Польские бронесилы второй мировой. Польская танкетка tks Сравнение особенностей лёгких танков в испанской Гражданской войне

Дизайн и интерьер 22.09.2019
Дизайн и интерьер

Если судить по цифрам, то к моменту начала Второй мировой войны Польша имела достаточно внушительный парк бронетехники - около 870 единиц (против примерно 2700 танков в немецких группах армий «Север» и «Юг»). Но 3/4 из них приходилось на достаточно специфические машины - танкетки TK-3 и TKS. Что же представляли собой эти боевые машины, составлявшие основу польского бронетанкового вооружения?

Студент-архитектор и его «тараканы»

9 сентября 1939 года началось одно из первых крупных сражений Второй мировой войны – битва на Бзуре. Польские армии «Познань» и «Поморье», отступавшие на восток из познаньского выступа, оказались в тылу рвавшейся к Варшаве немецкой группы армий «Юг». Передвигаясь ночными маршами, поляки скрытно дошли до долины реки Бзуры и нанесли мощный удар по левому флангу 8-й армии вермахта. При наступлении на юго-восток они освободили несколько городов и вынудили германское командование пересмотреть планы операций в центральной Польше, перебросив к Бзуре дополнительные танковые и авиационные подразделения. Ситуация для немцев в этом районе была настолько критичной, что, например, 17 сентября люфтваффе практически отменило все вылеты, кроме связанных с районом Бзуры. Тем не менее, общий ход боевых действий армии «Познань» и «Поморье» переломить не смогли - ещё 12 сентября немцы подошли ко Львову, а 14-го завершили окружение Варшавы.

В числе других воинских частей в состав армии «Познань» входила Великопольская кавалерийская бригада, в составе которой сражался 71-й бронебатальон (71 Dywizjon Pancerny). Из трёх рот этого сформированного непосредственно перед войной (24–27 августа) подразделения только одна была укомплектована машинами, которые с известной долей условности можно назвать танками. Это были тринадцать пулемётных танкеток TKS (и, возможно, TK-3), четыре из которых поляки успели перевооружить, установив автоматические пушки 20 mm wz. 38 model A (по польской классификации это орудие проходило как «сверхтяжёлый пулемёт»). Одной из таких танкеток с «тяжёлым» вооружением командовал призванный в армию 26 августа студент Варшавского политехнического университета - командир взвода сержант Роман Эдмунд Орлик. Вторым членом экипажа, состоявшего из двух человек, был механик-водитель Бронислав Закржевский.

Во время битвы на Бзуре Великопольская кавалерийская бригада вела тяжёлые бои против 4-й танковой дивизии 16-го моторизованного корпуса 10-й армии вермахта. 14 сентября бригада атаковала немцев в районе Брохова. В этом бою Орлик уничтожил 3 танка из состава 36-го танкового полка; скорее всего, это были машины PzKpfv I и PzKpfv II, составлявшие основу танкового парка немецкой 4-й дивизии.

18 сентября Великопольская кавалерийская бригада в составе Оперативной кавалерийской группы, сформированной с целью очищения пути на Варшаву для остальных окружаемых немцами польских частей армии «Познань», вела бои в районе Кампиноской пущи к западу от столицы. Взвод (в польских источниках – полувзвод, półpluton) Орлика в составе его машины и ещё двух танкеток с пулемётным вооружением был направлен в разведку. Услышав шум танковых двигателей впереди, сержант отправил машины с пулемётным вооружением в укрытие, а сам расположился в засаде.

По дороге перед польской танкеткой двигалась колонна из трёх танков и нескольких автомобилей 1-й лёгкой дивизии вермахта. Внезапно открыв огонь, польский танкист выстрелом в борт уничтожил головной немецкий танк прямо на дороге, вынудив остальные машины для объезда съехать в лес. Меняя позиции, Орлик уничтожил два остальных немецких танка, оставшуюся часть немецкой колонны обратил в бегство и без потерь вышел со своим взводом из боя.

В некоторых источниках указывается, что все три танка, уничтоженные Орликом 18 сентября, были чешскими PzKpfw 35(t), составлявшими основу танкового парка 1-й лёгкой дивизии. Однако с большой вероятностью одним из этих танков был PzKpfw IV . На вооружении 1-й лёгкой дивизии в небольшом числе они имелись, и за период с 1 по 25 сентября дивизия потеряла до 9 танков этого типа. В бою в числе прочих получил тяжёлые ранения и умер командир танкового взвода лейтенант Виктор IV Альбрехт, принц Ратиборский – в ряде источников указывается, что именно он командовал экипажем PzKpfv IV, и даже приводится фотография его уничтоженной боевой машины.

Предположительно, на фото PzKpfv IV принца Виктора Альбрехта, уничтоженный Романом Орликом в бою 18 сентября

19 сентября Орлик принял участие в бою за Серакув, где несколько десятков танков немецкого 11-го танкового полка и 65-го танкового батальона атаковали 7-й полк конных стрелков и 9-й уланский полк поляков. Батареей 7-го дивизиона конной артиллерии и польскими танкистами в этом бою было уничтожено и подбито более 20 немецких танков, из числа которых на счету танкетки Орлика 7 машин. Двоих немецких танкистов Орлик взял в плен. Затем Орлик сумел вывести свою танкетку к Варшаве, принял участие в её обороне, а после падения города присоединился к силам польского сопротивления. Ему удалось пережить войну, после которой он работал по своей специальности – архитектором.

Принимая во внимание машину, на которой сражался Орлик, его достижения (13 подбитых и уничтоженных танков меньше, чем за неделю боёв) выглядят очень достойно. Маленькая, легкобронированная и слабо вооружённая танкетка TKS и на первый, и на второй взгляд мало подходила на роль грозного истребителя танков. Тем не менее, как показала практика, в умелых руках и она могла быть грозным оружием - причём, учитывая то, что Орлик стал танкистом буквально за несколько дней до начала войны, освоить её, видимо, было несложно.

Так что же это за бронемашины, о которых, как пишет польский военный историк Януш Магнуски, пленённый поляками немецкий офицер-танкист отозвался такими словами:

«…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».

Поляк с британскими корнями

Эксперименты британского танкостроения в межвоенный период «аукнулись» по всему миру. «Виккерс шеститонный», например, породил целую плеяду однотипных машин в разных странах, впоследствии воевавших по обе стороны фронтов Второй мировой войны. Похожим образом сложилась судьба и у двухместной танкетки конструкторов Джона Кардена и Вивьена Ллойда Mk VI, которая в советской специальной литературе звучно именовалась «гусеничным пулемётовозом Карден-Ллойда». Их с различными доработками производили в СССР (Т-27), Франции, Чехословакии, Японии, Италии, Польше – причём в двух последних странах к началу мировой войны именно танкетки составляли основную массу гусеничных бронемашин.

Британская танкетка, вооружавшаяся 7,7-мм пулемётом «Виккерс» с водяным охлаждением, была дёшева и проста в конструкции. При её изготовлении использовались многочисленные доступные автомобильные узлы и агрегаты, в том числе двигатель Ford T.

В 1929 году, когда началось её серийное производство в Англии, поляки закупили один экземпляр для испытаний. После показа на полигоне в Рембертове 20 июня 1929 года было решено закупить ещё 10 танкеток, из которых сформировали два взвода по пять машин. Всесторонние испытания показали, что машины обладают хорошими подвижностью и проходимостью, что в совокупности с малым размером делает их подходящими для нужд разведки. Было принято решение заменить танкетками бронемашины wz.28 в разведывательных подразделениях кавалерийских частей, и Польша приобрела лицензию на производство Карден-Ллойд Mk VI.

Более подробные исследования, проводившиеся с сентября по декабрь 1929 года, показали и определённые недостатки. В первую очередь проблемы доставляла малокомфортная не подрессоренная подвеска, из-за которой экипаж выматывался после продолжительной поездки. Уже на двух британских машинах поляки усовершенствовали её конструкцию, установив полуэллиптические рессоры.

Но на этих полумерах решено было не останавливаться – в массовое производство поляки запустили более глубоко модернизированные машины. Промежуточными этапами по усовершенствованию танкетки были машины версий TK-1 и TK-2 с изменённой формой корпуса, которые друг от друга отличались расположением ведущего колеса: в ТК-1 оно было сзади, а в ТК-2 осталось спереди.

Кроме того, если на ТК-2 в качестве силовой установки по-прежнему использовался двигатель Ford T, на ТК-1 поставили новый Ford A. Обе машины получили электрический стартёр, а в качестве вооружения на них установили пулемёт с воздушным охлаждением «Гочкис» wz.25. Что касается названия польской танкетки, то по его происхождению нет единого мнения. ТК может быть аббревиатурой от фамилий конструкторов Тшецьяка и Каркоза, которые работали над машиной, инициалами подполковник Тадеуша Коссаковского из инженерного департамента польской армии, а также просто сокращением от слова «танкетка».


Прототипы ТК-2 (на переднем плане) и ТК-1. За ними видны оригинальные британские Карден-Ллойды Mk VI. Фотография, вероятно, относится к 1930 году. На заднем плане грузовики Ursus A и два Saurer

Серийное производство

Дальнейшие испытания и работа над прототипами привели к созданию третьего варианта машины с закрытым сверху боевым отделением. Новая машина под названием ТК-3 и была принята на вооружение польской армии в 1931 году. Всего этих танкеток было изготовлено 3 партии по 100 штук, причём 15 ТК-3 из первой партии были сделаны из неброневой стали.


Серийная танкетка ТК-3. Масса 2430 кг, двигатель Ford A 40 л.с., скорость по дороге 46 км/ч, запас хода до 200 км. Вооружение – 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект - 1800 патронов

В начале 30-х годов поляки приобрели лицензию на производство итальянского двигателя FIAT-122BC и в рамках импортозамещения (моторы Ford-A приходилось закупать за границей) в 1933 году установили двигатель отечественной сборки на некоторое число танкеток. Всего таких машин (которые получили наименование TKF) было выпущено от 18 до 22; есть мнение, что они входили в число 100 машин последней серии ТК-3.

В 1933 году началась работа над модернизацией ТК-3. TKS (или, в довоенном написании, TK-S) получила корпус новой формы с улучшенным бронированием. Разумеется, машину оснастили фиатовским двигателем отечественного производства, а также новой трансмиссией. Была усилена подвеска, расширены траки гусениц и изменена система их натяжения. Командир получил поворачиваемый современный перископ, а пулемёт на TKS был установлен в шаровой установке (на первом прототипе устанавливался пулемёт с водяным охлаждением wz.30 «Браунинг», но затем было решено вернуться к такому же, как и на ТК-3, «воздушному» wz.25).


10. Серийная танкетка TKS с пулемётным вооружением. Масса 2570 кг, двигатель FIAT 122ВС 46 л.с. (или FIAT 122AC 42 л.с), скорость по дороге 45 км/ч, запас хода до 160 км. Вооружение - 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект - 1920 патронов

В общей сложности к окончанию производства в апреле 1937 года были построены 262 серийные танкетки TKS. Разрабатывался и облегчённый вариант TKS-B для эксплуатации в качестве артиллерийского тягача, в котором вместо бронепластин использовались обычная сталь. Машина получилась легче, быстрее (на 5 км/ч), с меньшим расходом топлива и лучшей управляемостью, но в серию так и не пошла.

Так как с самого начала было понятно, что вооружённая пулемётом танкетка не сможет бороться с бронетехникой противника, неоднократно высказывались идеи о перевооружении польских танкеток более серьёзным оружием. Ещё в 1931 году на них предлагалось установить 13,2-мм тяжёлый французский пулемёт «Гочкис». Рассматривались варианты с установкой 37-мм и даже 45-мм орудий. На рубеже 1935–1936 годов на одну из TKS в экспериментальном порядке установили тяжёлое противотанковое 20-мм ружье Золотурн S18–100 (которое использовалось в качестве основного вооружения на венгерском лёгком танке «Толди»). Этот опыт показал, что установка вооружения с таким калибром целесообразна, но ружьё поляки «забраковали» из-за того, что оно могло вести только одиночный огонь.

После испытания различных моделей автоматических пушек Эрликон, Золотурн и Мадсен, уже в августе 1939 года было принято решение перевооружить 80 танкеток TKS и 70 TK-3 недавно разработанными отечественными автоматическими пушками 20 mm wz. 38 model A.

К началу войны поляки успели произвести лишь около 50 таких орудий, а на танкетки было установлено и того меньше – от 20 до 24. Именно на такой машине сражался Роман Орлик – в силу малой заметности, подвижности и удачного вооружения такие TK-3 и TKS оказались самыми ценными образцами польской бронетехники.

Эксперименты над «тараканами»

Рассказывая о польских танкетках, необходимо упомянуть вкратце и о экспериментальных машинах на их базе. В конце 1932 или в начале 1933 года был построен башенный прототип TKW (W – «wieża», башня). На него пробовали ставить пулемёты с воздушным и водяным охлаждением. Испытания этого «минитанка» показали, что башня является экстремально тесной, обладает ужасной вентиляцией и плохой обзорностью. У машины получался очень высокий центр тяжести, правая сторона оказалась перегруженной, что могло привести к опрокидыванию, а броневой колпак водителя ограничивал угол поворота башни 306 градусами.

В 1932 году на базе ТК-3 было создано лёгкое самоходное орудие TKD с вооружением в виде 47-мм короткоствольной пушки Vickers QF. Всего было построено 4 машины, из которых сформировали экспериментальный взвод. Самоходки проходили испытания в качестве средств противотанковой и артиллерийской поддержки кавалерийских частей. По итогу учений летом 1933 года стало понятно, что к ходовой части претензий нет, а вот маломощное орудие не совсем отвечало потребностям польской армии.

37-мм противотанковой пушкой «Бофорс» была вооружена ещё одна экспериментальная машина TKS-D . Её концепция была уникальна: здесь танкетка выступала в роли тягача для обычного лафетного орудия, которое, однако, при необходимости можно было снять с лафета и установить в передней части корпуса машины. В таком виде тягач превращался в миниатюрный, но полноценный для 30-х годов «истребитель танков», самоходное ПТО.


Артиллерийский тягач/самоходное ПТО TKS-D. Орудие установлено на машине, которая буксирует «пустой» лафет

Ещё одним интересным решением была польская реализация модной в 1930-е годы концепции «колёсно-гусеничного» танка. Для польских танкеток на базе грузовика Ursus А было разработано специальное колёсное шасси. После заезда с рампы на это устройство ведущие колеса танкетки соединялись цепями с передачей на задний мост агрегата, а передние колеса шасси соединялись с органами управления бронемашины. В таком виде танкетки приобретали внешность тяжёлого бронеавтомобиля – правда, в безбашенном варианте практическая польза такого решения в боевых условиях остаётся под очень большим вопросом.

Танкетки TK-3, TKF и TKS были основными и наиболее многочисленными бронемашинами польской армии перед началом Второй мировой войны. Их внушительное количество в примерно 600 единиц на бумаге создавало видимость бронетанковой мощи польской армии. На самом деле они не могли и не смогли стать полноценной заменой «настоящим» танкам. Однако такие преимущества, как небольшой размер, малая заметность и высокая подвижность, позволяли им удачно действовать в разведке или из засад. При отсутствии другой бронетанковой техники они могли выполнять роль танка непосредственной поддержки пехоты; иногда даже само их присутствие поднимало боевой дух польских войск и угнетающе действовало на немецкую пехоту, которая часто вообще не ожидала столкновения с польской бронетехникой.

  • Janusz Magnuski, «Czołg rozpoznawczy TKS (TK)"; TBiU nr. 36; Wydawnictwo MON; Warszawa 1975;
  • Janusz Magnuski. Karaluchy przeciw Panzerom (Тараканы против танков). Pelta, Warsaw (1995);
  • Мото-механизированная пехота (Боевое использование и применение пехоты мехсоединений). Государственное военное издательство, Москва, 1934

Роман Орлик родился в 1918 году и был студентом архитектурного факультета Варшавского университета, когда, незадолго до начала войны, был призван в армию и назначен командиром танкетки TKS с 20мм автоматической пушкой в разведвзводе 71 танкового батальона Великопольской кавалерийской бригады, в звании сержанта. Водителем его танкетки был Бронислав Закржевский. Тут, наверное, стоит рассказать, что представляла из себя «боевая машина» сержанта Орлика.

Танкетки серии TK, вооруженные пулеметом

В 1928 году британская компания Vickers-Armstrong произвела двухместную танкетку Vickers Carden-Loyd Mark VI. Этот проект привлек большое внимание, и в середине 1929 Польша закупила несколько Mark VI tankette. После обширных испытаний было решено, что танкетки имеют потенциал и могут быть использованы для моторизации кавалерийских подразделений и как транспортные средства разведки. Лицензия была куплена, и внутреннее производство этого проекта началось, с изменениями британского проекта (в СССР танкетка производилась под маркой Т-27). Модернизированная Mark VI tankette, имевшая броню толщиной 3-8 мм и вооруженная единственным пулеметом 7.92mm wz.25, в 1931 получила наименование TK-3 и была принята на вооружение Войском Польским. Длина танкетки - 2600 мм, ширина - 1800, высота - 1300. В 1933 был произведен опытный образец танкетки TK-3 с более толстой броней - 3-10 мм (защита против бронебойной пули малого калибра), получивший название TKS. Всего приблизительно 300 TK-3 и 390 TKS были произведены Panstwowe Zaklady Inzynierii (Национальным Машиностроительным заводом) в Урсусе около Варшавы до сентября 1939.

Танкетка TKS с 20мм автоматической пушкой

Она же, только сзади

В 1938/39 была разработана польская 20мм автоматическая пушка FK-A wz.38 L/73.5 (способная пробить 40мм броню на расстоянии 200 м), и начался процесс перевооружения некоторых TK-3 и TKS. После испытаний и дальнейших доработок, в январе 1939, опытный образец TKS вооруженный 20мм пушкой был готов. Танкетки были изменены (была перепроектирована передняя надстройка), автоматическое орудие устанавливалось в большом шаровом креплении. Было запланировано перевооружить приблизительно от 100 до 150 танкеток до 30 января 1940. Но к сентябрю 1939 было перевооружено только небольшое число (некоторые источники говорят о 10). Экипаж из 2 человек - водителя и командира - был у всех танкеток серии TK.

14 сентября 1939 года в ходе сражения у деревни Брохов, в 52 км западнее Варшавы, он подбил 3 танка из состава 36-го танкового полка 4-й танковой дивизии вермахта.

На карте в центе видны направления удара 36-го танкового полка и 2 ромбика - танкетки TKS, которые остановили его на левом фланге.
18 сентября в бою у дороги на Pociecha Орлик уничтожил 3 танка 11-го танкового полка 1-й легкой дивизии вермахта - 2 танка Pz.Kpfw. 35(t) и танк Pz.Kpfw IV (лучший на тот момент немецкий танк). Экипаж Орлика вместе с двумя другими экипажами TKS (вооружённые только пулемётами) был направлен на разведку местности вблизи лесного массива Кампинос к западу от Варшавы.

Неожиданно он услышал гул танков противника и, приказав двум другим экипажам на TKS с пулемётами (на схеме обозначены I и II) найти укрытие, сам занял позицию в засаде. Показались три немецких танка (1,2,3 на схеме). Подпустив колонну ближе, Орлик внезапно открыл огонь и уничтожил все танки противника. В этом бою Орлик, кроме того, уничтожил несколько автомашин противника и взял в плен 2 немецких танкистов. Орлик также пытался спасти экипаж Pz.Kpfw IV (2 на схеме), который загорелся, но это ему не удалось и экипаж погиб. Это был танк командира взвода лейтенанта (по другим сведениям обер-лейтенанта) Виктора IV Альбрехта фон Ратибора (принца Ратиборского).

Уничтоженный Орликом 18 сентября 1939 Pz.Kpfw IV


Стрелкой обозначено место, где TKS пробила броню немецкого танка. Толщина боковой брони Pz.Kpfw IV Ausf B (а на снимке именно эта модификация) составляла 20 мм, т.е. с расстояния 200 м была пробиваема для орудия, установленного на танкетке

На следующий день, 19 сентября, в сражении возле Sieraków Орлик контратаковал и уничтожил 7 прорвавшихся танков противника. Как минимум 6 из них были Pz.Kpfw 35(t) всё того же 11-го танкового полка.

C

Схема сражения 19 сентября. Танки, обозначенные цифрами 1,2,3,4,5,6,7 - немецкие. 3 TK - польские танкетки.

Pz.Kpfw 35(t) - трофейные чехословацкие танки, использовавшиеся вермахтом на начальном этапе войны. В частности ими была укомплектована 1-я легкая дивизия. Лобовая броня - 25 мм, бортовая - 16 мм

Таким образом, за пять дней боев экипаж Орлика и Закржевского, управляя лекгобронированной танкеткой, вывел из строя 3+3+7=13 танков противника, превосходящих TKS в вооружении и бронировании. Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «...очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».

Его танкетка была одной из 2 TKS с 20мм пушкой, находившихся на вооружении 71 танкового батальона. Обе они были уничтожены в ночь с 20 на 21 сентября у Варшавы. Сержант Орлик сражался в Варшаве вплоть до её капитуляции 28 сентября, а в дальнейшем участвовал в польском Сопротивлении. После войны работал по специальности - архитектором и умер в 1982.

Танкетка TKS

Танкетка разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk-VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского в 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г. Танкетка выпускалась в четырех модификациях. ТК-3 – первый серийный вариант, клепаный, закрытый сверху бронекорпус (изготовлено 280 ед.). TKF - танкетка TK с двигателем 46 л.с. (произведено 18 шт.). TKS - улучшенная модель 1933 г. (произведено 260 шт.). TKS z nkm 20А – вооруженная 20-мм автоматической пушкой FK-A wz.38 (переоборудовано 24 ед.). Всего было выпущено 582 машин. Был разработан специальный прицеп, который мог буксироваться танкеткой. На ее базе выпускались бронедрезины, САУ и артиллерийские тягачи. Захваченные Вермахтом около 100 танкеток танкетки использовались под обозначением «l Panzerkampfwagen TK-3/TKS(p)» в качестве транспортеров и для обучения экипажей.

ТТХ танкетки: длина – 2,6 м; ширина – 1,8 м; масса – 2,4-2,6 т; высота – 1,3 м; бронирование – 4-10 мм; тип двигателя – Ford A/Polski FIAT-122 petrol engine; мощность двигателя – 40-46 л.с; удельная мощность – 17 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 46 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение — 7.92 мм пулемет wz.25 или 9-мм пулемет Browning wz.28 (боезапас — 2 тысячи патронов), с 1939 г. – 20-мм пушка; экипаж – 2 человека.

"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"

К началу событий 72-летней давности "панская Польша" имела довольно небольшой запас бронетехники. На 1 сентября 1939 г. в польских бронетанковых войсках (Bron Pancerna) насчитывалось 219 танкеток ТК-3, 13 TKF, 169 TKS, 120 танков 7ТР, 45 R-35, 34 Vickers Мk.Е, 45 FT-17, 8 бронеавтомобилей wz.29 и 80 wz.34. 32 танка FT-17 входили в штат бронепоездов и использовались как бронедрезины. В ходе боевых действий большая часть техники была утрачена, часть досталась в качестве трофеев вермахту и небольшая часть – Красной Армии.


Танкетка ТК-3

Разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk VI (одна из самых удачных в своём классе, экспортировалась в 16 стран мира, производилась по лицензии в Польше, СССР, Италии, Франции, чехии, Швеции и Японии). Принята на вооружение Войска Польского 14 июля 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г. Была первым полностью польским бронированным гусеничным транспортным средством. Изготовлено около 600 единиц.

ТТХ. Компоновка с передним расположением трансмиссионного отделения и с двигателем в средней части. Подвеска блокированная на полуэллиптической рессоре. Клепаный, закрытый сверху бронекорпус. Броня 6-8 мм. Боевая масса 2,43 т. Экипаж 2 человека (пулеме тиспользовался командиром). Габаритные размеры: 2580x1780x1320 мм. Двигатель Ford А, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 40 л.с. Вооружение: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм (или "Браунинг"). Боекомплект 1800 патронов. Скорость по шоссе 45 км/ч. Запас хода по шоссе 150 км.

Вариант TKS – новый бронекорпус (увеличено бронирование в гвертикальной проекции, уменьшена броня крыши и днища), усовершенствованные подвеска, приборы наблюдения и установка вооружения (пулемет размещен в шаровой установке). Боевой вес возрос до 2.57. При мощности двигателя в 42 л.с. (6-ти цилиндровый Polski Fiat) скорость упала до 40 км/ч. Боекомплект к 7.92 mm пулеметам: wz .25 - 2000 патронов, wz .30 - 2400 патронов.

Вариант TKF – двигатель Polski Fiat 122В, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения: мощность 46 л.с. Вес - 2.65 тонн.

Пушечные версии. TKD – 47-мм пушка wz.25 "Pocisk" за щитом в передней части корпуса. Боекомплект 55 артвыстрелов. Боевая масса 3 т. Переоборудованы из ТК-3 четыре единицы. TKS z nkm 20А – 20-мм автоматическая пушка FK-A wz.38 польской конструкции. Начальная скорость 870 м/с, скорострельность 320 выстр./мин. боекомплект 250 патронов. Перевооружено 24 единицы.

На базе танкетки в Польше выпускался легкий артиллерийский тягач С2Р.

Танкетки были основным видом польских бронесил. ТК-3 (выпущена 301 единица) и TKS (изготовлено 282 единицы) состояли на вооружении броневых дивизионов кавалерийских бригад и отдельных рот разведывательных танков, находившихся в подчинении армейских штабов. Танкетки TKF имелись в составе эскадрона разведывательных танков 10- й кавалерийской бригады. В каждом из перечисленных подразделений было 13 танкеток (рота).

Истребители танков, вооруженные 20-мм пушками, имелись в 71-м (4 шт.) и 81-м (3 шт.) дивизионах, 11-й (4 шт.) и 101-й (4 шт.) ротах разведывательных танков, эскадроне разведывательных танков 10-й кавбригады (4 шт.) и в эскадроне разведывательных танков Варшавской мотобронебригады (4 шт.). Именно эти машины и были наиболее боеспособными, так как танкетки, вооруженные пулеметами, оказывались бессильными против немецких танков.


Танкетка TKS с 20-мм пушкой

20-мм пушки польских танкеток FR "A" wz.38 пробивали снарядом массой 135 грамм на дистанции 200 м броню толщиной до 25 мм. Эффект усиливала их скорострельность - 750 выстрелов в минуту.

Наиболее успешно действовал 71-й бронедивизион, входивший в состав Великопольской кавалерийской бригады. 14 сентября 1939 г., поддерживая атаку 7-го полка конных стрелков на Брохов, танкетки дивизиона своими 20-мм пушками уничтожили 3 немецких танка. Если бы перевооружение танкеток успели выполнить в полном объеме (250 – 300 единиц), то потери немцев от их огня могли быть значительно больше.

Захваченный в первые дни войны немецкий офицер-танкист оценил скорость и проворство польской танкетки, заявив: «...очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану». Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием вместе со своим экипажем подбил 13 немецких танков (среди которых предположительно один PzKpfw IV Ausf B).

В 1938 г. шесть танкеток TKS приобрела Эстония. В 1940 г. они перешли в собственность Красной Армии. На 22 июня 1941 г. в 202-й моторизованной и 23-й танковой дивизиях 12-го механизированного корпуса имелось по две танкетки этого типа. При выводе войск по боевой тревоге все они были оставлены в парках.


Польские бронесилы занимают чехословацкое селение Йоргов во время проведения операции по аннексии чехословацких земель Спиша.

Танк 7ТР

"Семитонный польский" - единственный серийный польский танк 1930-х годов. Разработан на базе английского легкого танка Vickers Mk.E (создан фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930 году. отвергнут британской армией, широко поставлялся на экспорт - Греция, Боливия, Сиам, Китай, Финляндия, Болгария, по одному танку для демонстрации отправили в США, Японию, Италию, Румынию и Эстонию; послужил основой для производства советского танка Т-26, польского 7ТР и итальянского M11/39, которое многократно превысило выпуск базовой машины).

Из Великобритании в 1932 году были поставлены 22 двубашенные машины Vickers Mk.E mod.А

ТТХ:
Боевая масса, т: 7
Экипаж, чел.: 3
Броня, мм: 5 - 13
Вооружение: два 7,92 мм пулемёта обр 25
Боекомплект: 6600 патронов

Скорость по шоссе, км/ч: 35
Запас хода по шоссе, км: 160

И в 1933 году 16 однобашенных машин Vickers Mk.E mod.В

ТТХ:
Боевая масса, т: 8
Экипаж, чел.: 3
Броня, мм: 13
Вооружение: 47 мм пушка "Виккерс-Армстронг" обр.Е (или 37 мм "Puteaux" М1918)
один 7,92 мм пулемёт "Браунинг" обр.30 (или обр.25)
Боекомплект: 49 выстрелов, 5940 патронов
Двигатель: карбюраторный, "Армстронг-Сидли Пума", мощность 91,5 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 32
Запас хода по шоссе, км: 160

7TP обр. 1935 г.

Двубашенный пулеметный танк (он же 7TPdw). Компоновка с передним расположением трансмиссионного и задним моторного отделений. Корпус каркасного типа. Крепление броневых листов болтовое. Подвеска блокированная на листовых рессорах. Вооружение состояло либо из двух 7,92 мм пулемётов Browning wz.30, либо одного 13,2 мм пулемёта "Гочкисс" и одного 7,92 мм. Первый в мире серийный танк с дизельным двигателем. Производился на Национальном Машиностроительном заводе (Panstwowe Zaklady Inzynierii) в Урсусе около Варшавы. Выпущено 40 машин.

ТТХ
Боевая масса, т: 9,4
Экипаж, чел.: 3
Габаритные размеры, мм:
длина 4750
ширина 2400
высота 2181
клиренс 380
Броня, мм:
лоб корпуса 17
борт корпуса 17
башни 13
Боекомплект: 6000 патронов


Конструкция и форма корпуса, кроме моторного отделения, переделанного под установку дизельного двигателя, подвеска и гусеницы идентичны таковым у английского танка Vickers Mk Е. Башни несколько отличались от английских, имели другую конструкцию люков и систему вентиляции.


Появление характерных выступов на крышах башен было обусловлено верхним креплением магазинов к пулеметам Browning wz.30.

7ТР обр. 1937 г.

Однобашенный вариант танка образца 1935 г. (он же 7TPjw). На нём была установлена башня конической формы, разработанная шведской фирмой "Бофорс". Ствол спаренного пулемета закрывался броневым кожухом. Средств связи нет.

ТТХ:
Боевая масса, т: 9,4
Экипаж, чел.: 3
Броня, мм:
лоб корпуса 17
борт корпуса 17
башни 15
Вооружение: 37 мм пушка
7,92 мм пулемёт
Боекомплект: 70 выстрелов
2950 патронов
Двигатель: дизельный, "Заурер" VBLD, мощность 110 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 35
Запас хода по шоссе, км: 200

7ТР обр 1938 г.

Башня получила прямоугольную кормовую нишу, предназначенную для установки радиостанции N2C. Отличался также наличием ТПУ и гирокомпаса. Всего однобашенных танков 7ТР выпущено около 100 машин.

ТТХ:
Боевая масса, т: 9,9
Экипаж, чел.: 3
Габаритные размеры, мм:
длина 4750
ширина 2400
высота 2273
клиренс 380
Броня, мм:
лоб корпуса 17
борт корпуса 17
башни 15
Вооружение: 37 мм пушка обр.37г.
один 7,92 мм пулемёт
Боекомплект: 80 выстрелов
3960 патронов
Двигатель: дизельный, "Заурер" VBLDb
мощность 110 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 32
Запас хода по шоссе, км: 150
Преодолеваемые препятствия
угол подъема, град. – 35;
ширина рва, м – 1,8;
высота стенки, м – 0,7;
глубина брода, м -1.

На базе танка 7ТР c 1935 года серийно выпускался артиллерийский тягач С7Р.

Накануне Второй Мировой войны танками 7ТР были вооружены 1-й и 2-й батальоны легких танков (по 49 машин в каждом). Вскоре после начала войны, 4 сентября 1939 г. в Учебном центре танковых войск в Модлине была сформирована 1-я танковая рота командования обороны Варшавы. В ее состав входило 11 боевых машин. Столько же танков насчитывалось и во 2-й роте легких танков командования обороны Варшавы, сформированной чуть позже.

Танки 7ТР были лучше вооружены, чем немецкие Pz.I и Pz.II, обладали лучшей проходимостью и почти не уступали им в бронезащите. Принимали активное участие в боевых действиях, в частности, в контрударе польских войск под Пётркув-Трыбунальски, где 5 сентября 1939 г. один 7ТР из 2-го батальона легких танков подбил пять немецких танков Pz.I. Дольше всех воевали боевые машины 2-й танковой роты, оборонявшие Варшаву. Они участвовали в уличных боях вплоть до 26 сентября.


Польские танки 7ТР входят в чешский город Тешин. Октябрь 1938 года.


Бывший польский танк 7TP, захваченный немцами во Франции, найден американскими войсками в 1944 году.

Формирование польских танковых войск началось сразу после окончания Первой Мировой войны и предоставления Польше независимости от Российской Империи. Этот процесс проходил при мощной финансовой и материальной поддержке со стороны Франции. 22 марта 1919 г. 505-й французский танковый полк был преобразован в 1-й польский танковый полк. В июне первый эшелон с танками прибыл в Лодзь. В полку имелось 120 боевых машин Renault FT17 (72 пушечных и 48 пулеметных), которые в 1920 г. участвовали в боях против Красной Армии под Бобруйском, в северо-западной Польше, на Украине и под Варшавой. Потери составили 19 танков, семь из которых стали трофеями Красной Армии.

После войны Польша получила небольшое количество FT17 для восполнения потерь, и вплоть до середины 1930-х годов эти боевые машины были самыми массовыми в польской армии: на 1 июня 1936 г. их насчитывалось 174 единицы.

Работа по переделке и совершенствованию импортных образцов велась в Военно-инженерном исследовательском институте (Wojskowy Instytut Badan Inzynierii), впоследствии переименованном в Исследовательское бюро бронетанковой техники (Biuro Badan Technicznych Broni Pancernych). Здесь же создали и несколько оригинальных опытных образцов боевых машин: плавающий танк PZInz.130, легкий танк 4ТР, колесно-гусеничный танк 10ТР и другие.

ТТХ
Боевая масса, т. 6,7
Длина, мм. 4100, 4960 с «хвостом»
Ширина, мм. 1740
Высота, мм. 2140
Тип двигателя рядный, 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность, л.с. 39
Максимальная скорость, км/ч 7,8
Запас хода, км 35
Толщина брони, мм. 6-16
Экипаж 2 человека
Вооружение 37-мм пушка «Гочкисс» SA18 и 8-мм пулемет «Гочкисс» mod.1914

К началу Второй мировой войны, немецкие Pz.Kpfw.I хотя уже и уступили роль основного танка значительно более боеспособным Pz.Kpfw.II, всё ещё использовались вермахтом в значительных количествах. По состоянию на 15 августа 1939 года на вооружении Германии числились 1445 Pz.Kpfw.I Ausf.A и Ausf.B, что составляло 46,4 % всей бронетехники Панцерваффе. Поэтому даже безнадёжно устаревшие к тому времени FT-17, имевшие тем не менее пушечное вооружение, имели в бою преимущество над ним и были вполне пригодны, в условиях грамотного использования для применения в качестве истребителя танков. Бронепробиваемость орудия SA1918 составляла 12 мм на расстоянии 500 м, что позволяло поражать из засад уязвимые места немецких танков.

Свой последний бой «Рено» польской армии приняли безо всякой надежды на успех. Так, 15 сентября «Рено» перегородил ворота цитадели Брестской крепости, пытаясь остановить штурм танков Гудериана.


Увязший в грязи польский танк Renault FT-17 под Брест-Литовском

На вооружении 21-го танкового батальона были французские танки Renault R-35 (три роты по 16 танков). Лёгкий танк „Рено“ образца 1935 года составлял основу бронетанковых сил французской армии (к сентябрю 1939 года было поставлено 1070 единиц). Был разработан в 1934-35 гг в качестве нового танка сопровождения пехоты для замены устаревшего FT-17.

R-35 имел компоновку с расположением моторного отделения в кормовой части, трансмиссии в лобовой части, а совмещённого отделения управления и боевого - в средней части, со смещением к левому борту. Экипаж танка состоял из двух человек - механика-водителя и командира, исполнявшего одновременно функции башенного стрелка.

ТТХ
Боевая масса, т 10,6
Длина корпуса, мм 4200
Ширина корпуса, мм 1850
Высота, мм 2376
Клиренс, мм 320
Тип брони стальная литая гомогенная
Броня, мм 10-25-40
Вооружение 37-мм полуавтоматическая пушка SA18 L/21и 7,5-мм пулемет «Рейбель»
Боекомплект пушки 116 снарядов
Тип двигателя рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 82
Скорость по шоссе, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 140
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,92
Преодолеваемые препятствия
подъём, град. 20,
стенка, м 0,5,
ров, м 1,6,
брод м 0,6

Ночью 18 сентября польский президент и Верховное командование с батальоном, вооружённым французскими танками Renault R-35 (по другим данным там же были 3 или 4 танка Hotchkiss H-39, закупленные для испытаний в 1938 году), покинули Польшу, перебравшись в Румынию, где и были интернированы. 34 польских танка были включены в состав вооружённых сил Румынии.

Существенного влияния R-35 на ход польской кампании 1939 года не оказали. В немецкой армии R-35 получил индекс PzKpfw 35R (f) или Panzerkampfwagen 731 (f). По германским стандартам R 35 был сочтён неподходящим для вооружения фронтовых частей, прежде всего из-за своей низкой скорости и слабого вооружения большинства танков, поэтому использовался в основном для контрпартизанский действий и задач охранения. R-35, используемые вермахтом и войсками СС на территории Югославии, получили сравнительно высокую оценку от использовавших его солдат, благодаря своим небольшим размерам, позволявшим использовать его на узких дорогах в горной местности.

Wz.29 - Бронеавтомобиль образца 1929 года

Первый бронеавтомобиль полностью польской разработки, wz.29 был создан конструктором Р. Гундлахом. В 1926 году механический завод "Ursus" под Варшавой приобрел лицензию на производство 2,5-тонных грузовиков итальянской фирмы SPA. Выпуск в Польше начался в 1929 году. Их также было решено использовать в качестве базы для бронеавтомобилей. Проект был готов в 1929 году. Всего выпущено около 20 бронеавтомобилей обр. 1929 года или "Ursus" ("Медведь").

Они имели массу 4,8 т, экипаж - 4-5 человек. Вооружение - 37-мм орудие SA-18 "Пюто" с плечевым упором и два 7,92-мм пулемета wz. 25 или три 7,92-мм пулемета обр. 1925 года. Боекомплект 96 снарядов в коробках по 24 выстрела.

Один пулемет размещался в левой части башни (если смотреть на бронеавтомобиль спереди), под углом 120 градусов к пушке. Командир не мог использовать пушку и пулемет одновременно. Второй пулемет находился в кормовой бронеплите, справа от сиденья заднего водителя, для стрельбы из него был нужен задний стрелок. В начале службы на броневиках устанавливался еще и третий, зенитный, пулемет в правой верхней части башни, но он был неэффективен и в середине 30-х все зенитные пулеметы были демонтированы. Боезапас пулеметов – 4032 патрона (в 16 лентах по 252 патрона). Пулеметы имели телескопические прицелы.

Бронирование - стальные плиты на заклепках из хромоникелевой стали. Форма корпуса с довольно рациональными углами наклона бронеплит. Толщина брони колебалась в пределах 4-10 мм: лоб корпуса – 7-9 мм, корма – 6-9 мм, борта и крышка двигателя - 9 мм, крыша и днище – 4 мм (более толстыми были вертикальные плиты), восьмигранная башня со всех сторон – 10 мм. Броня защищала от бронебойных пуль на дистанции свыше 300 м и от обычных пуль и осколков на любом расстоянии.

Двигатель "Ursus" мощность - 35 л. с, скорость - 35 км/ ч, дальность хода - 250 км.

Два "Урсуса" имели вместо оружия радиорупоры, за что были прозваны "броневиками-оркестрами"

Бронеавтомобиль оказался тяжелым и обладал плохой проходимостью, т. к. имел только одну пару ведущих колес (привод только на заднюю ось). Они использовались, в основном, в учебных целях. По мобилизации вошли в состав 14-го броневого дивизиона Мазовецкой кавалерийской бригады. Семь машин составляли эскадрон бронеавтомобилей 11-го танкового батальона, восьмая была машиной командира батальона – майора Стефана Маевского. Командир эскадрона бронеавтомобилей – лейтенант Мирослав Яросинский, командиры взводов – лейтенант М. Нахорский и оружейный офицер С. Воджезак.

Активно использовались в сентябрьских боях, в ходе которых все были потеряны или уничтожены экипажами.

Вечером первого сентября 1939 года 2-й взвод бронеавтомобилей пресек попытку проникновения на территорию Польши немецкого разведывательного подразделения 12-й пехотной дивизии и уничтожил все 3 немецких легких бронеавтомобиля. Было повреждено 2 польские машины Ursus.

Третьего сентября была потеряна одна машина в бою с разведывательным подразделением панцергруппы "Kempf". В этот день все бронеавтомобили эскадрона прикрывали 11-й уланский полк от атак третьего батальона полка СС "Deutschland".

Четвертого сентября 1-й взвод прикрывал 7-й уланский полк в атаке на деревню Жуки. Польские машины уничтожили 2 немецких танка PzKpfw I, пытавшихся окружить позиции улан. Лейтенант Нахорский уничтожил штабную машину с арткорректировщиком и захватил немецкие карты.

Седьмого сентября броневики Ursus, поддерживая атаку 7-го уланского полка, уничтожили 2 немецких бронеавтомобиля, потеряв один свой.

Тринадцатого сентября батальон был переброшен в расположение кавалерийской бригады. Тем временем батальону были приданы 2 бронеавтомобиля wz.34 из 61-го танкового батальона. Возле маленького городка Seroczyn (к юго-востоку от Варшавы) 1-й взвод бронеавтомобилей, следуя в авангарде батальона, столкнулся с боевым охранением группы «Штейнер». Немецкое подразделение включало мотоциклетную роту, взвод бронеавтомобилей, противотанковые и пехотные пушки. В коротком бою 2 вражеских бронеавтомобиля были уничтожены, но был потерян один Ursus (подбит противотанковой пушкой), и польское подразделение отступило.

Вскоре подтянулись основные силы противника и вошли в город, поляки отступили за реку Swider. Майор Маевский сформировал боевую группу из своего 11-го батальона, солдат из разбитых польских частей, рассеянных неподалеку, артиллерийской батареи, найденной в лесу без лошадей, и подошедшей 62-й разведывательной танковой роты. Затем поляки попытались этими силами атаковать противника на другом берегу реки, но потерпели неудачу. Бронеавтомобили пытались форсировать реку через мост, но первая же машина, въехавшая на мост, была подбита огнем противотанковой пушки, а танкетки на правом фланге завязли на заболоченном лугу. Основные силы группы «Штейнер» при поддержке танков и артиллерии заставили отступить ослабленное польское подразделение. Общие потери поляков в этом бою – 2 бронеавтомобиля wz.29, 1-2 wz.34 и несколько танкеток. Немцы понесли небольшие потери, но было на некоторое время приостановлено их наступление на Вистулу. Благодаря этому кавалерийская группа генерала Андерса смогла выйти из окружения. Вечером 11-й батальон вывел из строя разведывательное подразделение 1-й пехотной дивизии (потерявшее в бою командирскую бронемашину).

Ослабленный батальон был присоединен к частям армии «Люблин» в Люблине (здесь были сконцентрированы лучшие польские бронетанковые части – Варшавская мото-механизированная бригада). Последние бронеавтомобили были уничтожены 16 сентября возле города Zwierzyniec, т.к. они не могли проехать по неровным песчаным лесным дорогам, чтобы отступить к юго-востоку от Люблина (они погружались в песок по самую ось). К тому же танки нуждались в остатках топлива для последнего боя, произошедшего 18 сентября.

Несколько машин wz.29 могли быть отремонтированы немцами и использоваться в оккупированной Польше. Ни один бронеавтомобиль wz.29 не сохранился после войны.

Бронеавтомобиль образца 1934 года

Получен путем переделки тихоходного бронеавтомобиля образца 1928 года на шасси типа "Ситроен-Кегресс В-10" из полугусеничного в колесный. Один бронеавтомобиль был переделан и испытан в марте 1934 года на испытания, которые прошли более или менее удачно, и в сентябре было готово 11 бронеавтомобилей обр. 1934 года. При переделках и дальнейшей модернизации использовались узлы автомобиля "Польский Фиат".

На машинах обр. 34-I гусеничная ходовая часть была заменена колесной с мостом автомобиля "Польский Фиат 614", поставлен двигатель "Польский Фиат 108". На бронеавтомобиле обр. 34-II поставлен новый двигатель "Польский Фиат 108-III", а также задний мост новой усиленной конструкции, гидравлические тормоза и т. д.

Бронеавтомобили обр. 1934 года вооружались либо 37-мм пушкой (примерно третья часть), либо 7,92-мм пулеметом обр. 1925 года. Боевая масса соответственно 2,2 т и 2,1 т. Для БА обр. 34-II - 2,2 т. Экипаж - 2 человека. Бронирование - 6 мм горизонтальных и наклонных и 8 мм - вертикальных листов.

БА обр. 34-II имел двигатель мощностью 25 л. с, развивал скорость 50 км/ч (для обр. 34-1 - 55 км/ч). Дальность хода соответственно 180 и 200 км. Бронеавтомобиль мог преодолевать подъем 18°.

Организационно бронеавтомобили входили в состав эскадронов бронеавтомобилей (7 бронеавтомобилей в эскадроне), являвшихся составной частью разведывательных бронедивизионов кавалерийских бригад.

К началу Второй мировой войны бронеавтомобилями wz.34 были укомплектованы 10 бронеэскадронов, входивших в состав 21 -, 31 -, 32-, 33-, 51 -, 61 -, 62-, 71-, 81- и 91-го броневых дивизионов кавалерийских бригад Войска Польского. В результате интенсивной эксплуатации в мирное время устаревшая материальная часть эскадронов была сильно изношена. Заметного участия в боевых действиях эти машины не принимали и использовались для ведения разведки.

К завершению Польской кампании все экземпляры были либо уничтожены, либо захвачены вермахтом. До настоящего времени не уцелел ни один экземпляр Wz.34. На фото - современная реплика на базе ГАЗ-69.

(Польша)

Польские танковые войска были сформированы в 1919 году, когда Польша отделилась от России и получила независимость. Непосредственное участие в процессе вооружения армии этой страны приняла Франция. Кроме финансовой поддержки, Франция также направила в Польшу военных специалистов, при помощи которых была организована Высшая военная школа и закуплена боевая техника, в том числе самолеты и танки. Предоставленные Польше 120 машин Рено ПЧ7 вошли в состав 1-го танкового полка и вскоре уже участвовали в боях против Красной Армии. 7 танков стали трофеями советских войск, а 19 были потеряны в сражениях. После войны польские танковые части пополнились еще некоторым количеством П-17, и до начала 30-х годов танки этого типа были самыми распространенными в Польше. Поскольку они быстро устаревали, стране пришлось заняться созданием собственных бронированных машин. Первыми образцами гусеничной бронетехники, которые освоила польская промышленность, стали танкетки ТК-3 и ТКБ. Накануне Второй мировой войны парк бронетанковых войск Польши на две трети состоял из этих машин.

В 1929 году Польша в числе первых стран закутила в Великобритании десять танкеток «Карден-Лойд» Мк VI и лицензию в их производство. Однако английскую машину в Польше не строили, а было принято решение разработать на ее основе улучшенный образец. В 1930 году были изготовлены две польские опытные танкетки, ТК-1 и ТК-2, отличавшиеся от зарубежного прототипа улучшенной подвеской, трех-скоростной коробкой передач, иным способом размещения двигателя и прочими новшествами. Пулемет «Браунинг» калибра 7,92 мм мог переставляться на наружный штырь и использоваться в качестве зенитного. Открытая сверху рубка имела броню толщиной 6-8 мм.

В 1931 году завод «Урсу» в Варнаве построил танкетку ТК-3 с бронированной крышей рубки и дополнительной листовой рессорой подвески опорных катков. Именно она была запущена в серийное производство, и за три года было изготовлено 280 таких машин. В процессе эксплуатации танкетки выявились ее недостатки: неудачная установка пулемета, недостаточная защищенность и теснота для обоих членов экипажа. Поэтому в 1933 году начался выпуск усовершенствованной модификации, ТКБ, имеющей увеличенный внутренний объем и лучшую защиту корпуса. Пулемет получил установку, обеспечивающую горизонтальный сектор обстрела 48˚ вертикальный - 35˚.

Снаружи корпуса вновь появилось дополнительное крепление в виде вилки, на которую мог переставляться пулемет для ведения зенитного огня. Стрелок командир при этом должен был находиться снаружи машины Кроме установки более мощного двигателя, была усилена подвеска катков и увеличена ширина гусениц, что привело к лучшей проходимости танкетки. Шестицилиндровый двигатель «Польский Фиат» 122АС мощностью 42 л. с. позволял машине развивать скорость 40 км/Ч.

Командир вел наблюдение на поле боя через перископ и три смотровые щели. До 1937 года было построен около 280 ТКБ

К моменту нападения Германии на Польшу в строю оставались 403 танкетки обоих танков и 250 легких танков. В бой было отправлено все, включая резервы. Но польская бронетехника, и в первую очередь танкетки, была уничтожен превосходящими силами противника. Уцелевшие и захваченные вермахтом ТК-3 и ТКБ использовались затем в качестве транспортеров боеприпасов и для несения охранной службы тыловых объектов после замены вооружения на пулеметы германского производства. Польская кампания выявила несостоятельность танкеток на поле боя. При встрече с немецкими танками они были обречены на поражение. Пулеметы и даже 20-мм пушки, установленные на некоторых машинах, не могли нанести существенных повреждений бронетехнике врага. Нанести урон противнику смогли только легкие танки типа 7ТР.



Рекомендуем почитать

Наверх