Текст песни евгений коновалов - а за окошком ветер вьюжит. Почему никто не видит бога А другом видит бог стал

Техника и интернет 03.02.2024

Иногда нас заводит в тупик необходимость верить в Бога. Именно верить, а не знать.

Ведь мы знаем, по крайней мере нам так кажется, что мир вокруг нас реален. Мы знаем что дождь мокрый, а снег холодный. Мы знаем, что цветы пахнут, а иголки кактуса колются. Все это есть наш опыт, и мы ни капли не сомневаемся в его реальности. Но почему самое главное что у нас должно быть в жизни - Бог - является объектом именно веры, а не знания. Может быть было бы гораздо проще, чтобы мы не строили свои догадки о Его Бытии, а имели непосредственное о нем ведение.

Ведь что стоит Всемогущему Богу сделать так, чтобы Его Бытие было видно и понятно всему сущему, на каждом уровне жизни каждого ее члена, чтобы, насколько возможно, Бог был бы виден, осязаем, и понят. Чтобы был возможен диалог с Ним лицом к Лицу, чтобы понятны были цели, и задачи жизни каждого. Ведь сколько бы проблем решились в этом мире, как легко было бы жить человечеству, под прямым управлением не политической элиты, не аристократии, или правильнее сказать бизнес-кратии, а самого Бога.

Как было бы хорошо, когда причинно-следственная связь между нравственным качеством жизни и посмертной участью была всем понятна и очевидна. Чтобы в больнице жизни нас бы выхаживал сам Господь Бог. Почему именно вера, догадка, интуиция, должна стоять на месте того, что в первую очередь должно быть очевидным и осязаемым.

Но, представим, что все так и случилось. Бог стал видим, с Ним можно общаться лицом к Лицу. А главное это то, что адские муки грешников стали проецироваться на левую сторону небосвода, а блаженство праведников - на правую. Теперь все стало на свои места. Изменились бы люди от этого? Нет, они бы стали еще хуже. Намного хуже.

Когда мы хотим попасть в какое-то красивое, надежное, и, главное, сытное место, мы готовы за это место бороться. В данном случае орудием борьбы стали бы «добрые дела». Мы бы ложились костьми, завоёвывая себе рай, но никто, и никогда, туда войти не смог бы. По той причине, что видя то, « …что уготовал Бог любящим его», мы бы однозначно все начали стремится не к Богу, а к Божьему. Не к Цели, а к тому, что лежит вокруг нее, и так никогда бы и не попали в Цель. Слишком велик был бы соблазн вкушения благ, слишком велико было бы вожделение богатства Бога. Да, мы ни не минуту не сомневаясь, променяли бы все что имеем, да и саму жизнь нашу отдали за то, чтобы получить это Царство.

Даже если бы мы и этого Царства не видели, то сама красота Бога пленила бы нас своим величием, и мы бы все равно попали в ту же ловушку. Эта ловушка не дала бы возможности нам измениться. Внутри мы бы остались теми же сластолюбивыми и самолюбивыми эгоистами, только с более высокими запросами.

Научиться любить Бога по-настоящему, искренне, от всего сердца можно не потому что Он Могуществен, Богат и Красив, а потому что Он есть Истина, Правда, и Любовь. Мы должны научиться любить Бога в Его Распятии, в Его немощи, в Его позоре, в Его презрении от мира, в Его беспомощности и униженности. При этом получая за эту любовь не блага, а презрение, унижение, страдания, и даже саму смерть. Мы должны научится жить в состоянии презрения от мира, от людей неверующих, под их насмешками, уколами, упреками ради нашей веры. Только любя вопреки всему, человек может изменить себя, и стать достойным Тех благ, которые Бог уготовал любящим Его.

Принца, красивого, богатого, знатного, может каждый полюбить. Но вот полюбить его в состоянии бомжа, неопрятного, униженного, бедного, жалкого, за то что у него чистая и красивая душа, способен далеко не каждый. В нашем мире Бог это Принц, переодетый в нищего просителя нашей любви. И от того что мы даем ему милостыню, мы не становимся богатыми земным благами. От того что его осчастливим кружкой воды, наши проблемы не решаются. Мы учимся любить вопреки всему. И только тогда, когда наша любовь будет не рады выгоды, не ради получения Небесных Благ, а ради Самой Любви, мы можем надеяться на то, что будем жить там, где и должны пребывать друзья Бога. В Его небесных чертогах.

2 мая 1999 года при большом стечении народа состоялся чин канонизации блаженной старицы Матроны, подвижницы благочестия XX века, всенародной утешительницы в скорбные для Церкви годы безбожия. Особым светом сияет блаженная угодница Христова среди великого сонма русских святых, предстоящих Престолу Божию. От рождения лишённая возможности видеть, она обладала благодатным духовным зрением, даром прозорливости.

Понимаем ли мы, что значит быть слепым от рождения, жить всегда в безпросветной тьме? От этого нельзя убежать - нет ничего и никого, и есть только тьма без конца, за которой вечная тьма после смерти. Матронушка была не просто слепая, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела её мать во сне перед её рождением.

В шестую неделю по Пасхе, в Неделю о слепом, мы можем услышать объяснение Господа, что значат страдания блаженной Матроны. Кто согрешил, он или родители его? - спрашивают с тревогой ученики Господа о человеке, слепом от рождения (Ин. 9, 2). Все беды связаны с грехом, даже землетрясения, наводнения и засухи - из-за наших грехов, и есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвёртого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклесиаст о том, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Здесь - точка преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливости в мире, хотя в самом их возмущении можно увидеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу - наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас.

Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии, - говорит Господь (Ин. 9, 3). И это не значит, что кто-то из людей рождается безгрешным, а значит, что Бог безконечно милостив. История праведного Иова многострадального - свидетельство этой же тайны. И то же самое в полноте относится к блаженной Матроне. Высший Промысл Божий - приобщение Богу, и он может касаться пути человека, начиная с самых глубин рождения. «Бог наказал его», - выносят скорый приговор равнодушные окружающие, не видя, что Господь посетил его или, иначе сказать, с особенной любовью взглянул на него. Как говорит Блаженный Августин, мы видим, потому что Бог видит нас. Бог видит нас, и Он хочет, чтобы мы видели Его.

Один тяжелобольной молодой человек рассказывал, как в детстве он был благочестивым мальчиком, часто ходил в церковь, и ему дано было узнать, что такое благодать, как милостив Господь. Но потом с ним случилась беда: он упал с дерева и был навсегда парализован. Вначале это было невыносимо страшно - он был большой и сильный, стыд и гнев закипали в нём. В течение месяцев он оскорблял Бога. То, что с ним произошло, он понял через молитву. Однажды он сказал себе: до этого несчастного случая я знал, что Бог меня любит, что же изменилось сейчас? И постепенно он стал всё осознавать. Ему стало совершенно ясно, что Бог коснулся его лично и что Он хочет ему что-то сказать через эту болезнь. И он молился, чтобы войти в мысль Божию, в Его Промысл о нём, и увидеть, что он страдает не зря. И ему стали открываться грехи, в которых он жил. Ему надо было их познать - это то, что удаляло его от Бога. Может быть, кто-нибудь скажет: какие у мальчика могут быть особенные грехи? Но мы знаем, что святые по мере приближения к свету Христову всё более оказываются способными видеть свою греховность. Иногда он говорил Господу: «Если я, исцелившись, вновь начну удаляться от Тебя, я предпочитаю не исцеляться», - и потому даже смерть была ему уже не страшна. В конце концов, она не есть настоящее зло, она даёт нам возможность идти к Богу.

Если бы знал человек, говорит преподобный Серафим Саровский, что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к Нему через любую тьму. Страдания бывают различные, но самое ужасное - страх, что ты навсегда лишишься Божественного света, потому что ты уже не чувствуешь связи с Богом. Многие думают, что путь к Богу - весь сияние, мир и радость, но Бог, дав однажды увидеть свет, испытывает душу. Одно дело - принять Бога в Его личном откровении, с радостью и ликованием, и другое - идти, как Бог ведёт, пока душа не научится со смирением отвечать на волю Божию. Сияющий свет, который открыл чудесный мир, тускнеет, несмотря на все наши усилия сохранить верность Господу, и всё, что остаётся, - это вера. Это испытание может быть долгим, иногда перемежаясь с краткими утешениями, после которых душа может погружаться в ещё больший мрак.

В некоторых случаях эта тьма может быть связана с неблагоприятными внешними обстоятельствами: разлад в семье, болезни, полные неудачи в делах, несчастный случай. И здесь возникает соблазн - объяснить нашу тьму внешними трудностями. Мы должны проникнуть гораздо глубже, чем скорби земного существования, если хотим преодолеть тьму души. Только так может открыться тьма богооставленности распятого Христа, без которой нет света Воскресения. Только на этом пути возможно подлинное прозрение души в её способности оставаться с Господом, какими бы непереносимыми ни были внешние обстоятельства, в её способности сострадания ко всем, во тьме и сени смертной сидящим.

На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей». И сидение её - в разных домах, квартирах и подвалах, где она находила приют, - продолжалось ещё пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога. Когда она переехала в Москву, начались скитания по родным и знакомым. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. С жильём в Москве было трудно, выбирать не приходилось. Почти везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста.

Мы живём в особенные времена, и людям дано узнать особенные скорби: вечная тьма, то есть самое мерзкое зло, которое скрыто угрожает душе, пока она до конца не освободится от греха, совершенно открыто присутствует сегодня во внешнем мире. Наступает ночь, «уже позже, чем кажется», как говорится. Миллионы людей рождаются слепыми, их ли вина, или их родителей в этом вина, что они рождаются и живут всю жизнь во тьме безбожия? И сегодня всё делается, чтобы эта самая страшная слепота была как бы естественной для человека.

Видя евангельского слепорождённого, Христос не подчёркивает связи между грехом и страданием, между грехом и слепотою, как Он это обычно делает. Он говорит, что это произошло, чтобы явилась на нём слава Божия. Что нам делать, как Бога молить, чтобы быть присутствием Христовым в мире, чтобы слава Божия открылась людям? Когда жизнь наносит нам страшные удары, мы должны показать миру, как христиане могут жить и как, если надо, - умирать.

В житии блаженной Матроны приводится такой рассказ. Однажды пришёл милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти её до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я её всё-таки в больницу успел отвезти».

В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке «народную целительницу», которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к её спасительным таинствам. Помощь её людям была безкорыстной, она ни с кого ничего не брала. Каждый день прожитой ею жизни - поток скорбей и печалей приходящих людей.

Никто не может прозреть, никто не может видеть без света - исцеляет только свет, только любовь. Доколе Я в мире, Я свет миру, - говорит Христос (Ин. 9, 5), и мы должны быть, по слову Его, по дару Его, светом мира, чтобы другие прозрели. Однако никто из нас не может стать светом, пока не пройдёт через собственную тьму, силясь одолеть её, до конца, до тьмы креста, в которой тьма всех от века слепых, до тьмы Креста Христова, и значит - до света Креста Его и Воскресения.

Один взгляд Христа исцеляет - если бы ты мог посмотреть Ему в глаза! И твой брат, твой ближний - как он прекрасен, если бы ты мог видеть! Если бы ты мог прозреть и в каждом лице человеческом узнать Христа святое Лицо!

30.01.2012

Наверное, для большинства христиан вопрос, представленный в заголовке, уже решен. Одним уже давно известны соответствующие «отрывки из Библии» и привычно ощущение такой близости Бога, которое в чем-то отвечает нашим представлениям о дружбе. Другие могут лишь шарахнуться от самой мысли такого «понижения» Непостижимого и Всемогущего Бога, Грозного Судии. Я не намерен доказывать обратное никому из этих “убежденных”. Но я надеюсь, что эта статья поможет первым осознать «границы» и основание такой дружбы, вторым - что мысль о «дружбе» с Богом на самом деле не есть некое «кощунство», а и тем и другим - что все тут не так просто, как может показаться на первый взгляд .

Все, что мы знаем о Боге, знаем из Его слов и деяний. Он Сам открывает нам Себя. И христиане, которые верят, что Бог во Христе - их «лучший Друг», думают так главным образом не потому, что полагают свое общение с Ним заслуживающим такой высокой оценки. Они просто верят, что Бог «представился» им Другом, а, значит, они могут так называть Его с Его же слов.

Проблема такого подхода именно в том, что на самом деле нигде в Библии не говорится о том, что Иисус или тем более Бог Отец - наш Друг . В нескольких местах говорится лишь о том, что определенные люди именуются «друзьями» Бога, что, конечно, не одно и то же (к примеру, так может обращаться к нам руководитель на работе, но вряд ли мы позволим себе так же обратиться в ответ). В Писании никто не называет себя другом, братом Христа (или Христа - своим Другом, Братом), а все мыслят о Нем как о Господине. Даже Иуда (не Искариот), кровный брат Иисуса, начинает свое послание так: «раб Иисуса Христа, брат Иакова…» (Иуд.1).

И все же очень полезно рассмотреть отрывки, где говорится о Божьих «друзьях», тем более, что их очень не много. В первом из них (Исх. 33:11) повествуется, что «Господь говорил с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим». Вообще-то сама скиния, куда входил Моисей для общения с Богом, слабо напоминала «тихую беседку». Она была святилищем, местом поклонения и жертвоприношений. Вряд ли она создавала ту «непринужденную обстановку», которая соответствует нашим представлениям о дружбе. В любом случае мимо нашего внимания не должно пройти главное: Моисей удостоился такого высокого звания именно тогда, когда Бог как никогда близко открывался ему - «лицем к лицу».

В Ис. 41:8 и 2Пар. 20:7 Божьим другом назван Авраам. Заметим, что слово, использованное в этих стихах, в разных падежах употребляется в Ветхом Завете более 200 раз, и в подавляющем большинстве случаев оно передается как «любить», «любящий» или даже «любовник». К счастью, сейчас никому не приходит в голову так обращаться к Богу. В любом случае здесь не имеется в виду дружба, которая напоминала бы ту, что возникает между людьми, иначе вряд ли в этом же стихе (Ис. 41:8) Израиль назывался бы «рабом» Божьим.

В Новом Завете апостол Иаков, явно имея в виду вышеуказанные тексты, пишет: «И исполнилось слово Писания: “веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим”» (2:23). Но из этого вряд ли следует, что апостол пытается дать свое толкование ветхозаветным отрывкам. Он говорит о дружбе с Богом в противовес дружбе с миром (4:4). Апостол Иаков думает не о добрых, приятельских отношениях между людьми и не проецирует их на отношения Бог-человек, а рассуждает о дружбе в смысле мировоззренческих предпочтений. Ведь «мир» не может быть нашим другом в буквальном смысле. Так же и Бог. Апостол мыслит категориями «друг» - «враг», «за нас» - «против нас». И в этом смысле, конечно, Бог - за нас, Он - на нашей стороне, Он - наш «Друг».

До этого мы говорили о героях Ветхого Завета. Но не изменилось ли многое с приходом Христа, в Котором Бог стал к нам ближе? Ведь, согласно Евангелию от Иоанна (15:13-15), Иисус прямо назвал нас Своими друзьями. Разве после этого мы не можем называть Его своим Другом? В самом деле, сколько личных свидетельств и христианских песен сводятся к тому, что после всех разочарований, которые постигали нас в миру из-за непонимания, отвержения и предательства со стороны близких нам людей, мы, наконец, нашли верного Друга, Который нас полностью понимает. Но действительно ли Христос, называя нас Своими друзьями, имел в виду именно это?

Сначала отметим, что дружба, о которой идет речь в Евангелии, подразумевает не только верность Христа - верность до смерти (13 стих), но и нашу верность Его заповедям. Не думаю, что кто-то из нас был бы в восторге, если бы какой-то человек предложил нам дружбу при условии добровольного подчинения ему. Поэтому (и это, конечно, признают все) в дружбе со Христом нет того «равноправия», которое характерно для дружбы между христианами. В наших отношениях с Ним сохраняется подчиненность. В этом смысле различие между рабом и другом, проводимое здесь Христом, даже не так радикально, как в следующем - пятнадцатом - стихе. Именно в нем, как мне кажется, раскрывается суть «дружбы» между Богом и человеком.

«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Здесь речь не о наших проблемах, которые Иисус как настоящий Друг обязательно поймет и решит. Здесь речь даже не о личном общении. Речь о том, что Иисус раскрывает Себя, ничего не утаивая, а передавая то, что «слышал от Отца». Таким образом, мы становимся Его друзьями, «сотаинниками». Основная мысль этих стихов не в том, что Иисус открылся нам как Друг, Который все понимает. Смысл в том, что Он открылся нам как Своим друзьям, так что теперь мы можем понимать Его и Отца! Поэтому странно, что именно этот интерес к отрытому Христом в Писании часто совсем не наблюдается среди тех, кто любит называть Иисуса своим Другом, ограничивая при этом отношения с Ним субъективным мистическим опытом.

Может показаться, что исповедание Бога своим Другом одухотворяет само понятие дружбы и свидетельствует о большом духовном росте. На самом же деле этим самым можно, напротив, низводить наши отношения с Богом к человеческим понятиям о дружбе. Таким образом, следует подумать о связи вертикальных и горизонтальных отношений. К слову, я слышал множество песен о «моем лучшем друге Иисусе», но я еще никогда не слышал, чтобы кто-то начинал молитву со слов «мой Друг…» (по-украински - «Друже…»). Это наблюдение подсказывает, что молитва, особенно в общинном контексте, дарует нам верное восприятие «вертикальности» наших отношений с Господом и Спасителем. Я объясню это с помощью двух общеизвестных примеров из Библии .

Сотворив человека, Бог пребывал в совершенном союзе с ним. Адам мог беспрестанно наслаждаться близостью с Творцом. И тем не менее Бог увидел, что даже в этом общении Адам одинок , что ему плохо одному: первое «нехорошо» (Быт. 2:18) после стольких «хорошо» дней творения (Быт. 1:10,12,18,21,25)! При этом Бог не почувствовал Себя обиженным. Значит, для человека естественно разделять радость и делиться тревогой с кем-то «осязаемым», и Бог понимает эту потребность. Именно поэтому была создана Ева. В ней Бог даровал Адаму друга (подругу).

Другой пример - из Евангелия. Когда Христос говорил, что покинувшему своих друзей и родных воздастся во сто крат, Он не обещал, что Сам станет для него братом или другом, и этого для него будет достаточно . Нет. Он обещал дать ему новых братьев и сестер (Мф. 10:29,30). Он обещал поместить его в общину.

Бог не пытается быть или становиться для нас «всем», Кем-то незаменимым во всем. Он создал других людей и весь мир для нашего блага. Если же мы отказываемся от всего этого «в пользу» кажущейся близости с Ним - мы обкрадываем сами себя. Если люди говорят, что им не нужно никого, кроме Бога, они лишь неловко пытаются прикрыть свой индивидуализм. Они находят Бога мертвых, а не Бога живых; «своего» Бога, а не «Отца нашего».

Таким образом, христианское исповедание не обязывает находить во Христе Друга. Гораздо важнее (а на практике - еще и сложнее) в друге, в брате, в ближнем - находить Христа (Мф. 25:21-35). А во Христе - находить Бога.

Дмитрий Бинцаровский

Осуществлением и ясным доказательством любви к Богу является искреннее расположение к ближнему, [достигаемое] через добровольное благоволение. Ведь божественный апостол Иоанн говорит: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Любовь есть путь истины, и ею называет Себя Слово Божие, Которое представляет Богу Отцу идущих этим путем чистыми от всяких страстей. Она есть дверь, и входящий через нее вступает в Святая святых, став достойным созерцателем недоступной красоты царственной и Святой Троицы.

Послание Иоанну Кубикуларию о любви.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 20-21 аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего

Любовь ко Христу разветвляется на любовь к ближнему, любовь к истине, любовь к святости, к миру, к чистоте, ко всему Божественному, ко всему бессмертному и вечному. Все эти виды любви Божественны, святы и вечны, потому что корень их Божественнен, свят и вечен. И корень этот – любовь ко Христу. Все эти виды любви являются естественными и непременными проявлениями любви ко Христу.

Если не существует этих видов любви, то не существует и любви ко Христу. Если же не существует любви ко Христу, то не существует ни истинного Боголюбия, ни истинного человеколюбия. Христос есть Богочеловек, и любовь к Нему значит всегда: любовь к Богу и любовь к человеку. Она есть человеколюбие в христианстве. Боголюбие и человеколюбие. Человеколюбие есть свидетельство Боголюбия, и Боголюбие – свидетельство человеколюбия. Любовь к Богу проявляется в любви к человеку как к богоподобному существу, то есть как к одухотворенному брату. Поэтому святой Иоанн Богослов приводит следующее изречение: Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Только человек, который чувствует “в Боге” ближнего, только человек, который видит “в Боге” ближнего, только такой есть одухотворенный брат, есть бессмертный собрат и ближний. Таким образом, чувствует и видит людей только человек, который близ Христа, который близ Бога, который в Его Божественной любви.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

Ст. 20-21 кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего

Тот, кто не любит своего брата, не пребывает в любви, а тот, кто не пребывает в любви, не пребывает в Боге, поскольку Бог есть любовь.

О Троице.

Почему не видит Бога? Потому что не имеет той самой любви. Потому не видит Бога, что не имеет любви; потому не имеет любви, что не любит брата своего. Значит, по той причине и не видит Бога, что не имеет любви. Ибо если бы он имел любовь, он видел бы Бога, потому что Бог есть любовь , и очищается это око любовью все больше и больше, так что начинает видеть ту неизменную Сущность, присутствие Которой всегда радует, и от этого преисполняется блаженства, навеки соединившись с ангелами.

Трактат на 1-е послание Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Выше апостол с настойчивостью доказал, что любовь должна быть взаимная, переходящая от Бога к нам и от нас к Богу; присовокупил к сему, что если Бог так возлюбил нас, то и мы должны любить друг друга. Теперь - снова возводит речь к тому же и говорит: так как на нас лежит долг любить брата, по примеру любви Бога к нам, и, воздавая любовью Богу, мы удовлетворяем этому долгу; то нам непременно должно любить брата для совершеннейшего доказательства любви к Богу. Ибо если этого не будет, то не сохранится и любовь наша к Богу, так как будет нарушен долг по отношению к ближним, долг, вытекающий из любви к Богу. Прибавляет и еще более сильное слово на обличение тех, которые хотят извращать божественную любовь. Апостол говорит как бы так: любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовью; ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством? Если кто-нибудь бесстыдно будет говорить, что Бога любит, а брата ненавидит, тот, извращая божественную любовь, оказывается сверх сего и преступником следующей Его заповеди: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. 13:35) . Посему, кто любит Бога и старается быть Его учеником, тот, по заповеди Его, любит и брата своего.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Андрей Монах

Ст. 20-21 кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего

Любящий Бога соблюдает Его заповеди, ибо любовь к своему брату есть исполнение божественных заповедей. Не любящий брата своего не сохранил заповедь, а не сохранивший не любит Бога. Ибо лжец - не любящий, но говорящий, что любит.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит

Кто говорит и проч.: мы должны любить Бога, но любить Его поистине возможно только тогда, когда мы любим друг друга. Поэтому, кто говорит словом, или языком, или даже в сердце своем, заблуждаясь в совести своей, что любит Бога в сердце своем, и считает себя христианином, исполняющим заповедь Божию и Христову, а брата своего ненавидит (1 Ин. 2:9, 11; 1 Ин. 3:15 и прим.) в сердце своем и показывает это делами, тот лжец , иное думает и говорит, и иное показывает на деле (1 Ин. 2:4) , видно, что он лжец, что кто не любит брата своего , или ненавидит его (1 Ин. 2:9) , хотя бы он был враг его (1 Ин. 3:15) ,брата своего, которого видит своими глазами (увидел, в подлиннике прошедшее время, для выражения состояния несомненно одинаково всегда продолжающегося; ср. с. 12), Бога, Которого не видит (ст. 12), как может любить ? То есть это дело невозможное, чтобы таковой любил Бога. Кто неспособен к более легкому, тот не в силах исполнить более трудное; любить невидимое гораздо труднее, чем любить видимое. Брату своему, которого видит, тем или другим добрым делом всегда может показать любовь; а Бога, Которого не видит и, следовательно, непосредственно не может ничего сделать для Него, - как может любить ? Дело это невозможное. Любовь к Богу может только выражаться и свидетельствоваться любовию к ближним. «Любовь очевидно образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовию, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел , как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел , Который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством?» (Феофилакт).

Толковый Апостол.

Анастасия говорила мне, когда я в тайге с ней общался, что Бога никто не видит потому, что Его мысли с большой скоростью и плотностью работают. А я вот думаю: почему Он не хочет затормозить их, чтобы люди могли посмотреть на Него?

Старик поднял палочку и показал на проезжающего велосипедиста:

Смотри, Владимир. Вращается колесо велосипеда. В колесе спицы, но ты их не видишь. Они есть, ты это знаешь, но скорость вращения не позволяет тебе их видеть. Или по-другому сказать можно: “Скорость твоей мысли, твоего зрительного восприятия не позволяет тебе их увидеть. Если велосипедист поедет медленнее, ты увидишь спицы колеса смазанными. Если он остановится, ты их ясно увидишь, но сам велосипедист упадёт. Он не доберётся до цели, ибо прекратил движение, и всё ради чего? Чтобы ты мог увидеть то, что они есть? Но что это тебе даст? Что изменится в тебе? Вокруг тебя?

Ты будешь твёрдо знать об их существовании. И всего лишь. Велосипедист может встать и продолжить своё движение, но другие тоже захотят увидеть, и ради этого ему снова и снова придётся падать. И ради чего?

Ну, чтобы взглянуть хоть раз на него.

И что же ты увидишь? Ведь лежащий на земле велосипедист уже будет не велосипедист. Тебе придётся представлять, что он им был.

Бог, изменивший скорость своей мысли, уже не Бог. Не лучше ли тебе научиться ускорять свою мысль? Ты, когда с человеком говоришь, а собеседник твой очень медленно соображает, разве не раздражает это тебя? Разве не мучительно приостанавливать скорость своей мысли, подстраиваясь под него?

Да, правильно, под дурака если подстраиваться, самому дураком нужно стать.

Вот и Богу, чтобы мы его увидели, нужно приостановить свою мысль до нашего уровня, стать таким, как мы. Но и когда Он это делает, присылает сынов своих. Толпа, взирая на них, говорит: “Ты не Бог, не сын Божий, ты самозванец. Или чудо твори, или на кресте распят будешь”.

А почему бы сыну Божьему и не сотворить чуда?.. Ну хотя бы для того, чтоб отвязались от него неверящие, чтоб на кресте его не распяли.

Чудеса неверящих не убеждают, а искушают. И чудеса творящих на кострах сжигают, крича при этом: “Сжигаем проявленье тёмных сил!” К тому же Богом, посмотри вокруг, чудес содеяно несметное количество. Восходит солнце, а в ночи луна, букашка на травинке тоже ведь чудна, и дерево...

Вот мы с тобой под деревом сидим... Кто механизм придумать сможет совершенней, чем дерево вот это? Это Его крупицы мысли. Материализованные, живые, снующие под нашими ногами, летящие над нами в синеве, поющие для нас, лучом тепла ласкают тело наше. Они Его, они вокруг, для нас они. Но многие способны не только видеть, но и чувствовать, осознавать? И пусть не совершенствуя, пусть только пользуясь, но только не коверкать, не уничтожать чудесные творения живые. А что Сынов Его касается, у них удел один - словами повышать осознанность людскую, свою приостанавливая мысль, и рисковать непонятыми быть.

А вот Анастасия утверждала: говорить просто слова недостаточно, что-бы осознанность повысить человека до значимого уровня. Я тоже думаю: слов множество и разных человечество произнесло, а толку что? Несчастных судеб вокруг полным-полно, и ката-строфа может на Земле случиться.

Всё правильно. Когда слова не от Души, когда разорваны с Душой их связывающие нити, слова пусты, -безобразны, безлики. Во внучке, Настеньке способность есть не только в слове каждом, но и в звуке буквы каждой образы творить. Теперь учителя земные, сыны Его, что во плоти сегодня, такую силу обретут, что Дух людской над тьмою воссияет.

Сыны, учителя? Они при чём здесь? Способности ведь только у неё.

Она раздаст их все и раздаёт уже. Смотри, ведь даже ты смог книжку написать, читатели посыпали на мир стихами, и песни зазвучали новые. Ты слышал песни новые?

Да, слышал.

Так вот в учителях духовных всё это будет преумножено во много раз, лишь только с книжкою они соприкоснутся. И там, где просто для тебя слова, они почувствуют и образы живые, и сила будет приумножена у них.

Они почувствуют, а я? Что ж я, совсем бесчувственный? Зачем тогда она со мной, не с ними говорила?

Ты искажать услышанное не способен, и нет в тебе, чего бы от себя мог привнести. На чистый лист письмо ясней ложится. Но и в тебе мысль тоже будет ускоряться.

Ладно, пусть ускоряется и во мне тоже, чтоб от других не отставать. Вообще, похоже, вы всё точно говорите. Вот у нас в России есть лидер одной духовной общины, поселенцы общины своим учителем его называют, так он сказал своим последователям: “Читайте книжку про Анастасию, она вас будет зажигать”. И многие из последователей его покупали книжку.

Так, значит, понял он, почувствовал, вот потому помог Анастасии и тебе. А ты спасибо хоть сказал ему за помощь?

Я с ним не встречался.

Спасибо можно говорить Душой.

Беззвучно, что ли? Кто ж это услышит?

Душою слышащий услышит.

Да тут ещё один нюанс есть. Про книжку он хорошо сказал, про Анастасию тоже хорошо, а меня назвал не настоящим мужчиной... “Не встретился Анастасии настоящий мужчина”, - сказал он. Я сам по телевизору это слышал, потом в газете читал.

А сам себя ты как считаешь, совершенством?

Ну, совершенством, может быть, и не считаю...

Тогда не стоит обижаться. Ты стать стремись им. Внучка тебе поможет. В высоты смогут те подняться, кого Любовь способна поднимать. Не всем помыслить даже суждено такое. Творящей скорость мысли необычная нужна.

А ваша мысль с какой скоростью работает? Вам не мучительно со мной разговаривать?

У всех людей, ведущих такой образ жизни, как мы, скорость мышления значительно превосходит людей технократического мира. Нашу мысль не тормозят постоянные проблемы одежды, питания и многое другое. Но мне с тобой не мучительно разговаривать благодаря Любви моей к внучке. Она так захотела. И я рад хоть что-то для неё сделать.

А у Анастасии какая скорость мышления, такая же, как у вас и отца вашего?

У Анастасии она выше.

Насколько? В каком соотношении? Ну, на то, что она обдумывает, скажем, за десять минут, вам сколько минут потребуется?

На осмысливание того, что она производит за секунду, нам требуется несколько месяцев. Потому и кажется она нам иногда алогичной. Потому и одинока она совсем. Потому и помочь не можем ей существенно, что не сразу понимаем смысла её действий. Отец мой совсем разговаривать перестал, всё пытается её скорости достичь, чтобы помочь ей. Меня заставляет. Но я не пытаюсь. Папа считает, что это от лени. А я люблю очень внучку и просто поверил, что она всё правильно делает, выполняю с удовольствием, если чего попросит. Вот к тебе приехал.

Но как же тогда Анастасия со мной три дня разговаривала?

Мы тоже долго думали как. Ведь с ума можно было сойти. Только -недавно поняли. Разговаривая с тобой, она не приостанавливала свою мысль, а, наоборот, ещё и ускорила её. Ускорила и трансформировала в образы. Теперь они, как программы ваши компьютерные, будут раскрываться перед тобой и перед теми, кто книжку читать будет. Раскрываться и ускорять скачкообразно движение мыслей людских, приближая их к Богу. Когда мы это поняли, решили, что, придумав такое, она создала новый Закон во Все-ленной. Но теперь ясно, она просто -воспользовалась неведомой ранее возможностью чистой и искренней Любви. Любовь так и осталась загадкой Творца. Вот и приоткрыла она ещё одну её великую возможность и силу.

А её скорость мышления позволяет видеть Бога?

Вряд ли, она ведь и во плоти -живёт. Бог тоже во плоти, но только -наполовину. И плоть его - это все люди Земли. Анастасия, как маленькая частичка этой плоти, иногда схватывает что-то. Возможно, иногда достигая немыслимой скорости мышления, она ощущает его больше, чем другие, но такое происходит с ней в короткие отрезки времени.

И что это ей даёт?

Истины, суть бытия, осознанность, которую постигают мудрецы всю жизнь, передавая друг другу учения и совершенствуя их, постигаются ею за одно мгновение.

И что же, знание лам Востока, мудрость Будды и Христа, йогу она знает?

Знает. Знает больше, чем сказано в дошедших до вас трактатах. Но считает их недостаточными, раз нет гармонии для всех на Земле сегодня живущих и продолжается движение к катастрофе.

Вот и выстраивает она свои немыслимые комбинации. Говорит: “Хватит учить людей наставлениями, хватит искушать их яблоком Адама и Евы. Надо дать им почувствовать, именно почувствовать то, что ощущал Человек раньше, что мог Он и кто Он”.

Значит, вы хотите сказать, что у неё действительно может получиться что-нибудь хорошее сделать для всех людей? Если это так, то когда это начнётся - хорошее?

Оно уже началось. Пока только маленькие росточки, но это только пока.

Где они? Как их увидеть? Почувствовать?

Спроси тех, кто книжку читает, они в них, она ведь у многих светлые чувства вызывает. Этого уже нельзя отрицать, тебе это многие подтвердят. Получилось у неё со значками. Невероятно, но получилось. А сам ты, Владимир, подумай, кем ты был и кем ты стал? Это, Владимир, раскрывается образная программа в тебе, и в людях -раскрывается её Душа. Мир начинает -меняться в вас, изменяя образы окружающие. Мы не можем постичь до конца, как ей это удаётся. То, что лежит на поверхности и явно, это ещё можно разобрать. То, что ей помогает осуществлять эту явь, остаётся загадкой.

Можно, конечно, усиленно пытаться разгадать её, но не хочется отвлекаться от прекрасной, зарождающейся яви. Прекрасным рассветом дня нужно любоваться. Когда начинаешь раскладывать, почему происходит он, вместо очарования получаешь копания, ни к чему не ведущие, ничего не меняющие.

Надо же, как всё необычно и сложно. Я всё же надеялся, что Анастасия просто отшельница, только необычно добрая, красивая и наивная немножко.

Так говорю же тебе, не надо копаться, не забивай себе голову; если сложно, пусть и остаётся она для тебя красивой, доброй отшельницей, раз такой предстала перед тобой. Другие другое увидят. Тебе дано то, что дано. Иного твоё сознание и не вместит пока, и это хорошо. Постарайся просто любоваться рассветом, если сможешь. Это главное из всего.




Рекомендуем почитать

Наверх