Подводный флот великобритании. Британский флот находится в лучшем состоянии за полвека

Семья и отношения 14.09.2020
Семья и отношения

Задолго до того как император Петр «прорубил окно» в Балтику и заложил основы российского морского флота, «владычица морей» Англия уже веками правила на волнах по всему земному шару. Предпосылками этого были как особенное, островное расположение Великобритании, так и геополитическая необходимость в борьбе с могущественными европейскими державами - Испанией, Францией, Португалией.

Начало

Первыми серьезными кораблями Британии можно считать триремы и диремы Римской империи, которая к вопросу кораблестроения подходила так же серьезно, как и ко всему остальному - ее парусно-гребные суда были вершиной технологий того времени. После ухода римлян и образования на территории Британских островов множества различных королевств корабли англичан ощутимо потеряли во всех компонентах - тоннаже, технологичности и количестве.

Побудительным толчком к появлению более совершенных кораблей стали набеги скандинавов - свирепые викинги на быстрых и маневренных драккарах совершали опустошительные набеги на прибрежные церкви и города. Постройка многочисленного сторожевого флота позволила британцам существенно снизить потери от вторжений.

Следующий этап в становлении военного флота Британии - вторжение Вильгельма Завоевателя и образование унитарного государства, Англии. С этого времени и стоит говорить о появлении английского флота.

Английский королевский флот

Официальную же историю Королевского флота Англии стоит начать с Генриха VII, который увеличил британский флот с 5 до 30 кораблей. До конца 16 века англичане на море особых лавров не сыскали, но после победы над испанской "Непобедимой армадой" и серии других викторий ситуация с военно-морским отрывом от европейских флагманов (Испании и Франции) стала выравниваться.

Корсары и пираты - две стороны одной медали

В истории ВМФ Великобритании особой и неоднозначной строкой стоит отметить деятельность знаменитых английских корсаров, самыми знаменитыми из которых являлись и Генри Морган. Несмотря на свою откровенно разбойничью "основную деятельность", первый из них был посвящен в рыцари и разбил испанцев, а второй добавил английской короне еще один бриллиант - Карибский архипелаг.

Военно-морской флот Великобритании

Официальная история ВМФ Великобритании (есть разночтения, связанные с наличием флотов Англии и Шотландии до 1707 года, когда произошло их объединение) начинается в середине 17-го века. С этого времени англичане стали одерживать все меньше и меньше поражений в морских сражениях, постепенно завоевывая славу самой сильной военно-морской державы. Пик английского превосходства на волнах приходится на Наполеоновские войны. Они же стали минутой славы для парусных кораблей, достигнувших к этому моменту своего технологического потолка.

Окончание наполеоновских войн вознесло Королевский ВМФ Великобритании на пьедестал сильнейшего флота в мире. В 19 веке британцы первыми стали менять дерево и паруса на железо и пар. Несмотря на то что ВМФ Великобритании практически не участвовал в крупных сражениях, считалась очень престижной, а внимание к поддержанию мощи и боеготовности военно-морских сил было первоочередным. О серьезности отношения англичан к своему преимуществу в мировом океане говорит тот факт, что негласная доктрина предписывала поддерживать следующее соотношение сил: ВМФ Великобритании должны были быть сильнее, чем любые два военно-морских флота, вместе взятые.

Первая мировая: Большой флот против флота Открытого моря

ВМФ Великобритании в Первой мировой войне проявили себя не так ярко, как можно было предполагать перед ее началом: Большой флот, основной задачей которого был разгром германского флота Открытого моря, со своей задачей не справился - его потери были значительно больше, чем у немцев. Несмотря на это, кораблестроительные мощности Великобритании были настолько велики, что свое преимущество она сохранила, вынудив Германию отказаться от тактики больших сражений и перейти к рейдерской тактике с использованием мобильных соединений подводных лодок.

К этому же времени относится создание двух, без преувеличения, эпохальных военных кораблей, ставших родоначальниками целых направлений в кораблестроении. Первым был HMS Dreadnought - линкор нового типа с мощнейшим вооружением и паротурбинной установкой, позволяющей ему развивать фантастическую по тем временам 21-узловую скорость. Вторым стал HMS Ark Royal - авианосец, прослуживший ВМФ Великобритании до 1944 года.

Несмотря на все потери Первой мировой, к ее окончанию Великобритания имела на балансе огромный флот, повисший на дырявом бюджете тяжким бременем. Поэтому Вашингтонское соглашение 1922 года, ограничивающее плавсостав определенным количеством в каждом из классов кораблей, стало для островитян настоящим спасением.

Вторая мировая: работа над ошибками

Королевский военно-морской флот Великобритании на начало Второй мировой располагал двадцатью двумя крупнотоннажными и авианосцами), 66 кораблями крейсерского класса, почти двумя сотнями эсминцев и шестью десятками подводных лодок, не считая строящихся. Эти силы превышали имеющиеся в расположении Германии и ее союзников в несколько раз, что позволяло англичанам надеяться на благоприятный для себя исход морских сражений.

Немцы же, прекрасно понимая превосходство британцев, не стали ввязываться в прямые столкновения с могучими эскадрами союзников, а занялись партизанской войной. Особую роль в этом сыграли подводные лодки, которых Третий рейх наклепал чуть ли не тысячу!

Карл Дениц, "подводный Гудериан ", разработал тактику "волчьей стаи", предполагавшую нападение на конвои и атаки по типу "укусил - отскочил". И первое время летучие отряды немецких подводных лодок приводили британцев в состояние шока - дебют военных действий в Северной Атлантике был отмечен ошеломляющим количеством потерь как в торговом, так и в военном флоте Великобритании.

Дополнительным благоприятным фактором для Германии стал тот факт, что базы ВМФ Великобритании на 1941 году значительно потеряли в числе и качестве - поражение Франции, захват Бельгии и Голландии нанесли чувствительный удар по планам островитян. Ну а Германия получила возможность эффективно использовать малые подлодки с небольшим временем автономного плавания.

Ситуацию удалось переломить за счет расшифровки кодов немецких подводников, создания новой системы конвоев, постройки достаточного количество специализированных конвойных кораблей, а также воздушной поддержки. Дальнейшие успехи Великобритании на море были связаны как с огромными кораблестроительными мощностями (англичане строили корабли быстрее, чем немцы их топили), так и с успехами союзников на суше. Выход Италии из войны лишил Германию ее средиземноморских военных баз, и битва за Атлантику была выиграна.

Фолкленды: конфликт интересов

В послевоенный период корабли ВМФ Великобритании всерьез отметились в с Аргентиной. Несмотря на неофициальный характер конфликта, потери островитян составили несколько сотен человек, несколько кораблей и десяток истребителей. Разумеется, на порядок превосходящая в морской силе Британия без особого труда добилась восстановления контроля на Фолклендами.

Холодная война

Основная же гонка вооружений состоялась не со старыми противниками - Японией или Германией, а с недавним союзником по блоку - Советским Союзом. "Холодная война" могла в любой момент стать горячей, и поэтому ВМФ Великобритании по-прежнему находился в высокой боеготовности. Размещение военно-морских баз, разработка и введение в строй новых кораблей, в том числе и подлодок с ядерным вооружением - все это британцы совершали уже в ранге второго номера. Основное противостояние развернулось между двумя титанами - Советским Союзом и США.

Военный флот Великобритании сегодня

На сегодняшний день он считается крупнейшим в Старом Свете и входит (на ротационной основе) в соединения ВМФ НАТО. Авианосцы и ракетные крейсеры с возможностью несения ядерных боеголовок являются основной ударной силой ВМФ его на настоящее время: 64 корабля, из которых 12 представляют собой подводные лодки, 2 авианосца, 6 миноносцев, 13 кораблей класса "фрегат", три десантных, 16 минных тральщиков, и двадцать сторожевиков и патрульных катеров. Еще один вспомогательный корабль, "Форт Джордж", считается военным довольно условно.

Флагманом является авианосец "Булварк" - многофункциональный корабль, выполняющий не только задачи по базированию палубных самолетов, но и десантные функции (транспортировка до 250 морских пехотинцев и десантной техники). "Булварк" был построен в 2001-м, а в строй введен в 2005 году.

Основной надводной силой являются фрегаты серии "Норфолк", названные по именам английских герцогов, а подводной - ПЛАРБы серии "Вэнгард", оснащенные ядерными ракетами. Базируется флот в Плимуте, Клайде и Портсмуте, причем плимутская база Девонпорт выступает в этой роли с 1588 года! В то время в ней укрывались корабли, поджидающие ту самую испанскую "Непобедимую армаду". Она же является единственной, на которой ремонтируют суда с ядерными движками.

Утилизация кораблей ВМФ Великобритании класса ПЛАРБ (атомных подводных лодок) не производится - нет у островитян такой технологической возможности. Поэтому отработавшие свой эксплуатационный срок субмарины просто консервируются до лучших времен.

Проход русского ракетного крейсера у территориальных вод Великобритании в 2013 году поверг в шок не только обывателей, но и военно-морской флот страны. ВМФ России у берегов Великобритании! Несмотря на статус морской державы, англичане не без труда нашли корабль, сопоставимый по классу и способный выдвинуться навстречу русскому крейсеру.

Британцам принадлежит первенство в создании двух на долгие годы изменивших лицо морских сражений: дредноута - мощного и быстрого военного судна, превосходящее своих соперников как в маневренности, так и в мощности залпа, а также авианосца - корабля, который на сегодняшний день является основной силой ВМФ всех крупных стран.

Напоследок

Что изменилось в английском флоте со времен римского владычества и до наших дней? ВМФ Великобритании проделал путь от утлых суденышек саксонских ярлов к надежным фрегатам и мощнейшим "мановарам" времен Дрейка и Моргана. И далее, уже на пике могущества, был на море первым во всем. Две мировые войны поколебали владычество Pax Britannika, а за ним и его морского флота.

На сегодняшний день ВМФ Великобритании по тоннажу находится на 6-м месте, уступая Индии, Японии, Китаю, России и США, причем американцам "островитяне" проигрывают почти в 10 раз! Кто бы мог подумать, что бывшая колония спустя пару веков будет снисходительно поглядывать на бывшую метрополию?

И тем не менее британский военный флот - это не только пушки, авианосцы, ракеты и подводные лодки. Это - история. История великих побед и сокрушительных поражений, героических поступков и человеческих трагедий... "Славься, Британия, владычица морей!"

Море это единственная империя, которая естественным образом может нам принадлежать

Эндрю Флетчер,
(британский политический деятель)

Великодержавный колониальный успех Англии традиционно связывают с ее могуществом на море. Как писал в конце XVII века Эндрю Флетчер из города Сальтуна: «Море это единственная империя, которая естественным образом может нам принадлежать» (цит. по Фергюсон Н.). Однако подобные высказывания в то время следовало доказывать не только словесно, но и силой оружия, причем в жестких и кровавых баталиях в океанах и морях с другими европейскими соперниками.

Устремившиеся в далекие океаны и моря и укрепившиеся в многочисленных заморских колониях португальцы, испанцы, голландцы и французы имели развитые по тем временам военно-морские силы, а некоторые из них (испанцы) господствовали в Атлантике и на побережье Тихого океана. Да и сама география островного положения Англии, казалось бы, предопределяла желание ее правительства иметь сильный флот, чтобы соперничать с другими европейскими державами за богатства заморских стран.

С точки зрения Джорджа Тревельяна, отцом-основателем английского военно-морского флота следует считать Генриха VIII Тюдора. Именно при нем английский флот «…был подчинен самостоятельному адмиральскому управлению и организован как регулярная военная сила, оплачиваемая королем… Но он не только строил королевские корабли, но и соорудил военно-морские базы в Вулидже и Детфорде, где устье Темзы затрудняло неожиданные вторжения; он усовершенствовал морскую базу Портсмут и укрепил много гаваней».

С началом елизаветинской эпохи (продолжавшейся 45 лет, пока находилась на троне королева Елизаветы I), начинается новый период интенсивного строительства военно-морских кораблей. Флот был очень нужен для защиты купечества на морских коммуникациях, создающих многочисленные акционерные компании для торговли с разными странами, нужен он был и короне, борющейся с монополией могущественной и враждебной Испании, запрещавшей вести торговлю со своими колониями в Новом Свете. Решительная и не брезговавшая никакими средствами для достижения поставленных целей королева Елизавета Тюдор рьяно оказывала любую помощь и поддержку кораблестроителям, мореходам, купцам.

По словам одного историка викторианской эпохи Джона Сили, в век Елизаветы Англия «попала в главный поток торговли и впервые стала направлять свою энергию к морю и Новому Свету. Это и было началом расширения, первым симптомом возникновения Великой Британии».

Почти во всех частях света и на многих торговых путях английские купцы сталкивались с могущественной испанской державой, господствовавшей на морях и запрещавшей всем европейцам участвовать в торговле с Новым Светом. Англичане наряду с другими европейцами бросили вызов всемирной католической империи Филиппа II. Характер этой борьбы сразу же принял для англичан национально-религиозный формат: это была борьба отстаивающих свое право на существование протестантов англичан против диктата и попытки установления всемирной католической империи феодально-абсолютистской Испании. Именно в этой войне отчетливо формировалось национальное самосознание англичан.

Тем более что Мадрид был атакующей стороной. Испанцы вмешивались во внутренние дела Англии, стремясь посадить на престол шотландскую королеву и католичку Марию Стюарт (жену Филиппа II). Они не раз пытались в ходе заговора убить ненавистную королеву Елизавету Тюдор. Ненависть к папистам-испанцам у англичан оправдывала их борьбу с ними всеми доступными средствами. Дело доходило до того, что испанских дворян, захваченных на море, английские пираты выставляли на аукционах.

Не имея мощного флота и права свободно торговать с испанскими колониями, англичане прибегли к тактике морского разбоя. Сама организация пиратски-коммерческих экспедиций проходила за счет паевых взносов любых «акционеров», участвовавших в сверхприбыльном бизнесе: от простых купцов и моряков до депутатов парламента, титулованной знати, членов правительства и, наконец, самой королевы. По завершении экспедиций акционеры получали свою долю прибыли в зависимости от сделанного взноса.

Отчаянная смелость и военная изобретательность английских корсаров-торговцев соседствовали с удивительной предприимчивостью в ведении их рискованного «бизнеса». Особенно славились своей смелостью и находчивостью «корнуэльские джентльмены». В 60-е – 70-е годы гремело имя Джона Хокинса, пионера по грабежу испанских колоний. За Хокинсом потянулись и другие «джентльмены удачи», совмещавшие в своей деятельности морской разбой, торговлю и работорговлю с географическими открытиям: Ф. Дрейк, Т. Кавендиш, М. Фробишер, У. Рэли и т.д.

Особенно прославился Френсис Дрейк, свершивший второе после Магеллана кругосветное плавание в 1577–1580 гг. Удачливый Дрейк, своим пиратством нанес огромный ущерб испанским колониям в Америке и вернулся домой с колоссальной добычей. Он щедро поделился со своей королевой (60 % добычи принадлежало государству), финансировавшей его экспедицию. Благодаря этому Елизавета смогла выплатить весь внешний долг Англии и покрыла весь дефицит бюджета страны.

После такого ущерба казне открытая война с Испанией стала неизбежной, и она началась в 1585 году. Ненавистный испанцам Дрейк с эскадрой в 21 корабль опустошает испанские города в Вест-Индии. А в 1587 году, ворвавшись в город Кадиса, уничтожает там до 30 судов, предназначенных для морского похода «Непобедимой армады» против Англии. Наконец, в генеральном сражении в проливе Ла-Манш в 1588 году английский флот (одним из адмиралов в этом сражении был кипучий Ф. Дрейк) встречается с тяжелыми испанскими кораблями «Непобедимой армады» в составе 130 судов и громит ее.

Мощь испанских неповоротливых галеонов водоизмещением до 1500 тонн уступает быстроходности и маневренности английских судов, к тому же имевших больше пушек. А хорошо обученные английские моряки на частных купеческих и пиратских судах воюют намного лучше испанцев. Разгром испанского флота был впечатляющим, а жесткая морская буря довершила ее разгром. Выброшенные на берег испанцы числом более 5 тысяч были пленены англичанами.

С гибелью армады было подорвано морское могущество Испании. Господство на море стало переходить к Англии и Голландии, что открывало перед ними возможность осуществить большие колониальные захваты и ускорить посредством грабежа колоний процесс первоначального накопления и развития капитализма. В 1596 году английские корабли вновь разгромили испанский флот в гавани Кадиса (Асланов Л.).

В это время англичане использовали свой флот, находившийся преимущественно в руках частников исключительно в пиратских целях. В обуржуазившемся английском королевстве корона и частный бизнес шли рука об руку и всячески помогали друг другу. Это впоследствии стало залогом англо-британского успеха и победы Англии над всеми ее недостаточно буржуазными соперниками.

Но в годы правления Стюартов (1603–1649 гг.) отношение правительства к военно-морскому флоту сменилось с всемерной ранее его поддержки на отношение более наплевательское. Корабли подолгу простаивали в доках, корабельных команд явно не хватало. Да и, вообще, морская служба в то время была крайне тяжелой. В 1635 году англичанин Люкс Фокс так описал службу моряка: «Ничего, кроме терпения и страдания… Твердая постель, холодная слонина, заплесневелый хлеб, скисшее пиво, мокрая одежда, мечта об огне» (Цит. по Фергюсон Н.). К этому списку следует добавить цингу, малярию и желтую лихорадку в тропиках, чтобы понять, насколько это служба была прямо-таки каторжной.

К тому же служба в военном флоте кроме престижа не приносила дохода. Не то, что было во времена многолетней войны с богатыми испанцами. Во многом это объяснялось длительным миром между королевскими домами Англии и Испании, чьи династии к тому же принадлежали к католичеству.

Боеспособность флота оставляла желать лучшего. Например, в сентябре 1627–1628 гг. многочисленный английский флот дважды безуспешно пытался взять с моря французскую крепость Ла-Рошель. Неудачи англичан проявились и чуть ранее: в попытке взять у испанцев Кадис в 1625 году. Пиратские акции быстроходных судов дюнкеркских корсаров Франции и мусульманских морских разбойников из Сале, действовавших в проливе Ла-Манш под носом королевского флота, приносили большие убытки английской морской торговле.

В 1625–1626 гг. дело едва не дошло до блокады английского побережья. Однажды марокканские пираты разом захватили в водах пролива 27 английских кораблей. «Матросов продали в рабство, и Англия, недавняя победительница Армады, дошла до того, что поставляла бандитам пушки в обмен на плененных ими христиан» (Конторер Д.)

Вялая внешняя политика Лондона, отказ от активной морской и колониальной экспансии негативно отразились и в торгово-колониальных делах. В частности, отсутствие прямой государственной поддержки своим коммерсантам привела к тому, что голландцы изгнали англичан с Молуккских и Зондских островов. Все это хорошо показывает прямую связь развития флота с развитием торговли и державного статуса самой Англии в европейской Табели рангах. Упадок флота при Стюартах по сравнению с блистательной эпохой Елизаветы сразу же привел к утрате Англией своей былой мощи.

Морское ослабление Англии было на руку ее колониальным европейским конкурентам. Тогда же маленькая буржуазная Голландия («Финикия нового времени», по выражению А. Мэхэна) превращается в настоящего колониального хищника, создавшего к тому же самый сильнейший военный и торговый флот. «Только лишь торговый флот Голландии насчитывал 10 тысяч судов, 168 тысяч моряков и кормил 260 тысяч человек жителей. Голландия завладела большей частью европейской транзитной торговли, а после заключения мира присоединила к этому перевозку всех товаров между Америкой и Испанией и французскими портами: при этом импорт ее оценивался в тридцать шесть миллионов франков», – так резюмировал успехи Голландии известный военный теоретик Альфред Мэхэн.

Голландия, как когда-то Англия в свое время, теперь атакует на всех морях испанские галеоны с богатой добычей из Нового Света и при этом успешно выбивает португальцев из множества опорных точек Африки и Ост-Индии, создает свою колониальную империю. Зависть англичан к более удачливым голландцам подталкивает их к колониальной экспансии. Отсюда отношение к флоту меняется. Карл I из-за постоянной нехватки средств на новые корабли вводит в 1634 г. так называемый корабельный сбор. Теперь само государство, а не портовые города, как ранее, используя новый корабельный налог, строит и снаряжает боевые корабли. Благодаря этому налогу правительству удалось построить до 40 боевых кораблей, из них шесть – 100-пушечных.

Именно тогда были созданы некоторые важнейшие типы судов, названных впоследствии линейными. Известный кораблестроитель Петт, которому Карл I оказывал личное покровительство, построил в 1637 г. самый мощный корабль «Ройял Соверин» водоизмещением в 1680 тонн, вооруженный 110 пушками, а затем и другие корабли класса «Соверин» (Конторер Д.). Однако даже с учетом новых построенных судов английский флот значительно уступал голландскому флоту по количеству кораблей.

Отношение к флоту и к колониальной политике изменилось после революции и с установлением протектората Кромвеля, больше похожего на военно-полицейский режим первого консула французской республики Бонапарта, спустя 150 лет. Используя контроль над парламентом и армией, Кромвель начал проводить агрессивную внешнюю политику. Ее целью было завоевание Англией торгового преобладания в мире и создание мощной колониальной империи. Можно сказать, что именно с Кромвеля начинается отчет по исполнению величественного замысла всех англо-британских империалистов, который в полной мере удалось завершить в XIX столетии. Флоту теперь уделяется первостепенное значение. Отныне английский флот «начинает рассматриваться как «национальная» сила, как сила, о которой должна заботиться вся страна…». (Кагарлицкий Б.Ю).

Но Кромвель хотел большего, чем просто развить способность флота защитить английские интересы и сам остров Англию от любого вторжения с континента. Его замыслы как раз были имперскими и великодержавными. Он заявлял: «Англия не может терпеть, чтобы без ее разрешения на океане развевался чей-либо флаг, помимо английского» (Цит. по Конторер Д.). Такие заявления, которые отражали мечту всех последующих британских империалистов, на практике будут воплощаться в задержании и досмотре любых нейтральных судов во время войн, которые вела Англия; в требованиях для иностранных судов салютовать при встрече с английским кораблем спуском своего флага; в бомбардировке с моря прибрежных портов и городов, в любых торговых и дипломатических осложнениях, в которых были замешаны британские подданные и многое другое.

Стремление заявить о себе в качестве ведущей морской и колониальной державы сразу же привело к войне с могущественной на море Голландией, поводом к которой послужил отказ Амстердама признать условия Навигационного акта. Парламент поддержал предложение Кромвеля поставить во главе флота испытанных в боях, но сухопутных военных командиров, получивших сразу звания морских генералов: Роберта Блэйка, Ричарда Дина, Эдуарда Попхэма. И, как это ни странно, такой выбор впоследствии полностью себя оправдал. Первая англо-голландская война на море в 1652–1654 гг., несмотря на то, что она велась с переменным успехом, выявила стратегическую инициативу англичан (Танстолл Б.).

Блестяще показал свой флотоводческий талант «морской генерал» Блэйк, одержавший ряд выдающихся побед над сильнейшим голландским флотом. С трудом выиграв первую войну с Голландией, Англия сразу же заявила о себе как о новой морской державе. Отныне правительство Англии эффективно смогло использовать флот не только в военных конфликтах с различными державами, но и в колониальных и торговых конфликтах в любых уголках земного шара. Угроза шантажа в применении военно-морской силы также появилось уже тогда в арсенале англичан. Как писал откровенный империалист начала XX века адмирал А. Мэхэн: «Повсюду в мире английский флот требовал признания прав своей державы или компенсации за ее обиды – на Балтике, в Средиземном море, у побережья туземных стран, в Вест-Индии» (Мэхэн А.Т).

Благодаря таким демонстрациям силы англичане во времена Кромвеля добились заключения выгодного торгового договора с Данией (в торговле по Северному и Балтийским морям) и с Португалией (в торговле с португальской Ост-Индией). А дальше была война с Испанией, которую Кромвель начал с целью создания английской колониальной системы в Вест-Индии. Даже викторианский историк Джон Сили не скрывает своего негативного отношения к методам ведения колониальных войн той эпохи: «Война эта началась так, как начинали войны старинные морские разбойники времен Елизаветы, – внезапной высадкой в Сан-Доминго, без предварительной ссоры и без формального объявления войны» (Цит. по Сили Дж.Р.). И хотя захватить испанский остров Эспаньолу с Сан-Доминго не удалось, зато англичане захватили остров Ямайку, ставший впоследствии центром их колониальной системы в Вест-Индии.

Реставрация династии Стюартов в 1660 г. не стала большим «подарком» для офицерского корпуса королевского военного флота, скорее, наоборот: на флот опять перестали обращать должного внимания. По словам Мэхэна, «военный флот в правление Карла II сохранял некоторое время боевой дух и дисциплину, внедренную железной рукой Кромвеля (хотя позднее флот разделил общий упадок морали, которым было отмечено это злополучное правление)».

Но такое положение вещей во флоте было, скорее, следствием общего системного недостатка той политической системы при Стюартах вообще, чем следствием упадка государственности и экономики, как это было в соседней Испании. Во всяком случае, английский флот не просто жил своей автономной жизнью, он более активно взаимодействовал с государством, чем ранее, и, наконец, он воевал. Причем воевал с сильнейшей морской державой того времени – с Голландией – и одерживал победы, как, впрочем, и терпел от них, даже неоднократно, поражения.

Морские сражения между англичанами и голландцами были грандиозны по количеству кораблей (несколько сотен в одном сражении) и численности экипажей (по нескольку десятков тысяч в каждом сражении). Оба противника – Англия и Голландия – были достойны друг друга: по уровню боеспособности флотов и корабельных команд, искусству флотоводческой тактики их командиров они были равновеликими. А если сравнивать флотоводческое искусство таких голландских адмиралов, как Мартин Тромп и де Ройтер, то оно было даже выше, чем у целого ряда британских адмиралов.

Морские сражения второй (1665–1667) и третьей (1672–1674) англо-голландских войн не выявили явного преимущества ни одной из сторон, но общим итогом этих войн для Голландии стало ослабление ее военной, государственной мощи, снижение ее ранее «бешеной» торговой и колониальной экспансии. Фаворит капиталистической гонки Голландия выдохлась, уступив свое место более свежему и агрессивному капиталистическому сопернику – Англии. С 1689 года формируется стратегический альянс между религиозно и политически близкими Англией и Голландией, направленный против гегемонизма французского короля Людовика XIV, в котором роли между союзниками были четко распределены: Голландия играла роль младшего партнера Лондона.

С этого времени главным военно-морским, колониальным и в целом геостратегическим противником Англии вплоть до окончания наполеоновских войн выступает Франция. Война на море, с Францией в союзе с Голландией принимает не менее ожесточенный характер, но с той лишь разницей, что флот Франции явно уступает в численности и в боевой выучке своих экипажей объединенному англо-голландскому флоту.

Однако французы многому выучились у англичан и голландцев, отстроив флот, по техническим данным не уступающий своим противникам, они к тому же имели таких искусных адмиралов, как Анн де-Турвиль, который одержал не одну победу над эскадрами алжирских пиратов и испанцев, даже над голландцами и англичанами. Собственно, и в тактическом плане французы также не уступали своим противникам: они так же, как и англичане и голландцы, придерживаясь линейной тактики морских сражений парусных линкоров, целью, которой было «выиграть ветер» и затем нанести решающее поражение противнику.

Вот свидетельство специалиста по тактике парусного военно-морского флота Брайана Танстолла: «Когда в 1689 г. флоты Англии и Франции начали длинную серию столкновений, закончившуюся в 1815 г., их тактики были весьма схожи. Оба флота использовали кильватерную колонну, в которой каждый корабль шел непосредственно за идущим перед ним. В бою суда противников шли примерно параллельными курсами для возможности развития максимального развития бортового огня. Французская тактика также как и английская предпочитала курс фордевиндом (по-французски – как «можно ближе к ветру») в предварительном тактическом построении» (Танстолл Б.). Собственно, подобная тактика парусного флота спокойно дожила до самого конца восемнадцатого столетия и лишь благодаря новаторству таких флотоводцев, как русский Ушаков, француз Сюффрен и англичанин Нельсон, она была признана негодной.

То, что французский флот не может противостоять объединенному англо-голландскому флоту, французам стало ясно после жестокого их поражения на море в битве при Ла-Хоге в 1692 г. Это привело к изменению тактики войны для французов на море против сильных противников. Теперь решающую ставку французы сделали на каперов (корсаров), построив целый каперский флот в водах Ла-Манша.

Имена таких прославленных корсаров, как Жан Бар и Дюгэ Труэн, на счету каждого из которых было по несколько десятков захваченных «призов», с ужасом произносились торговцами Англии и Голландии. Тактика масштабной корсарской войны оказалась оправданной, ущерб морской торговле Англии и Голландии был нанесен огромный. Голландская и английская Ост-Индская компании были на грани разорения. Всего же за 9 лет Аугсбургской войны с 1688 по 1697 французские корсары захватили около 4000 тысяч судов (хотя часть судов союзникам удалось отбить обратно) (Созаев Э., Махов С.). Но и ответные действия англичан по борьбе с французскими каперами и защите морских конвоев имели свои результаты. По отчетам Палаты общин «за всю войну, которая была объявлена 7 мая 1689 года и закончилась 10 сентября 1697 год», англичанам удалось захватить и потопить 1296 французских кораблей и судов, львиная для из которых принадлежала корсарам» (Созаев Э., Махов С.).

В то же время эта война не выявила господства англо-голландского флота на море, несмотря на ряд побед. Вот как результаты этой морской войны конца XVII века оценивают современные историки: «Уникальность же ее на море заключается в том, что победителей в этот раз не было, в очных поединках расклад получился такой: французский флот свел сражение в бухте Бентри вничью, при Бичи-Хэд выиграл, при Барфлере и Ла-Хог-проиграл. Таким образом, вопрос – кто же станет «властелином морей» – оказался нерешенным» (Созаев Э., Махов С.).

Впрочем, ждать оказалось недолго: в ходе многолетней войны за Испанское наследство (1702–1714) английский флот, уже тогда по своим боевым характеристикам – лучший в мире, при помощи все тех же голландцев неоднократно наносил поражения в открытых сражениях французам и испанцам. Закономерный итог этой войны заключался в том, что Англия, ставшая теперь Великобританией (с 1707 г. после унии с Шотландией), вполне вознаградила себя за все «бремя войны», которое она на себя взвалила. Лондон получал по Утрехтскому миру стратегически важные морские базы на Средиземном море, Гибралтар и Менорку, а также монопольное право асиенто, т.е. право в течение 30 лет поставлять рабов в испанские владения в Америке.

Итогом этой войны стало понижение Голландии со статуса великой морской державы во второразрядную. Некогда грозный французский флот после этой войны представлял собой жалкие остатки, по образному выражению Мэхэна, «он «высох и исчез», подобно листу в огне». Зато эта война кардинально изменила положение на морях для самой Британии. «До этой войны Англия была одною из морских держав; после нее она сделалась морской державой, не имеющей соперника. И своей силой она владела одна, не разделяя ее с другом и не стесняемая врагом. Она сама была богата, и при своем обладании морем и при обширном мореходстве она так хорошо держала в руках источники благосостояния, что ей не представлялась опасность чьего-либо соперничества на океане», – вот как предельно точно, прокомментировал новый военно-морской геополитический статус Великобритании Альфред Мэхэн.

Изменение геополитического статуса Британии после этой войны и превращение ее в великую державу оказали прямое влияние на формирование ее новой уже британской идентичности. С начала XVIII века постепенно начинают закрепляться в массовом сознании такие символы британской идентичности как национальный гимн «Боже, храни королеву!», национальный флаг и появляется собирательный образ национального героя – Джон Булль.

Но было бы ошибкой утверждать, что после 1713 года Великобритания являлась полной хозяйкой на морях, как это произошло спустя век после Трафальгара (1805) и после окончания наполеоновских войн в Европе. В течение всего восемнадцатого столетия все та же Франция упорно и постоянно оспаривала у Англии это право – первенствовать на море. Британские и французские флоты ожесточенно выясняли между собой, кто сильнее, в морских сражениях в войне за австрийское наследство (1740–1748), Семилетней войне (1756–1763), в войне за независимость американских колоний (1775–1783) и в войнах с революционной и наполеоновской Францией. И почти во всех сражениях британский флот(выстроенный преимущественно из русского леса!), выбрав наступательную стратегию войны, выходил победителем. По словам Брайана Танстолла, «за исключением случая, когда флотом командовал Пьер Андре де Сюффрен, французский флот никогда не атаковал и не предпринимал таких попыток с 1704 г. Его тактика при встрече с флотом равной силы была в основном оборонительной» (Танстолл Б.).

Британские моряки, подобно флотоводцам Хооку, Родни, Хау, Нельсону, не просто утвердили славу британского флота как лучшего в мире, но и заслужили на своей родине славу национальных героев. Служба на флоте для офицеров (но не как для матросов) Королевского флота была тяжелой, но почетной, а с середины XVIII века после повышения жалованья стала и более выгодной, чем в армии (Кагарлицкий Б.Ю.). А лорд Адмиралтейства, возглавлявший флот, входил в пятерку высших государственных чиновников страны.

Но, главное, теперь кардинально изменилось отношение в обществе и государстве к флоту. Он в военной иерархии ценностей занял первое место. Флот поистине стал национальным достоянием, поскольку с помощью самого дорогостоящего, но и самого лучшего в мире флота Британия смогла обеспечить себе первенство в колониальной торговле и уравновесить притязания континентальных держав в мировой геополитике. Отныне британское первенство на море давало Лондону преимущественное право доминировать и в мировой торговле и, наконец, с помощью своего несравненного флота – отбирать самые лучшие колонии у своих соперников и захватывать новые, такие как Индия.


ВМС Франции располагают вторым по величине и самым боеспособным авианосцем в Европе "Шарль де Голль". Полное водоизмещение корабля - 42 тыс. тонн, на его борту может базироваться до 40 летательных аппаратов, корабль снабжен атомной силовой установкой. Большими ударными возможностями располагают атомные подводные лодки типа "Триумфан", всего флот располагает четырьмя такими субмаринами.


"Триумфаны" несут баллистические ракеты M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. Кроме того, имеются шесть многоцелевых атомных субмарин типа "Рюби". Всего по данным из открытых источников французский флот насчитывает 98 боевых кораблей и вспомогательных судов.

5. Великобритания

Некогда Великобритания носила гордое звание "Владычица морей", флот этой страны был самым большим и мощным в мире. Теперь же ВМФ Ее Величества лишь бледная тень былого могущества.

HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com


Сегодня в составе королевского флота нет ни одного авианосца. Два, типа "Куин Элизабет", находятся в постройке и должны войти в состав флота в 2016 и 2018 годах. Самое интересное, что на такие важные корабли, как авианосцы, у англичан не хватило средств, поэтому конструкторам пришлось отказаться от бортовой брони и бронированных переборок. Сегодня, согласно данным из открытых источников, ВМС Великобритании насчитывает 77 кораблей .


Самыми грозными единицами флота считаются четыре ПЛАРБ типа "Вэнгард", вооруженные баллистическими ракетами Trident-2 D5, каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 кТ каждая. Желая сэкономить, британские военные купили только 58 таких ракет, чего хватило только для трех лодок - по 16 на каждую. Теоретически же каждый "Вэнгард" может нести до 64 ракет, но это неэкономно.


Кроме них, внушительную силу представляют эсминцы типа "Дэринг", подводные лодки типа "Трафальгар" и новейшие типа "Эстьют".

4. Китай

Китайский флот - один из самых многочисленных, в его составе - 495 кораблей различных классов. Самое большое судно - авианосец "Ляонин" водоизмещением 59 500 тонн (бывший советский авианесущий крейсер "Варяг", который был продан Китаю Украиной по цене металлолома).


Также в составе флота есть стратегические ракетоносцы - атомные подводные лодки проекта 094 "Цзинь". Субмарины способны нести 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км.


Много и "свежих" кораблей, например, эсминцы типа 051С, типа "Ланьчжоу", типа "Современный" и фрегаты типа "Цзянкай".

3. Япония

В японском флоте все крупные корабли классифицируются как эсминцы, поэтому среди настоящих эсминцев есть авианесущие корабли (два корабля типа "Хьюга" и два типа "Сиранэ"), крейсеры и фрегаты. Например, два эсминца типа "Атаго" могут похвастаться крейсерским водоизмещением - 10 тыс. тонн.


Но это не самые крупные корабли - в этом году в состав флота войдет 27 000-тонный вертолетоносец типа "Идзумо", еще один будет произведен в 2017 году. Кроме вертолетов, на "Идзумо" могут базироваться истребители F-35B.


Подводный флот Японии, несмотря на отсутствие атомных подводных лодок, считается сильнейшим в мире. Он насчитывает пять ПЛ типа "Сорю", одиннадцать типа "Оясио" и одну "Харусио".


Сейчас Морские силы самообороны Японии насчитывает приблизительно 124 корабля . Эксперты отмечают, что японский флот имеет сбалансированный корабельный состав и представляет собой продуманную до мелочей боевую систему.

2. Россия

Российский флот насчитывает 280 кораблей . Самые грозные - тяжелые крейсеры проекта 1144 "Орлан" водоизмещением 25 860 тонн, их всего три, но огневая мощь этих судов просто потрясающая. Недаром в НАТО эти крейсеры классифицируют как линейные.

Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".

1. США

ВМС США обладают крупнейшим флотом в мире, в его составе 275 кораблей , в том числе 10 авианосцев типа "Нимиц", такой внушительной силой не обладает ни одна страна. Именно на флоте в основном базируется военная мощь Соединенных Штатов.


Вскоре дополнить "Нимицы" должны еще более совершенные корабли - авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" водоизмещением более 100 000 тонн.

Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.


Кроме того, в составе ВМС остается 41 ПЛА типа "Лос-Анджелес". Флот США обладает гигантской военной мощью, оспорить которую сегодня вряд ли кому-то под силу.

Военно Морские Силы Великобритании (Англии)

Великобритания, страна вписавшая свое имя в историю, благодаря своему Королевскому Флоту. Для того чтобы объяснить их структуру, историю и общие характеристики лучше разделить эту статью на пункты.

Официальной датой образование Королевского военно-морских сил считается 1717-ый год, год образование парламентского королевства (после гражданской войны Великобритании 1642-1651 гг.), строй правление, которым Великобритания пользуется по сей день. Однако первые военно-морские силы были созданы еще в конце девятого века, между 871-899 годами. Король Вессекса Альфред впервые использовал флот для защиты королевства. До тринадцатого века боевые судна использовались для защиты прибережных территорий. Первое морское сражение Британского флота произошло в морском сражение «Слуиз» 1340-го года. В шестнадцатом веке, во время правления королевы Елизаветы Первой, военно-морские силы стали основным родом войск Великобритании.

Несмотря на то, что Великобритания морская страна, флот Англии еще долгое время не мог получить статус сильнейшего в мире. Сильные флотилии , Португалии, Османской Империи тормозили развитие Королевского флота. Так продолжалось до восемнадцатого века. Гражданская Война построила новый строй в стране, после чего Великобритания стала развиваться быстрыми темпами во всех направлениях. Впервые название «Королевский Флот» было использовано как раз после гражданской войны, во время правления Короля Чарльза III-го.

Впоследствии поисков новых торговых путей, человечество узнало о существование Америки. Началась активная борьба за колонии всеми державами того времени. Благодаря своевременному развитию морского флота, Великобритания смогла провести успешную колониальную компанию. В итоге чего, оппоненты Великобритании в лице Испании и Франции создали коалицию против нее. Решающее сражение произошло 21-го октября 1805-го года при морском сражение «Трафалгар», где Флот Англии во главе с Адмиралом Нельсаном нанесли позорное поражение силам коалиции. В составе Королевского флота было 21 боевой корабль, в то время как коалиция 39 кораблей. Особенность этого сражение в том, что после него Великобритания стала сильнейшей морской державой в мире и разрушила идею Наполеона по захвату Великобритании. Более того морское сражение «Трафалгар» считается одним из трех великих морских сражений в истории. После этого ничего не могло остановить Великобританию в их колониальной компании и получение статуса «Империи, над которой не садится солнце». Такое положение дел продлилось вплоть до Первой Мировой Войны.

История морского флота Англии

Первыми военными кораблями Англии были . На их место со временем пришли парусные корабли, которыми Великобритания пользовалась долгое время. С появлением технологии паровых машин, Адмиралтейство обратили на это свое внимание и в начале девятнадцатого века начали постройку боевых кораблей на паровых двигателях. Первым боевым судном с паровым двигателем является «Комет». Со временем параходофрегаты перешли с колесной системы хода на винтовую систему. Для этого они провели тест на мощность, где винтовые корабли показали свое превосходство. Первым большим винтовым боевым судном является фрегат «Агамемн», на борту которого было 91 . Первый броненосец «Вариор» появился в 1860-ом году. В 1870-х годах с появлением торпед и морских мин, появились первые миноносцы и эсминцы. Благодаря своей развитой отрасли кораблестроение в отличие от других стран, Великобритания не имела особых проблем с постройкой кораблей и их содержанием. Однако после экономического роста других стран, Адмиралтейство ввело Двухдержавный стандарт, в следствие чего Королевский Флот должен был быть сильнее двух любых флотов мира вместе взятых. Это привело к замедлению развития мощи Великобританского Флота. 1890-х годах началась эпоха линкоров, в которой Великобритания имела весомое преимущество над остальными державами благодаря своим линкорам с 12-и дюймовыми корабельными орудиями. Однако появление подводных лодок в начале двадцатого века развеяли все мысли о преимуществе линкоров. Первая подводная лодка «Холланд I» была построена и спущена в 1901-ом году. Длина этого типа подводных лодок «7» была 19,3 метра.

Королевский Флот во время Первой Мировой Войны

Во время Первой Мировой Войны Королевский Флот еще был самым сильным в мире. Благодаря успешным военным действиям неоднократно одерживал победу в таких сражениях как в Гельголандской Бухте, при Коронеле, Фолкленский, у Доггер-Банки и конечно же в Ютландском. В последнем из перечисленных сражений Великобритания лишила всех надежд Германии на успех в море. В 1914-ом году Королевский Флот уничтожил Восточно-Азиатскую флотилию Германии. Более того военно-морской флот являлся основным защитником торговых судов своих союзников.

Другой важной стороной времен Первой Мировой Войны является использование авиации и строительство . Первый гидроавианосец «Аргус» был построен в 1918-ом году.

Королевский Флот во время Второй Мировой Войны

После Первой Мировой Войны настало время проповедей Вилсона о всемирном мире, впоследствии чего были подписаны «Вашингтонское» соглашение и «Лондонские» соглашения, ограничивающие страны в наличие флота. В связи с этим Великобритания встретила реальные проблемы, вследствие чего ей пришлось уменьшить размер своего флота.

Несмотря на ограничивающие соглашения, Великобритания вошла во Вторую Мирою Войну одним из лидеров в военно-морском показателе. Королевский Флот сыграл огромную роль в остановке фашисткой Германии, не дав последней захватить Великобританский остров. Более того военно-морские силы Британии снабжали провизиями Мальту, Северную Африку, Италию (после смерти Муссолини); проводили артиллерийскую поддержку и перекрывали стратегически важные места.

Королевские морские силы понесли реальные потери во время Второй Мировой. Успешные действия немецкого флота, в частности субмарин, потопили авианосец «Арк Роял», около 10 крейсеров, 20 эсминцев, 25 фрегатов и многие другие второстепенные военные корабли.

Королевский Флот Англии во время «Холодной» Войны

После серьезных потерь во Второй Мировой, Королевский Флот потерял статус морской державы. Безопасность Северо-Атлантического региона перешли на плечи Соединенных Штатов. Однако политика Черчилля, а затем и последователей старались восстановить былую мощь боевых кораблей. Таким образом в 1950-х и 1960-х годах Великобритания начала масштабную постройку боевых кораблей: 2 авианосца типа «Одейшес», 4 авианосца типа «Центавр», фрегаты типа «Линдэр» и эсминцы типа «Коунти». Впоследствии чего Великобритания перегнала морскую военную мощь Советского Союза. Однако Реформы 1964-го года уменьшили значимость флота, включили Адмиралтейство в состав Министерство Обороны и вывели флот с Суэцкого канала.

Во время Холодной Войны Королевский Флот был задействован во многих региональных кризисах: Ирано-Иракская Война 1962-го года, кризис в Таньганьики в 1964-ом году, кризис в Индонезии 1964-66 гг, Тресковые Войны 1965-го года и Фолелендская Война. Последняя показала мощь ВМС Великобритании.

Современное состояние флота

После сокращение финансов, Королевский Флот вновь потерял темп своего развитие. В наши дни Великобритания имеет на счету 33 боевых корабля с суммарным водоизмещением 260 000 тонн и средним возрастом 16 лет (27% кораблей моложе 10 лет). Боевые корабли:

  1. 2 типа «Квин Элизаббет» («Квин Элизаббет» и «Принц оф Уэлс»)
  2. «Оушен» («Оушен» – персонал 450 человек, макс. скорость 16 узлов, проходимость 8000 морских миль).
  3. 2 Универсальных десантных корабля типа «Альбион» («Альбион» и «Булварк» – макс. скорость 17.8 узлов, длина 176 м, проходимость 8000 морских миль)
  4. 6 дестроеров типа «Даринг» («Даринг», «Даунтлесс», «Даямонд», «Дефендер», «Драгон» и «Дункан» – длина 152м, ширина 21.2, проходимость 8000 морских миль)
  5. 13 фрегатов типа «23» («Эргил», «Ярон Дьюк», «Кент», «Ланканстер», «Монмоут», «Норламберлэнд», «Монтрос», «Ричмэнд», «Портлэнд», «Сомерсэт», «Албанс», «Вестиминстер» и «Соудернлэнд»)
  6. 1 фрегат типа «26» («Глэзгоу»)
  7. 8 минных тральщика типа «Сандаун»
  8. 8 минных тральщика типа «Хант»
  9. 4 сторожевого корабля типа «Ривер»
  10. 16 патрульных катеров типа «Р2000»
  11. 4 баллистической субмарины типа «Вангуард»
  12. 6 субмарины типа «Астьют»
  13. 4 субмарины типа «Трафалгар»

Королевский Флот также имеет множество вспомогательных кораблей, авиацию и морскую пехоту.

Более того Великобритания имеет план на строительство подводных лодок типа «Дреднаут» и фрегатов типа «26».

Военно-морские силы Великобритании в какой-то период времени был самым сильным флотом в мире. Сейчас он является 4-ым флотом в мире по своей мощи и силе.

НА ПРОТЯЖЕНИИ всей истории Великобритании военно-морские силы являлись важным инструментом проведения ее внешней политики. Руко­водство страны постоянно предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому всегда отводилась ведущая роль в достижении внеш­неполитических целей как в мирное, так и в военное время. Сейчас воен­но-политический курс Великобритании направлен на укрепление единства и повышение военной мощи Североатлантического союза как главного фак­тора европейской безопасности, на дальнейшее развитие всестороннего со­трудничества с США и ведущими государствами Западной Европы, обеспе­чение защиты британских интересов в различных регионах.

Важное место в достижении указанных целей отводится ВМС, которым присущи постоянная высокая боеготовность и способность в короткие сро­ки развертывать свои силы в назначенных районах Мирового океана. Счи­тается, что свобода мореплавания позволяет осуществлять передвижение и сосредоточение сил флота без нарушения международного морского права, фактически не давая противнику поводов для организации ответных дей­ствий. Это обстоятельство имеет немаловажное значение в условиях карди­нального изменения обстановки в Европе, когда требуются более гибкие формы использования вооруженных сил для реализации внешнеполити­ческих целей в интересующих английское руководство районах.

ВМС Великобритании, традиционно считающиеся главным видом воо­руженных сил, по численности и боевой мощи являются одними из самых крупных в Европе. Они подразделяются на флот, авиацию ВМС и морскую пехоту. Общее руководство ими осуществляет начальник штаба обороны, непосредственное - начальник штаба ВМС в звании адмирала (по англий­ской терминологии - первый морской лорд, фактически выполняющий функции командующего). Начальник штаба отвечает за разработку и реа­лизацию планов строительства, мобилизационного развертывания, боевого применения, оперативной и боевой подготовки, совершенствование орга­низационно-штатной структуры, подготовку и обучение личного состава. В британских военно-морских силах насчитывается 51 000 человек: во флоте - 44 000 (в том числе в авиации ВМС - 6000) и морской пехоте - 7000. Организационно они состоят из командований (военно-морского флота, военно-морского на территории Великобритании, авиации ВМС, морской пехоты, тыла, учебного) и Гибралтарского военно-морского района (BMP).

Командование военно-морского флота (штаб в г. Нортвуд) включает фло­тилию подводных лодок (две эскадры), флотилию надводных кораблей (две эскадры эсминцев УРО и четыре - фрегатов УРО), оперативную группу ВМС (легкие авианосцы, десантно-вертолетные корабли-доки) и флоти­лию минно-тральных сил (три эскадры тральщиков, одна - охраны рыбо­ловства и защиты нефтегазовых комплексов).

Военно-морское командование на территории Великобритании возглав­ляет командующий (г. Портсмут), который руководит деятельностью учеб­ных центров, следит за состоянием военно-морских, авиационных баз, пун­ктов базирования и береговых укреплений, за организацией и проведением испытаний техники и вооружения. Командование несет ответственность за подготовку личного состава, содержание в соответствующей степени моби­лизационной и боевой готовности морских резервных компонентов, под­держание благоприятного оперативного режима в территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. Выполнение этих задач возложено на командующих тремя военно-морскими районами - Портсмутским, Пли­мутским, Шотландским и Североирландским. Кроме того, командованию подчинены вспомогательный флот, вспомогательная служба флота и резерв ВМС.

Командование авиации ВМС (г. Йовилтон) включает боевую авиацию (три эскадрильи истребителей-штурмовиков, семь - противолодочных вер­толетов, четыре - транспортно-десантных вертолетов) и вспомогательную (шесть эскадрилий).

В состав командования морской пехоты (г. Портсмут) входят силы морс­кой пехоты, группа подготовки, резерва и отрядов специального назначе­ния морской пехоты. Командование тыла отвечает за всестороннее снабже­ние кораблей и береговых частей, обеспечение регламентного обслужива­ния и ремонта техники, а также мобилизационного развертывания ВМС, а учебное (г. Портсмут) занимается вопросами комплектования экипажей кораблей и отработки ими задач боевой подготовки перед вводом судов в состав флота. Гибралтарский BMP возглавляет командующий, который отвечает за организацию обороны ВМБ в этом районе и важных участков по­бережья, поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответствен­ности.

В военное время военно-морские силы Великобритании имеют следую­щее предназначение: нанесение ракетно-ядерных ударов по территории про­тивника, участие в составе группировок объединенных ВМС НАТО в опе­рациях (боевых действиях) по завоеванию господства на море, защита оке­анских (морских) коммуникаций, оказание поддержки сухопутным войс­кам на приморских направлениях, проведения морских десантных опера­ций. В мирное время боевые корабли должны действовать в составе посто­янных соединений ВМС НАТО на Атлантике и в Средиземном море, а также постоянного соединения минно-тральных сил блока. В угрожаемый период большую часть ВМС Великобритании, выделяемых в ОВМС НАТО, предполагается использовать в составе ударного флота альянса на Атланти­ке, ОВМС НАТО в Восточной Атлантике и на Северо-Западном Европейс­ком ТВД. ударных и объединенных ВМС стран-союзниц на Южно-Евро­пейском ТВД.

Главной целью совершенствования ВМС Великобритании является значительное повышение боевых возможностей флота за счет качественного обновления всех компонентов. Основным направлени­ем стало наращивание боевых возмож­ностей ракетно-ядерных сил морского базирования. В частности, на их во­оружение начали поступать перспективная ракетная система морского ба­зирования «Трайдент-2» с большей дальностью действия и повышенной точностью стрельбы. Кроме того, проведена модернизация автомати­ческой системы боевого управления ПЛАРБ в районах боевого патрулиро­вания. Повышение скрытности и неуязвимости этих лодок в результате принятия на вооружение БР «Трайдент-2» позволит расширить зону их пат­рулирования. Более высокая скрытность будет обеспечена также благодаря увеличению глубины их погружения, оснащению современными ядерными энергетическими установками и использованию буксируемых антенн.


ПЛА «Трэнчанг» типа «Трафальгар»

В ходе совершенство­вания сил общего назна­чения большое внима­ние уделяется строи­тельству многоцелевых кораблей с повышенны­ми боевыми возможно­стями, способных ре­шать широкий круг за­дач, совершенствова­нию способов и средств управления, внедрению новых технических дос­тижений и научных от­крытий. Ядро сил фло­та составят подводные лодки и надводные ко­рабли, оснащенные со­временными ракетным оружием и электронны­ми средствами. Для ус­пешного взаимодействия с ВМС других стран НАТО английские корабли и самолеты оборудуются соответствующими системами связи и обмена информацией.

Важным направлением развития военно-морских сил Великобритании остается строительство атомных многоцелевых подводных лодок, а также усовершенствование ПЛА типа «Трафальгар». Большее водоизмещение позволит оснастить их новыми атомными энергетическими установками и перспективными гидроакустическими комплексами. Все эти ПЛА будут вооружены крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» американского производства в обычном снаряжении, благодаря чему они смогут использоваться при проведении операций по уничтожению (раз­рушению) наземных объектов противника.

Большое внимание уделяется также совершенствованию надводных ко­раблей, в частности корректируются требования к ним с учетом перерасп­ределения значимости задач, решаемых в современных условиях. Это про­является прежде всего в изменении подхода к строительству авианесущих кораблей. Придавая важное значение применению их для противолодочной борьбы, командование ВМС Великобритании тем не менее считает возмож­ным использование их для борьбы с авиацией противника, особенно при обес­печении перебросок войск (сил) усиления на европейские театры военных действий.

Ударную мощь надводных сил флота по-прежнему составляют три легких авианосца типа «Инвинсибл»,которые прошли модерниза­цию с целью повышения эффективности средств ПВО и увеличения на 20 проц. численности самолетного (вертолетного) парка. В частности, был увеличен угол подъема трамплина, что позволило повысить взлет­ную массу самолетов «Си Харриер», а также были переоборудованы ангары для обеспечения базирования на авианосцах перспективных вертолетов ЕН-101 «Мерлин».

Легкий авианосец R05 «Илластриес» типа «Инвинсибл»

Учитывая возможность возникновения в современных условиях локаль­ных конфликтов и необходимости использования в них амфибийных сил, командование сохранило в составе ВМС десантные корабли для проведения десантных операций. В связи с этим будут продол­жены их строительство и модернизация. Так, в 1998 году флот пополнился новым десантным вертолетносцем «Оушн», который способен нести на борту эскадрилью вертолетов «Си Кинг» (до 12 единиц).

С вводом в боевой состав ВМС Вели­кобритании во второй половине 2002 года фрегата (ФР) УРО «Сент-Олбанс» завершается многолетняя программа строи­тельства крупной серии (16 единиц) фрегатов типа «Норфолк». Двенадцать из них построе­ны на судоверфи «Ярроу шипбилдинг» (г. Глазго), еще четыре на судоверфи «Сван Хантер»(г. Уоллсснд-он-Тайн). Поскольку вся серия названа в честь известных в исто­рии страны герцогов (см. таблицу), эти ко­рабли нередко в зарубежных публикациях встречаются как фрегаты типа «Дюк», а так­же как фрегаты проекта 21

Корабли, базирующиеся на ВМБ Портс­мут, входят в 4-ю. а базирующиеся на ВМБ Девонпорт - в 6-ю эскадру фрегатов.

Как наиболее современные и многочис­ленные боевые корабли фрегаты типа «Норфолк» в настоящее время составляют основу надводных сил британского флота, представленных эсминцами и фрегатами. История их создания и освоения весьма по­казательна. Во-первых, кораблестроите­лям благодаря повышению производитель­ности труда и сокращению сроков строи­тельства удалось существенно снизить зат­раты на постройку: если головной корабль обошелся в 135,5 млн фунтов стерлингов, то стоимость последующих в этой серии фрегатов уменьшилась с 96 млн до 60 млн фунтов стерлингов (89 млн долларов). При этом корабли в полной мере соответствуют критерию «стоимость/эффективность». Во-вторых (и это самое главное), за 12 лет. про­шедших между завершением строительства головного и последнего фрегата, в силу значи­тельных изменений в военно-политической ситуации в мире и в стратегических приори­тетах и взглядах военного руководства Вели­кобритании претерпели изменения предназ-

качение и роль британских ВМС в целом и фрегатов в частности. Когда фрегат «Сент-Олбанс» будет введен в состав босго-товых сил, ему предстоит выполнять совсем не те задачи, которые были поставлены перед разработчиками проекта корабля.

Если в период «холодной войны» ВМС Ве­ликобритании ориентировались главным обра-юм на противолодочные действия в Атланти­ческом океане, то теперь они предназначаются для проецирования морской мощи в экспеди­ционных операциях объединенных вооружен­ных сил в любых районах мира. Соответствую­щим образом фрегаты, спроектированные как противолодочные корабли для действий про­тив советских подводных лодок на рубеже Ис­ландия - Фарерские о-ва, в современных усло­виях применяются для выполнения расширен­ного круга задач и по сути становятся многоце­левыми. В 2000 - 2001 годах они совершали плавания и несли боевую службу в акваториях Атлантического океана, Средиземного и Адри­атического морей, у западного побережья Аф­рики, в Персидском заливе, в дальневосточных морях и в Карибском море. Известны случаи, когда фрегаты типа «Норфолк» действовали в составе американской и французской авианос­ных ударных групп или входили в состав кора­бельных соединений НАТО.

Еще одна особенность данного проекта состоит в том. что на стадиях разработки, строительства и в ходе эксплуатации кораб­лей внедрялись различные новые техничес­кие разработки, причем не только с целью повышения боевых возможностей самих фрегатов, но и для отработки и подтверж­дения концепций и технологий, которые предполагается применять в проектах пер­спективных кораблей, в частности эсмин­цев типа «Д"эринт».

Название корабля

Бортовой номер

Судоверфь

Год начала строительства

Год ввода в строй

приписки

«Норфолк»

Девонпорт

«Арджил»

«Ланкастер»

Портсмут

«Марлборо»

«Сван Хантер»

«Айрон Дюк»

«Монмаут»

Девонпорт

«Монтроуз»

«Вестминстер»

«Сван Хантер»

Портсмут

«Нортамберленд»

Девонпорт

«Ричмонд»

Портсмут

«Сомерсет»

Девонпорт

«Графтон»

Портсмут

«Сатерленд»

Девонпорт

Портсмут

«Портленд»

Девонпорт

«Сент-Олбанс»

Численность экипажа 180 человек. Фре­гаты более ранней постройки (типа «Линдер» или проект 22) при водоизмещении 2 900 т укомплектовывались экипажами, насчиты­вавшими 260 человек. Тенденция сокращения экипажей надводных кораблей сохранится и в будущем.

Наличие в составе главной энергетичес­кой установки (ГЭУ) корабля электродви­гателей, обеспечивающих малошумный ход. и их успешное применение рассматри­вается британскими кораблестроителями как фактор, подтверждающий перспектив­ность концепции электродвижения.

Опыт оснащения этих кораблей автоматизированной системой соевого управления (АСБУ) и планомерного наращивания ее воз­можностей также намечено учитывать при строительстве кораблей других классов.

Проект корабля начал претерпевать из­менения уже на стадии его разработки. Тактико-техническим заданием предусмат­ривалось создание недорогого корабля с легким вооружением, способного в течение 30-40 сут осуществлять наблюдение на противолодочном рубеже, используя ГАС с протяженной буксируемой антенной. Од­нако с учетом того обстоятельства, что этот рубеж находился в пределах досягае­мости авиации советского ВМФ, было при­знано необходимым оснастить фрегаты зе­нитным ракетным комплексом. Изучение опыта боевых действий британских кораб­лей в фолклендском конфликте привело к решению включить в состав вооружения фрегатов артустановку среднего калибра, противокорабельные ракеты и вертолет корабельного базирования. В результате наряду с противолодочными возможностя­ми фрегаты способны бороться с надвод­ными кораблями, оказывать огневую под­держку силам, действующим на берегу, осуществлять самооборону и оборону на­ходящихся рядом кораблей и судов от средств воздушного нападения противни­ка. Достаточно высокие мореходные каче­ства этих фрегатов позволили существенно (с одного до пяти с половиной месяцев, как, например, при патрулировании в Юж­ной Атлантике) увеличить длительность плавания при условии периодического по­полнения запасов с транспортов снабже­ния или при заходах в иностранные порты.

Снижение «угрозы» со стороны подвод­ных лодок в 90-х годах привело к решению не устанавливать на последних семи фрега­тах гидроакустическую станцию (ГАС) 2031Z с буксируемой антенной, хотя именно наличие ГАС предопределило в свое время высокие требования к снижению уровня шумности корабля. Для удовлетворения этих требований ГЭУ скомпонована по схе­ме CODLAG, предусматривающей комби­нированное использование газовых турбин, дизель-генераторов и электродвигателей.

Малошумная и экономичная скорость хода (до 16 уз) обеспечивается в том случае, когда греб­ные валы приводятся во вращение элетродви-гателями, а наибольшая (28 уз) достигается при использовании двух газовых турбин. Дополнительно (в интересах снижения акус­тической сигнатуры) основное оборудование установки размешено на амортизированных платформах и окружено звукоизолирующими выгородками. Дизель-генераторы расположе­ны на 5 м выше ватерлинии. Укороченные ли­нии валов, скошенные лопасти гребных вин­тов, оптимизированные обводы корпуса, при­менение системы пузырьковой завесы, нали­чие системы контроля вибрации механизмов -все это способствует достижению низкого уровня шумности в режиме патрулирования.


Проектом предусмотрены меры по сниже­нию радиолокационной и инфракрасной за-метности фрегата. Как утверждаю т западные эксперты, эффективная поверхность рассея­ния (ЭПР) кораблей этой серии составляет около 20 проц. ЭПР близкого по размерениям эсминца проекта 42 благодаря наклону верти­кальных поверхностей на 7°, тщательному подбору формы надстроек, широкому приме­нению радиопоглощающих материалов. Для снижения ИК-сигнатуры в дымовых трубах установлена система охлаждения продуктов горения перед выбросом их в атмосферу.

В связи с недостаточными возможностями существовавшей к моменту начала строи­тельства фрегатов автоматизированной сис­темы боевого управления (АСБУ) CACS-4 руководство ВМС приняло сомнительное на первый взгляд, но впоследствии признанное дальновидным решение дождаться создания новой АСБУ SSCS, включающей из 12 автома­тизированных рабочих мест. Поэтому первые семь кораблей были переданы флогу без АСБУ. Оснащение строящихся и построенных фрега­тов этой системой началось в 1994 году. В тече­ние нескольких лет поэтапно совершенствова­лось программное обеспечение. В конечном счете проведение работ позволило объединить все средства освещения обстановки с система­ми корабельного оружия, а также со средства­ми внутрикорабельной и внешней связи.

На первых девяти кораблях в качестве ос­новного средства освещения подводной об­становки применяется низкочастотная ГАС 2031Z с буксируемой протяженной антенной. Фирма «Кинетик» разработала для этой стан­ции дополнительный блок обработки сигна­лов, позволяющий оператору оптимизировать выбор частотных интервалов и формат окта­вы. Носовая среднечастотная ГАС 2050 рабо­тает как в активном, так и в пассивном режи­ме и помимо обнаружения и сопровождения подводных лодок способна обнаруживать ата­кующие торпеды противника.

Торпедное вооружение фрегатов представ­лено двумя 324-мм двухтрубными тор­педными аппаратами, расположенными по-бортно в носовой части вертолетного ангара.

Основным источником данных о воздуш­ной обстановке считается радиолокацион­ная станция 996 с рабочим диапазоном 2 -4 ГГц. В этой РИС применена многолуче­вая фазированная антенная решетка, вра­щающаяся на топе фок-мачты со скорос­тью 30 об/мин и сопряженная со станцией распознавания «свой - чужой». Предусмат­риваются три метода обзора: нормальный круговой с регистрацией объектов, обнару­женных на дальностях свыше 115 км; опти­мизированный для обнаружения низколе­тящих объектов в условиях естественных или искусственных помех; дальнего обзо­ра, при котором излучаемая энергия кон­центрируется в нижнем луче для увеличе­ния дальности действия. Кроме того, на ко­раблях имеются следующие РЛС: навига­ционная 1007 (9 ГГц), обнаружения воз­душных и надводных целей 1008 (2-4 ГГц), две станции 911 управления стрельбой ЗУР с антенными постами на носовой и кормовой надстройках, а также система радиоэлектрон­ной борьбы UAF или UAT (рабочий диапазон 0,5-18 ГГц).

Для борьбы с воздушным противником фрегаты оснащены зенитным ракетным ком­плексом GWS26, в состав которого входит 32-зарядная установка вертикального пуска ЗУР «Си Вулф» с боевой частью массой 14 кг и дальностью стрельбы 6 км. Как считают британские специалисты, проводимая в настоящее время модернизация комплекса позволит сохранить его на воо­ружении до 2020 года.

Противокорабельный ракетный комп­лекс GWS60 включает систему управления стрельбой и две четырехзарядные пусковые установки ракет «Гарпун» с БЧ массой 227 кг и дальностью стрельбы около 130 км.

Артустановка Mk8 среднего калибра (114мм) предназначена для поражения морских и наземных целей на дальности до 22 - 23 км и воздушных - до 6 км. Ее скорострельность 25 выстр./мин, масса снаряда 21 кг. В 2001 году фрегат «Нор­фолк» стал первым кораблем, на котором была выполнена модернизация артуста-новки: гидравлические приводы заменены электрическими, общая масса уменьшена на 4 т, сокращен объем подпалубного по­мещения, снижена отражательная способ­ность башни (рис. 3).

Близится к завершению разработка сна­ряда с увеличенной до 29 км дальностью стрельбы. Система управления огнем (СУО) GSA 8В состоит из вычислителя, пульта оператора и оптоэлектронного дальномер-ного поста, расположенного на фок-мачте. Этот полностью стабилизированный пост массой 227 кг, имеющий сферическую кон­струкцию и включающий в себя ТВ-камеру, лазерный дальномер и тепловизор (8 -12 мкм), обеспечивает точность наведения не хуже 3 м на дальности 10 км при состоя­нии моря 5 баллов. Кроме того, работа СУО обеспечивается двумя визирами, установ­ленными на спонсонах кормовой надстрой­ки. (Данные от визиров могут использовать­ся для целеуказания ЗУР «Си Вулф».) Артил­лерийское вооруже! ше включает также две од­ноствольные 30-мм артустановки DS ЗОВ. Их скорострельность 650 выстр./мин, дальность стрельбы по воздушной цели 3 км, по надвод­ной - 10км. готовый к стрельбе боезапас 160 выстр.

На корабле имеются четыре шестистволь­ные 130-мм пусковые установки, предназ­наченные для выстреливания дипольных от­ражателей и инфракрасных ложных целей, а также устройства для выставления надув­ных дипольных отражателей.

Боевые возможности корабля существен­но дополняются благодаря постоянному базированию на нем вертолета «Линкс» (рис. 4), который может применяться для по­ражения подводных лодок торпедами «Стинг-рей» или глубинными бомбами Mkl. При действиях против легких кораблей и катеров вертолет несет ракеты «Си Скьюа».

В середине 2002 года на вооружение фре­гата «Марлборо» поступает новый верто­лет - «Мерлин». В состав его бортового ра­диоэлектронного оборудования входят: РЛС «Блю Кестрел» с большой дальностью действия, опускаемый гидролокатор, ра-диогидроакустические буи. система обработ­ки акустической информации, аппаратура передачи данных «Линк-11». Максималь ная взлетная масса машины 14 600 кг (у «Линкс» - менее 5 000 кг). «Мерлин» спосо­бен взлетать с палубы фрегата при состоя­нии моря шесть баллов. Этот вертолет зна­чительно расширит как противолодочные, так и противокорабельные возможности фрегата. Кроме того, он может применять­ся для переброски 20 человек с личным ору­жием.

С завершением строительства всей серии работы по переоснащению фрегатов и при­способлению их к новым оперативным по­требностям не закончатся. В этих целях в течение предстоящих нескольких лет наме­чено осуществить ряд мероприятий. В час­тности, еще не менее пяти кораблей полу­чат вертолеты «Мерлин». С 2006 года вмес­то гидроакустической станции 2031Z ко­рабли во время планово-предупредитель­ных ремонтов будут оснащаться новой ак­тивно-пассивной ГАС 2087. Эта станция, разрабатываемая для повышения возмож­ностей по обнаружению малошумных под­водных лодок не только в океанских, но и в прибрежных водах, объединяет низкочас­тотный (500 Гц) гидролокатор переменной глубины погружения и пассивную буксиру­емую протяженную антенну (рабочая час­тота 100 Гц). Гидролокатор и протяженная антенна могут буксироваться на различ­ных, оптимальных для излучения и приема сигналов глубинах. Контракт на разработ­ку и изготовление первых шести комплек­тов выдан фирме «Талес».

Другой программой предусматривается оснащение фрегатов разрабатываемой сис­темой противоторпедной защиты SSTD. Во второй половине текущего десятилетия предполагается устанавливать на фрегатах аппаратуру американской автоматизиро­ванной системы управления силами и сред­ствами ПВО соединения СЕС (Cooperative Engagement Capability).

Фрегаты типа «Норфолк» создавались с расчетом на 18-летний срок службы. В связи с этим уже в настоящее время проводятся ис­следования относительно целесообразности планирования их капитального ремонта для продления срока службы или разработки проекта перспективного фрегата.

Проектные авианосцы CVF


ВМФ Великобритании ведет переговоры с крупнейшими судостроителями на производство двух авианосцев нового поколения для своего флота. Один из них водоизмещением 35000т, другой 40000т. Каждый корабль предположительно должен быть расчитан на 40 самолетов. Авианосцы должны вступись в строй в период с 2012 до 2015 года. Для получения энергии было решено использовать ядерные реакторы. Исходя из габаритных показателий кораблей и мощности силовой установки, расчетная автономная дальность плавания составит около 8000 миль. В состав авиагруппы по расчету входят 40 единиц летательной техники, из них 30 многоцелевых истребителей, 6 верлотетов и 4 самолета разведчика.

Водоизмещение: 30000-40000 т

Длина - н.д.; Ширина - н.д.;Осадка - н.д.

Силовая установка тип: ядерный реактор

Количество валов: 4

Мощность: 280000 л.с.

Скорость: более 30 узл

Скорость: н.д.

Дальность плавания: 8000 миль

Вооружение

40 единиц летательной техники (возможно размещение 50)

Команда:700 чел

Эсминцы типа 45


Королевский военно-морской флот Великобритании заказал 12 эсминцев Типа 45, чтобы заменить имим эсминцы Типа 42, которые были приняты на вооружение начиная с 1978. Эти двенадцать новых эсминцев должны войти в строй к 2014 году. Основной подрядчик королевского флота компания BAE SYSTEMS.

Главная задача эсминцев Типа 45 - противовоздушная оборона. Для этого корабли оснащены радарами большого радиуса действия, высокоточными самонаводящимися ракетами и системой одновременного управления и слежения за ракетами.

В систему вооружения эсминца входят крылатые ракеты Aster 15 и Aster 30. Ракеты этой серии оснащены бортовым компьютером и активным устройством самонаведения. Ракета несет боеголовку в 15кг, радиус поражени - более 80 км. Главная 127мм пушка расположена в носовой части корабля, четыре 30мм пушки - по бортам. На корме монтируется посадочная палуба для одного вертолета EH 101 Merlin.

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение: 6500 т;

Длина - 152, м; Ширина - 18 м;

Тип силовой установки - газотурбинная

Мощность: 50 Мвт

Скорость: 30 узл.

Дальность плавания: более 5000 миль

Вооружение

  • ракетные пусковые установки
  • 1 127мм пушка
  • 4 30мм пулемета
  • 1 вертолет
  • радар

Атомные подводные лодки класса "Вэнгард"


Субмарины класса "Вэнгард" - самые большие подводные лодки находящиеся на вооружении военно-морского флота Великобритании. Первая лодка из класса, "Вэнгард" встала в сторой в 1993 году, "Victorious" - в 1995году, "Viligiant" в 1996, а "Vengeance" в 1999 году.

"Вэнгард" может нести 16 ракет Trident,Tridet II или D5 - все они являются стратегическими баллистическими ракетами. Каждая ракета несет до 12 независимых боеголовок (MVIR) каждая по 100 - 120 килотонн. Дальность полета ракет - более 11,000 км при сверхзвуковой скорости. Вес - 65 тонн.

В носовой части субмарины размещаются четыре 533 мм торпедных аппаратами. В арсенале находятся торпеды с управлением по проводам с боеголовкой 134 кг и активным и пассивным самонаведением. Дальность поражения - 13 км с активными и 29 км с пассивным самонаведением.

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение - 16000 т

Длина:149.9 м

Ширина:12.8 м Высота:н.д.

Силовая установка Тип: ядерный реактор

Количество валов:н.д.

Мощность: н.д.

Скорость: 25 узл.

Дальность плавания: н.д.

Вооружение

  • ракеты
  • торпеды
  • сонар

Команда: 135 чел

Балтийская Государственная Академия

рыбопромыслового флота

Военно-морская кафедра

Судоводительский факультет

Реферат

« Характеристики ВМС Великобритании»

Выполнил:

Проверил:

Калининград 2004



Рекомендуем почитать

Наверх