только наша вселенная, но и каждый человек в отдельности. Речь идёт даже не об анатомических особенностях, а о духовном и психологическом строении.

Но не будем уходить в дебри, вы уже должны были примерно понять. Что такое человек? - на этот вопрос нет «правильного» ответа , каждый выбирает что-то для себя. То, что ближе подходит по духу и лучше описывает настрой на будущее, вот и всё.

Видео о человеке

Мнение других по слабости человеческой натуры ценится обычно очень высоко, хотя оно несущественно для нашего счастья. Как кошка мурлычет, как ее гладят, так стоит похвалить человека, как его лицо сияет истинным блаженством, хотя похвала может быть ложной. А обиду причиняет всякое оскорбление его честолюбия.

Эти свойства, на которых основано чувство чести, благоприятны для порядка человеческого общения, но служат препятствием для счастья людей. Этим свойствам надо поставить границ, иначе мы станем рабами чужих мнений и настроений.

К тому же все происходящее в чужом сознании для нас безразлично. Мы станем к нему равнодушны, если задумаемся, как мелки помыслы большинства. Зачем ценить мнение полдюжины баранов, которые пренебрежительно поругивают выдающегося человека!

Кто же не может найти счастья в том, что он есть, обращается к тому, чем он является в чужом представлении - крайне скудный источник счастья.

Надо усвоить истину, что каждый живет в собственной шкуре, а не во мнении других. Придавать чрезмерную ценность мнению других - всеобщий предрассудок. Влияние сказывается в рабском трепете: «что скажут», в том, как Вергилий вонзает кинжал в сердце дочери, или как ради посмертной славы жертвуют всем, и даже жизнью. Преступая границы целесообразности, это превращается во всеобщую манию. Половина тревог и огорчений - от заботы о чужом мнении.

Этот недочет нашей культуры разветвляется на честолюбие, тщеславие и гордость. Гордость - готовое убеждение субъекта в своей высокой ценности, а тщеславие - желание вызвать это убеждение в других. Гордость - уважение самого себя изнутри, тщеславие - стремление приобрести его извне.

На гордость нападают те, кто не имеют, чем гордиться. При глупой наглости большинства обладателю внутренних достоинств надо открыто выказывать их. Скромность - подспорье для болванов, она заставляет человека говорить про себя, что он такой же болван, как другие.

Самая дешевая гордость - национальная. Каждая нация насмехается над другими, и все они в одинаковой степени правы.

Ценность чина, как ни важен он в глазах толпы, условна. Ордена - это векселя, выданные на общественное мнение, сберегающие государству крупные суммы, заменяя денежное вознаграждение.

Можно сказать, что честь - это внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь, но это определение было бы скоре блестящим, чем ясным и глубоким. Высокая ценность, признаваемая за четью, заключается в том, что человек слаб, и лишь в сообществе с другими может сделать многое. Чтобы считаться полноправным членом общества, важна честь.

Есть несколько видов чести. Гражданская честь охватывает самую широкую сферу и заключается в уважении прав каждого, запрещении пользоваться несправедливыми и запрещенными законом средствами.

Слава имеет положительный характер, ее надо завоевывать. Честь - отрицательный, это мнение не об особенных свойствах, а о таких, которые предполагаются во всех людях, ее надо хранить, не терять. Извне чести можно повредить лишь клеветой, она полностью вытекает из субъекта.

Служебная честь есть всеобщее мнение о том, что человек, занимающий должность, действительно обладает всеми необходимыми данными и точно исполняет служебные обязанности. Он подразделяется на честь чиновника, врача, адвоката, учителя, даже ученого. Сюда же относится истинная воинская честь.

Половая честь делится на мужскую и женскую женская несравненно важнее мужской, так как в жизни женщины половые отношения играют главную роль. Женская честь заключается во всеобщем мнении, что девушка не принадлежала ни одному мужчине, и что замужняя женщина отдавалась лишь своему мужу. Ведь если женщине нужно от мужчины всего, то мужчине от женщины - только одного. Следовательно, надо сделать так, чтобы мужчина это мог получить не иначе, как взяв на себе заботы обо всем и, в частности, о детях. Для этого женщины объединены в сплоченную массу против общего врага, и первая заповедь женской чести не вступать во внебрачное сожительство, дабы каждый мужчина вынуждался к браку, как к капитуляции. Потеря чести - измена своему полу. При этом изменившая жена хуже падшей девушки, ибо она теряет еще и гражданскую честь, нарушив слово. Потому иногда говорят снисходительным тоном «падшая девушка», но не сожалеют о «падшей женщине». Женитьба восстановит честь девушки, но ни развод, ни брак с любовником не возвратят чести изменившей жене.

Особо в отношении женской чести стоит фаворитка короля - она отдалась мужчине, который ее любит, но не может на ней жениться, ибо каждый может свободно выбирать жену, кроме одного бедняги - правителя страны.

Принцип женской чести не является естественного происхождения, о чем свидетельствуют детоубийства и самоубийства.

Половая честь мужчин родилась из представления, что вступивший в такую сделку как брак, следил отныне о ее нерушимости, дабы мужчина нераздельно обладал женой, мстил за измену, а если примирится с ней - общество мужчин покроет его позором. Но это не столь серьезный позор, как у падшей женщины, потому что у мужчин половые отношения неглавное, у него есть много других, более важных, занятий.

Рыцарская честь привилась только в христианской Европе, и то лишь среди высшего класса. Она заключается не в мнении других, а лишь в его выражении - те же оскорбления могут быть взяты назад. Все сводится не к тому, чтобы заслужить уважение, а чтобы вынудить его. Поведение может быть благородным, но честь его во мгновение будет отнята обругавшим его, пусть сам он будет негодяй. А ведь в большинстве случаев именно такие типы оскорбляют порядочных людей. Проглотивший оскорбление считается тем, кем его назвал оскорбитель. Отсюда - кровавые поединки. А если человека ударят рукой, это означает окончательную потерю чести, которая не смывается кровопусканием, но только убийством. Правда, можно вернуть честь еще большим оскорблением - пощечина исцеляется палкой, палка - плетью, плеть - плевком в лицо. Ведь насколько постыдно быть обруганным, настолько почетно быть оскорбителем. Глупость и мерзость легитимируются грубостью. Верховное судилище - физическая сила, животность.

Добавим, что нарушать нельзя только слово чести, платить нужно только карточный долг - долг чести. От нарушения другого слова или неуплаты другого долга рыцарская честь не пострадает.

Для нормального человека этот варварский кодекс чести смешон. Цивилизованные народы древности ценили человека по тому, что он обнаружил в своих действиях. Рыцарская честь не первична, ее принципы искусственны. Это порождение тех времен, когда за кулаком признавалось большее значение, чем за мозгами.

Все это предрассудки. Возмутительно и позорно, что два молодых, неопытных и вспыльчивых человека, перекинувшись парой резких слов, должны искупить это своей кровью, здоровьем и жизнью. Человек - «дерущееся животное», и почему удары рукой тяжелей вдесятеро более сильного удара от своего коня?

Вступив на путь свободомыслия, я поду еще далее: почему столь важна разница убийства из засады и в открытом бою? Потому, что государство признает лишь право сильного - кулачное право, а открытый бой показывает, в сущности, кто сильнее или ловчее. Если есть уважительные мотивы для убийства, нет разницы, каким способом я его убью - спереди или с тыла. Тем более что в дуэли каждый прием - это коварство, хитрость. А указывать на необходимую оборону в дуэли - значит искать благовидный предлог для убийства.

Рыцарская честь - трагикомический фарс, делающий современное общество натянутым и боязливым, это Минотавр, в жертву которому из года в год приносится некоторое число юношей из благородных семейств Европы. Побороть жупел рыцарской чести - дело философа; предлагаю вызвавшего и принявшего вызов давать 12 палочных ударов, секундантам - по 6, а последствия свершившейся дуэли рассматривать как уголовное преступление.

Для полноты упомяну о национальной чести. Это честь целого народа как члена всенародного общества. Она сочетает в себе честь гражданскую с рыцарской: должна заслуживать доверия (кредита) и ее следует бояться.

Рассмотрим славу. Как из Диоскуров Поллукс был бессмертен, а Кастор - смертен, так и слава - бессмертная сестра смертной чести. Но это относится только к высшему виду славы. Бывает еще эфемерная, кратковременная слава.

Слава обусловливается свойствами, которых ни от кого нельзя требовать. Она приобретается лишь деяниями или творениями. Обычно, чем позднее приходит слава, тем она прочнее.

Но признание великих творений - дело трудное. Как заметил Лихтенберг: «Если при столкновении головы с книгой раздастся пустой звук, то всегда ли это - звук книги?». И далее: «творение есть зеркало; если в него смотрит обезьяна, оно не будет отражать апостольского лика». В какой бы области ни появилось нечто прекрасное тотчас же все многочисленные посредственности заключают между собой союз с целью не давать ему хода, и если возможно - погубить его.

Славу приходится завоевывать, сражаясь с завистью.

Так как слава - производное, эхо, отражение, тень заслуг, и объект восторга ценнее самого восторга - источник счастья заключается не в славе, а в том, чем она добыта, то есть в самих заслугах, или, точнее - в моральных и интеллектуальных характере и свойствах, из коих вытекли эти заслуги. Даже тот, кто только заслужил, но не приобрел славы, обладает главным.

Денис СОКОЛОВ - бизнесмен, писатель и драматург, автор глубоких и захватывающих произведений, раскрывающих всеобъемлющее значение вечных истин. У нас в гостях он размышляет об этапах развития бизнеса и движущих силах творчества.

БДМ: Вы много времени проводите в Таиланде. Что вас изначально привлекло в этой стране? Восточная экзотика, теплый климат, особая метафизика?

Правильнее было бы сказать, что я живу в Таиланде и, по мере необходимости, иногда выезжаю в другие страны. Все перечисленные моменты, безусловно, притягательны. Сюда бы следовало добавить особенность людей: тайцы в своем большинстве - люди непосредственные и не фальшивые, они напоминают больших детей, и мне это очень импонирует.

Период становления бизнеса требовал огромного вложения сил. Впоследствии мне удалось наладить этот механизм и организовать процесс таким образом, что участие мое стало необходимо только во время сбоев или форс-мажоров, что, к счастью, случалось весьма редко.

Итак, у меня появился источник существования и самое главное - масса свободного времени и нерастраченной энергии. Встал вопрос: «Что же дальше?» Как правило, следующей движущей силой на пути развития бизнеса становится стремление предпринимателя войти во властные структуры. С одной стороны, здесь расчет на то, что это поможет еще больше расширить и укрепить начатое дело, а с другой - желание удовлетворить личные амбиции. Но меня манил Восток, и я отправился путешествовать. Так я оказался в Таиланде, который сегодня стал для меня таким близким и родным.

БДМ: И что больше всего в этой стране вас вдохновляет?

Вдохновляет, как и вдохновляло, все вышеперечисленное. Нельзя не упомянуть и о том, что Таиланд - индустриально развитая страна и экономически крепкое государство. Практически все страны Юго-Восточной Азии значительно отстают в своем развитии от этого королевства. Я не случайно употребил термин «королевство», потому что своему процветанию Таиланд во многом обязан правящему королю, который вот уже более шести десятилетий определят экономическую политику страны. Он получил прекрасное образование в Европе, имеет ряд авторских свидетельств и патентов, и кроме того - прекрасный музыкант.

По моему личному мнению, для предпринимателя сегодня иметь бизнес только в одной стране - слишком рискованно. Как говорится, спокойно спать не будешь. Постоянно меняющиеся бюрократические законы могут поставить на грань катастрофы любое начатое дело. Это свойственно не только России, но и большинству стабильных европейских государств. Яркий пример - недавняя история с Жераром Депардье… Поэтому в качестве второй страны для своего бизнеса я и выбрал Таиланд. Сегодня могу сказать, что не ошибся: мое дело здесь процветает и приносит стабильный доход.

БДМ: Помимо внутренней мифологии, пестуемой местными жителями, есть также внешняя - набор клише о стране, сложившийся в головах всех россиян. Насколько эти мифы о Таиланде, по вашим наблюдениям, соответствуют действительности?

Ох, как хочется сказать простым и не очень цензурным русским языком, но постараюсь корректнее. Основная масса россиян предпочитает отдых в Таиланде, потому что здесь тепло и все недорого, в том числе и любовные утехи, причем на все вкусы - вот на чем основаны мнения об этой стране наших соотечественников. Большинство туристов, кроме Паттаи, Пхукета да выездных шоу-туров с театрализованными программами, ничего не видели. Естественно, что в туристические центры съезжаются в поисках легкой удачи не самые лучшие люди страны, но даже они порой выгодно отличаются от многих представителей так называемой российской элиты или напыщенной псевдоинтеллигенции. Я бы посоветовал нашим гражданам самостоятельно попутешествовать по Таиланду, посетить святые места, пообщаться с обычными людьми, побывать в самом большом в мире зале для медитаций монастыря Тамакай, вмещающего в себя более миллиона человек. Я уверен, что после подобного путешествия не полюбить Таиланд будет просто невозможно.

БДМ: В чем вы видите причины такого явления, как дауншифтинг, и как вы его оцениваете?

К дауншифтингу во всех его проявлениях отношусь с большой симпатией. То, что люди бегут от так называемых «плодов цивилизации», несложно объяснить. Современная идеология проповедует идею о том, что человек - член общества, винтик в едином механизме и т.д. Это очень удобная для общества позиция, позволяющая распоряжаться индивидуумом в соответствии со своими целями, оказывать на него давление. Для этого есть масса способов - не стоит их перечислять, они хорошо известны. Такое положение вещей в мире существует издавна. Давайте вспомним классику: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Итак, главное, что теряет современный человек, - собственную свободу, и никакие блага не в состоянии заменить эту потерю. Кстати о благах: в безудержной погоне за ними как за главной ценностью человек зачастую теряет самого себя. Сегодня бытует мнение, что деньги способны дать истинную свободу. Это заблуждение: деньги показывают, что на самом деле представляет собой человек.

БДМ: Чем вас, как творческого человека, привлекает библейская тема? Насколько для вас важно существовать в традиции?

Меня привлекает не только библейская тема, но и все другие великие религиозные учения - суть их одна, и я ее отражаю в своем творчестве. В основном я, конечно, опираюсь на учение Христа, потому что очень люблю Его лаконичную и поэтичную манеру подачи материала.

Ни религиозные, ни какие-то другие традиции для меня абсолютно не важны. Например, предстоящий Новый год я буду встречать на борту самолета. Как очень хорошо сказал однажды Жванецкий: «Праздник не по календарю, а по настроению». Что же касается религий, то меня интересуют исключительно учения, а не ритуалы, придуманные людьми.

БДМ: Является ли притча вашим любимым жанром?

Наверное, отвечу утвердительно, хотя сам не могу до конца понять, в чем сила этих коротких и, не побоюсь сказать, волшебных повествований. Мне кажется, что они, минуя компьютер-мозг, попадают прямо в сердце и уже оттуда дают неиссякаемую пищу уму. Это всегда тонкая и очень поэтичная вещь, поэтому нужно уметь отличать настоящую притчу от пусть даже очень хорошей небольшой философской зарисовки.

БДМ: Одни писатели рисуют себе образ своего читателя, другие - нет. К каким принадлежите вы? Создавая свои произведения, вы думаете: какой он, читатель, которого «зацепит» эта история?

Нет, я имею возможность писать то, что велит сердце, но при этом стараюсь излагать материал так, чтобы он был понятен самому обычному человеку. Я считаю, что писатель должен иметь средства для существования, не связанные с его творчеством, только тогда его перо будет по-настоящему свободным.

БДМ: В работе вы перфекционист? Долго шлифуете тексты? Недавно Виктор Ерофеев сказал, что книги не пишутся, а снисходят. Как вы к этому относитесь?

Я - перфекционист, причем абсолютно во всем: жарю ли яичницу или строю дом, все стараюсь довести до совершенства. Это довольно тяжело. Много раз зарекался измениться, сам себе говорил, что лучшее - враг хорошего, но ничего не могу с собой поделать. А вот с литературным творчеством дело обстоит иначе. Есть такая поговорка: «Если можешь не писать, не пиши». Когда я создаю свои произведения, у меня ощущение, что какая-то неведомая сила заставляет меня. Например, когда я писал «Утерянные страницы Евангелия», что-то поднимало меня с постели в три часа ночи и до рассвета я творил, рука сама выводила строки, словно под чью-то диктовку. Пишу я свои произведения элементарной чернильной ручкой или тонким фломастером. Я убежден, что хорошие произведения невозможно «настучать» на клавиатуре. Так что с Ерофеевым абсолютно согласен.

БДМ: Вы в своих книгах эксплуатируете нашу реальность?

Чаще всего нет, и это не только моя прихоть. Я уже говорил, что у меня сложилось впечатление, что кто-то сверху водит моей рукой, и этот кто-то в основном делает упор на древние мудрости или строит прогнозы на будущее.

БДМ: Чем отличается версия сценария для театра («Ангел-хранитель») от книжной версии?

Дело в том, что «Утерянные страницы Евангелия» хотя и пьеса, но она - не для постановки, а для вдумчивого прочтения. Поэтому и был создан несколько упрощенный вариант - пьеса «Ангел-хранитель». В основу повествования положена занимательная современная жизненная история, в которую органично вплетены отрывки из «Утерянных страниц». По мнению критиков, «Ангелу-хранителю» будет «сопутствовать успех на сценических площадках». Я тоже считаю, что пьеса удалась, она уже включена в репертуар следующего года сразу двух театров.

БДМ: Вы предлагали свои пьесы «Если черту отпилить рога, или Необычные явления при повышенной температуре» и «Ангел-хранитель» отечественным театрам. А вот сценарий «Метка» - Голливуду. В чем же принципиальное отличие?

Что касается российских театров, то сегодня большинство из них возглавляют весьма достойные и заслуженно уважаемые люди, так что за свои пьесы я могу не волноваться. Что же касается киносценария «Метка» - это очень серьезная и масштабная работа. У меня же создалось впечатление, что наш отечественный кинематограф сегодня находится в упадке, и я просто не знаю, кому бы там можно было доверить эту работу.

БДМ: Вы пишете пьесы, которые могли бы стать романами. Что, по-вашему, происходит с текстом, когда роман превращается в пьесу или сценарий, и наоборот?

Это очень интересный и важный вопрос. Сюжетная линия моих пьес довольно насыщена, и их можно было бы легко переписать в романы, что, кстати, мне неоднократно рекомендовали. Но меня не интересует прибыль от моих произведений, и самое главное, что я люблю концентрат, причем не только в литературе. Наверное, это черта характера: я никогда не стану разводить виски содовой или джин тоником, а предпочту выпить немного, но в чистом виде, а если выкурить сигарету, что тоже делаю крайне редко, то только самую крепкую. Почему я предпочитаю «концентрат» в своем литературном творчестве? Наверное, потому, что все мои произведения религиозны (кстати, таковой является вся великая русская и зарубежная литература). Но, на мой взгляд, в классических произведениях есть один очень существенный недостаток, они, если можно так выразиться, слишком жидко разведены… Сколько у нас произведений о любви, и как все они похожи друг на друга: любил, разлюбил, покончила с собой от любви… Произведения со счастливым концом заканчиваются свадьбой, а трагедии со свадьбы только начинаются. Разве об этой любви говорил Иисус? Если говорить о теме любви в литературе, то ближе и религиознее всех оказался Чехов в своей небольшой повести «Душечка», где он показал простую женщину, олицетворявшую собой истинную любовь. Или, к примеру, взять место из Писания, где Иисус говорит о том, что он пришел «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее» (Мф. 10:35. - БДМ). Конфликту отцов и детей уделяли внимание многие художники, но я не знаю ни одного из них, кто в своих толстых романах сумел бы раскрыть до конца глубину этих строк. Но и это не самое главное: разрывать религиозное учение на части, нарушать целостность, выхватывая отдельные цитаты из контекста недопустимо. Именно поэтому в своей пьесе «Утерянные страницы Евангелия» я попытался соединить и расставить в логической последовательности лучшие мысли и высказывания Иисуса из Священных Писаний и сохранившихся Священных преданий.

БДМ: Как вы думаете, есть ли какая-то закономерность в том, что в определенный момент тот или иной персонаж (имевший реальный исторический прототип) вновь начинает будоражить умы, интересовать писателей, режиссеров (пусть даже спустя несколько десятилетий, столетий)?

Наверное, закономерность есть. Современные политики нам рисуют историю, потребную для сего дня, но время срывает фальшивые маски и возникает желание все переосмыслить по-новому. Такому переосмыслению посвящена моя пьеса «Если черту отпилить рога».

БДМ: Есть китайская поговорка: «Самые бледные чернила лучше, чем самая хорошая память». А вы как думаете?

Я скажу исключительно исходя из личного опыта: когда приходит озарение, то стоит записывать любыми чернилами или чем угодно, что есть под рукой. Если этого не сделать, то все может исчезнуть без следа.

Беседовал Алекс ГРОМОВ

Недавно был обнародован лонг-лист Букеровской премии этого года. В него вошли 13 литературных произведений.

Премия присуждается романам, написанным на английском языке автором, который проживает в одной из стран Британского содружества.

Пол Битти «Распродажа»

Самая дерзкая сатира за последние несколько лет. Автор высмеивает американскую поп-культуру, политкорректность, мультикультурлизм. Молодой афроамериканец хочет изменить Конституцию США - после того, как чернокожие кровью и тяжелой борьбой отстояли свои гражданские права, он стремится вернуть рабство и сегрегацию.

Джон Максвелл Кутзее « Детство Иисуса »


Это самый обсуждаемый роман из лонг-листа. А его автор - самый известный писатель из всех, заявленных на Букера. В 20013 году он получил Нобелевскую премию за роман «Жизнь и время Михаэла К.»

Его новое произведение « Детство Иисуса » специально для тех, кто любит пробираться сквозь текст, как сквозь темный лес, полный тайн и загадок. Роман построен по принципу ребуса. В нем рассказывается о вымышленном городе Новилла, куда люди приплывают уже очищенными от всего: от желаний, предпочтений, гнева и эмоций.

Элисон Луиза Кеннеди « По-настоящему сладкий »


Действие романа шотландской писательницы Кеннеди происходит на протяжении одного дня.

Исходя из сюжета, кажется, что это обычное женское чтиво: одинокий мужчина знакомится с женщиной. Но, как отметили критики, это роман «о надежде и приглушенном мужестве».

Дебора Леви «Горячее молоко»


Этот текст стал для автора большим художественным экспериментом. Его главная героиня София большую часть жизни пытается найти причину таинственной болезни матери. Они вдвоем едут к известному своими нетрадиционными методами врачу.

Грэм Макрае Бурне « Его грязный план »


Книга для любителей копаться в чужой голове, искать скрытые мотивы поступков других, расшифровывать механизмы их психики - в общем, всего, что «по Фрейду».

Макрей Берет читает мемуары своего предка, который в 17 лет совершил тройное убийство. Он консультируется в различных психиатров и юристов, чтоб определить, что заставило юношу совершить такое зверство.

Иэн Макваер « Вода Севера »


Это своеобразное переосмысление «Моби Дика». Здесь действие тоже происходит на китобойном судне в 19 веке. Оно тоже является аллегорией истории человечества.

Перед отплытием герой в баре убивает человека и насилует юношу. Потом он садится на корабль и отчаливает в символический путь самопознания.

Дэвид Минс « Хистопия »


В своем первом романе Минс следует амбициозной цели - исследовать развитие американского общества. И выводы, к которым он приходи, неутешительны. Травмы нельзя по-настоящему преодолеть.

Это роман в романе. Главное действие происходит в штате Мичиган, жители которого измучены войной во Вьетнаме. Параллельно с этим раскрывается альтернативная история США - автор показывает, что бы случилось, если бы Кеннеди не убили.

Уил Менмуир « Многие »


Начинается все как в ужастике - главный герой покупает заброшенный дом на окраине изолированного от всего окружающего мира селения. Но дальше действие развивается как в социальной драме - герой оказывается вовлеченным в напряженные и сложные отношения с односельчанами, не желающими принимать чужака.

Оттесса Мошфех « Эйлин »


Читатель с первых же страниц начинает сочувствовать одинокой женщине Эйлин, которая живет с отцом-алкоголиком, работает в колонии для несовершеннолетних и вдобавок ко всему становится свидетельницей загадочного преступления.

На примере главной героини писательница показывает отношение женщины к своему телу и душе.

Вирджиния Ривс « Обычная работа »


Роман о преступлении и наказании. Его герой Роско исследует новый тип распространения электричества. Но он не может посвящать все свое время опытам, поскольку ему нужно работать на ферме. Чтобы сэкономить деньги, Роско решил украсть электроэнергию в государства. В итоге его арестовывали, ферма пришла в упадок, семья обанкротилась.

Элизабет Страут « Меня зовут Люси Бартон »


Люси - известная писательница. Она лежит в больнице после операции. Каждый день к ней приходит мать, с которой она до госпитализации долгое время не общалась. Эти визиты навевают ей воспоминания о действе - о бедности и жестокости.

Дэвид Шалай « Все, что представляет собой человек »


Роман это или нет - вопрос до сих пор остается открытым. В книге вмещено 9 разных историй, которые все же связаны друг с другом.

Во всех них раскрывается о жизни мужчины. И в каждой следующей истории герой старше. Таким образом автор показывает ритм жизни человека 21 века.

Мадлен Тиен « Не говори, что у нас ничего нет »


Это роман о жизни в Китае: от гражданской войны и до сегодняшнего дня.

Молодая женщина и ее маленькая дочь, сбежавшие из Китая в Канаду после протестов на площади Тяньаньмень , приютили у себя незнакомца. Он рассказывает им о революционном Китае на примере истории своей семьи.



Рекомендуем почитать

Наверх