Сказка о семи слепых мудрецах и слоне. Притча про слона и четырёх мудрецов

Семья и отношения 17.09.2019

Мы продолжаем наш цикл суфийских притч. И сегодня расскажем историю о субъективной оценке каждого из нас.

Эта история приводится в переложении Руми — «Слон в темной комнате» — и взята из его книги «Месневи». Хаким Санаи приводит эту же сказку в более раннем варианте в первой книге своего суфийского классического произведения «Окруженный стеной сад истины». Он умер в 1141 году. И у того, и у другого автора история апеллирует к одному и тому же аргументу, в соответствии с традицией, употреблявшемуся суфийскими обучающими мастерами на протяжении многих веков.

Слепые и слон

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет.

Всем жителям города не терпелось узнать: что же это такое — слон. И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан.

Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал: «Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер». Тот, кто ощупал хобот сказал: «У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную». «Слон могуч и крепок, как колонна», — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В сей дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.

В одной деревне когда-то жили шестеро слепых. Как-то они услышали: «Эй, к нам пришёл слон!» Слепые не имели ни малейшего представления о том, что такое слон, и как он может выглядеть. Они решили: «Раз мы не можем его увидеть, мы пойдём и хотя бы потрогаем его».

«Слон – это колонна», – сказал первый слепой, потрогавший слоновью ногу. «Слон – это веревка», – сказал второй, схвативший его за хвост. «Да нет же! Это толстый сук дерева», – сказал третий, рука которого провела по хоботу. «Он похож на большое опахало», – сказал четвёртый слепой, который взял животное за ухо. «Слон – это большая бочка», – сказал пятый слепой, пощупав живот.

«Он больше похож на курительную трубку», – заключил слепой, проведя по бивню.
Они начали горячо спорить и каждый настаивал на своем. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы причиной их жаркого спора не заинтересовался проходивший мимо мудрый человек. На вопрос: «В чем же дело?» слепые ответили: «Мы не можем разобраться в том, на что похож слон». И каждый из них сказал то, что думал о слоне.

Тогда мудрый человек спокойно объяснил им: «Правы вы все. Причина того, почему вы судите по-разному, заключена в том, что каждый из вас трогал разные части слона. На самом деле слон имеет все то, о чем вы говорите». Все сразу почувствовали радость, потому, что каждый оказался прав.

Мораль заключена в том, что в суждениях разных людей об одной и той же вещи чаще всего только доля истины. Иногда мы можем видеть часть истины другого, а иногда – нет, поскольку смотрим на предмет под разными углами зрения, которые совпадают редко.

Поэтому, нам не стоит спорить до посинения, разумней сказать: «Да, я понимаю, у тебя могут быть определенные основания так считать».

Автор детской книги «Слепые и слон» Лилиан Квигли пересказывает древнюю индийскую притчу о шестерых слепых, которые приходят во дворец раджи и там впервые в жизни встречаются со слоном. Каждый из них ощупывает животное руками и рассказывает о своих впечатлениях:

«Первый слепой протянул руку и коснулся бока слона: «Какой гладкий! Слон похож на стену». Второй слепой протянул руку и коснулся хобота слона: «Какой круглый! Слон похож на змею». Третий слепой протянул руку и коснулся бивня слона: «Какой острый! Слон похож на копье». Четвертый слепой протянул руку и коснулся ноги слона: «Какой высокий! Слон похож на дерево». Пятый слепой протянул руку и коснулся уха слона: «Какой широкий! Слон похож на опахало». Шестой слепой протянул руку и коснулся хвоста слона: «Какой тонкий! Слон похож на веревку».

Завязался спор, поскольку каждый слепой считал свое описание слона правильным. Раджа, разбуженный шумом, вышел на балкон. «Слон — это большое животное», — сказал он. — «Каждый из вас прикоснулся лишь к одной его части. Вам придется сложить все части вместе, чтобы узнать, на что похож слон».

Просветленные мудростью раджи, слепые пришли к согласию: «Каждый из нас знает только часть истины. Чтобы найти истину целиком, мы должны сложить все части вместе».

Притча о слепцах и слоне.

По улице слона ведут.
Навстречу три слепца бредут.
Кричит отчаянно народ:
— Посторонитесь, слон идёт!

А те им говорят в ответ:
— Давно не видим белый свет.
И различаем только звуки.
Глаза нам заменили руки.
И разве наша в том вина,
Что не увидели слона?
Хотим на ощупь: сверху, снизу,
Ему устроить экспертизу.

Чтобы потом составить мненье
И разрешить свои сомненья,
Один, схватив слона за хвост,
Промолвил:

— Этот зверь не прост.
Похож он с виду на канат.

Второй воскликнул:
— Лжёшь ты, брат!
И хобот в руку взял свою,
— Напоминает слон змею!

А третий ногу изучил
И сразу важно заключил:
— Мне кажется, что Элефант
Не просто столб, а столб-гигант!

Хоть истина всегда одна,
Не каждому она видна.

И ещё притча про Ходжу Насреддина:

Приходит к нему один сосед и описывает свою тяжбу к другому соседу. Выслушав все его доводы Ходжа сказал - Ты прав! Сосед удовлетворённый ушел. На другой день пришел этот, другой сосед и изложил уже своё видение. Ходжа подумал и сказал - Ты прав! И этот сосед ушел довольным. Все это слушала жена Ходжи и как только последний сосед вышел воскликнула: Но Ходжа! Не могут быть два человека с разным видением ситуации правыми по одному и тому же вопросу одновременно! Ходжа подумал и сказал - И ты жена права!

Существует много вариантов этой притчи, автор которой мне неизвестен. Ее часто рассказывают на тренингах и используют в коучинговой практике. Эта история помогает заглянуть за рамки своих убеждений и "выползти" из той норки, в которую люди часто загоняют себя. Перевела ее сегодня с той англоязычной версии, которая мне больше нравится...

Прикованный слон

Когда я был мальчиком, я очень любил цирк, и из всех животных я больше всего был очарован слоном. Позже я выяснил, что это любимое животное всех детей. Во время представления оно демонстрировало свою огромную массу, размер и силу... Но после шоу, вплоть до своего возвращения обратно на сцену, слон стоял привязанным к небольшому колышку. Цепь удерживала его ноги. Тем не менее, колышек был крошечным и едва вбитым в землю. Хотя цепь была большой и крепкой, мне казалось очевидным, что животное, способное вырывать с корнями деревья из земли, могло легко вырваться и уйти. Для меня это было непостижимым. Что держало его? Почему он не сбежал?

Когда мне было 5 или 6 лет, я все еще верил в мудрость взрослых. Я задавал эти вопросы моему учителю, отцу и дяде. Кто-то из них объяснил мне, что слон был приручен. И я задал очевидный вопрос: "Если он приручен,зачем его держат прикованным цепью?" Я не помню, чтобы получил ответ, удовлетворивший меня. Потом я забыл о загадке прикованного слона и вспомнил о ней только тогда, когда в одной компании вдруг зашла речь на эту же тему.

Несколько лет назад я обнаружил, что кто-то был достаточно мудр, чтобы найти разгадку. Слон в цирке не убегал, потому что привык к этому колышку с самого раннего возраста.

Я закрыл глаза и представил себе беззащитного слоненка, привязанного к колышку. Я уверен, что он толкался и тянул цепь изо всех сил, пытаясь освободиться. Но, несмотря на все его усилия, это ему не удалось, потому что колышек был слишком крепким. Я представил его уснувшим, когда уже все силы исчерпаны, и на следующий день пытающимся вырваться вновь, и на следующий день после этого...

Пока в один день, ужасный день для всей его последующей жизни, животное приняло свою слабость как данность и покорилось судьбе. Этот огромный и мощный слон, которого мы видим в цирке, не убегает, потому что бедное животное думает, что не может убежать. Память о слабости, которую он ощутил вскоре после своего рождения, навсегда осталась в его голове. И хуже всего то, что он никогда не подвергал сомнению эти воспоминания. Он никогда не пытался проверить свои силы вновь...

Так оно и бывает. Мы все в большей или меньшей степени похожи на этого слона из цирка. Мы путешествуем по миру, прикованные к сотням колышков, отнимающих нашу свободу. Мы живем, продолжая верить, что не способны на большее только потому, что когда-то, очень давно, когда мы были маленькими, пробовали что-то сделать и нам это не удавалось. Затем с нами произошло то же самое, что и со слоном. В памяти навсегда осталось воспоминание: "Я не могу, я не могу, и я никогда не буду".

Мы живем внутри границ памяти того человека, которым мы когда-то были, и которого больше не существует. У того человека когда-то не получилось.

Единственный способ узнать, получится ли на этот раз - это попытаться сделать что-либо вновь, собрав все душевные силы... всю силу нашей души.

Посвящается всем тем, кто еще прикован к маленьким или большим колышкам, не сознавая своей огромной силы, и страшится сделать шаг вперед...

Текст притчи на английском языке:

The Chained Elephant

When I was a young boy I really loved the circus, and most of all the animals I was fascinated by the Elephant, which I later I found out, is the favorite animal of all kids. During the show the big animal was demonstrating its huge weight, its size and strength… but, after the show and before he had to return back to the stage, the elephant was standing tied up to a small pole in the ground. A chain was keeping its feet imprisoned. Nevertheless, the pole was really tiny and hardly dug into the ground. Although the chain was big and strong, it seemed obvious to me that an animal with the strength to uproot trees could easily break free and walk away. I thought of it as a mystery. What was keeping him? Why wouldn’t he run away?

When I was 5 or 6 years old I still believed in grownup wisdom. I asked my teacher, my father and my uncle, of the mystery of the Elephant. Someone explained to me that the elephant had been tamed. So I made the obvious question: “If he has been tamed, why do they have to keep him chained?” I don’t remember getting a satisfactory answer. In time I forgot the mystery of the chained Elephant to the pole and remembered it only when in the company of people who have had once held the same question on the subject.

Few years ago I discovered that someone was wise enough to find the answer. The Elephant of the circus is not running away, because he is used to that very same pole from a very young age.

I closed my eyes and I imagined the newly born defenseless Elephant tied to the pole. I am sure that back then the little Elephant pushed and pulled and sweated trying to get free. But, in spite of all his efforts, he didn’t succeed because the pole was too strong for him. I imagined him sleeping exhausted and next day trying again, and the day after the same…

…Until one day, an awful day in his history, the animal admitted to his weakness and submitted to his destiny. This enormous and powerful elephant we can see in the circus is not running away because the poor animal thinks he can’t. The memory of the weakness he felt shortly after his birth is forever engraved in his mind. And the worst is that he never questioned seriously this memory. He never tried to test his strength…

This is how it is. We are all more or less like the Elephant of the circus. We travel around the world chained to hundreds of poles that take away our freedom. We live believing “We can’t” do so many things just because once, a long time ago, when we were young, we tried and we didn’t succeed. Then the same thing happened to us as to the Elephant. The same message “was engraved in our memory”: I can’t I can’t, and I never will.

We live inside the boundaries of a memory of the person we were once and who doesn’t exist anymore. That person didn’t make it.

The only way to find out if we can, is by trying again with all the power of our soul…all the power of our soul.

Dedicated to all those still chained to small or big poles, not being conscious of their enormous strength, afraid of taking a step forward…

И вдогонку - несколько вопросов, которые можно задать на размышление:

Чем вы сами или кто-то другой похожи на слона или на слоненка?

Что можно назвать "цепью", которой вы привязаны?

Что произойдет, если вы освободитесь?

Есть ли какие-то ситуации, в которых вы сдавались и отказывались от борьбы?

Что вы думаете по поводу ваших собственных способностей? Какие из этих убеждений стоило бы изменить?



Рекомендуем почитать

Наверх