Проект арт терапия в работе с. Презентация на тему "арт терапия"

Беременность и дети 08.03.2024

Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими.
Н. Роджерс

Актуальность и практическая значимость проекта.

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.

Данный проект актуален для МБОУ «ПМПЦ ДиК»: ежедневно к нам обращается большое количество родителей с детьми, нуждающимися в психологической помощи. Мы нашли такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась студия «Цветной мир», в основу которой вошло применение техник арт-терапии.

Практическая значимость. Примененеие арт-методов не имеет возрастных ограничений. Программа «Цветной мир» рассчитана на младших школьников и подростков. Студия арт-терапии является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: она соответствует возрастным особенностям детского и подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает подросткам формировать позитивную Я-концепцию.

Спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования: развитие творческих способностей и креативности, негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального отвержения, стрессы, депрессия, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты, враждебность к окружающим.

Данную программу могут использовать психологи, работающие в школах, учреждениях дополнительного образования, ППМС-центрах.

Цели и задачи.

Цель: гармонизация личности детей и подростков, через раскрытие их творческого потенциала.

Задачи:

  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;
  • создание условий для самопознания и самовыражения;
  • развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
  • снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
  • развитие навыков рефлексии.

Основное содержание работы.

Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.

При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, мандала-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, фолк-терапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр.

Форма работы групповая. 30 занятий продолжительностью 1,5 часа один раз в неделю. Оптимальное количество участников - 6–8 человек. Группы подбираются по возрасту: 8–11 лет и 12–15 лет.

Специфика проведения: открытая Арт-студия (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих).

Структура занятий:

  1. заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),
  2. ритуал приветствия,
  3. разминочные упражнения,
  4. реализация арт-техники и обсуждение продукта,
  5. заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),
  6. рефлексия занятия,
  7. ритуал прощания.

Результаты и выводы.

Показатели креативности (тест П. Торренса «Закончи рисунок») в младшей группе увеличились у 94% детей, в старшей - у 91% подростков. Увеличились показатели уровня самооценки (шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан) : в младшей группе у 78% детей, в группе подростков - у 83%. Снизился уровень тревожности у 89% младших школьников и 83% подростков (опросник «Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет)» А.М. Прихожан) . По результатам наблюдения и теста М. Люшера к концу занятий у участников улучшался эмоциональный фон, р ебята, имеющие положительное эмоциональное состояние сохраняли его на протяжении всего занятия. У детей и подростков сформировались и совершенствовались навыки рефлексии, улучшились творческие способности, повысилась уверенность в себе. Получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей. По результатам анкетирования 72% родителей считали, что их дети испытывали радостное, положительное эмоциональное состояние после занятий, а 28% детей - спокойное и ровное эмоциональное состояние. Видимые изменения в поведении детей отметили 43% родителей; незначительные изменения - 43%. Значительные изменения в общении детей со взрослыми отметили 43% родителей; незначительные изменения - 43%. Значительные изменения в общении детей со сверстниками отметили 57% родителей. 72% родителей считают, что имеются положительные изменения в эмоциональном состоянии детей после посещения Арт-студии. Все родители (100%) видят в занятиях положительный опыт для своих детей. Многие дети, которые постоянно посещали Арт-студию «Цветной мир отметили, что в студии они нашли понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).

Перечисленные выше результаты свидетельствуют об эффективности проделанной работы.

Анализируя деятельность студии, можно выделить следующие положительные моменты:

  • универсальность (возможность работы со многими проблемами);
  • положительная результативность по итогам диагностики;
  • открытая форма работы;
  • разнообразие применяемых техник;
  • вариативность (возможность варьировать порядок и количество занятий);
  • материально-техническая доступность;
  • формирование успешности у детей;
  • положительные отзывы детей и родителей о занятиях в студии.

Проект

«Арт – терапия в оздоровлении детей»

Вид проекта: Оздоровительно-профилактический

Участники проекта: -воспитанники; -родители;-сотрудники ДОУ

Мес то реализации проекта:

МДОУ «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

Проблема: Увеличение количества детей с проблемами нервно-психического характера.

Цель: Сохранение и укрепление нервно-психического здоровья дошкольников.

Задачи:

1 .Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам

2.Стабилизация эмоционального состояния детей

3.Облегчение процесса лечения.

4.Экспериментирование с ощущениями и развитие способности к их восприятию.

5.Развитие художественных способностей, творчества, повышение самооценки, самопознания.

6.Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций у дошкольников

Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Выявление проблемы, формировка цели, задач

Разработка проекта Подбор методической литературы

Выполнение проекта Практическая деятельность

Итоги работы Презентация работы

Апрель-май 2010 год

План работы над проектом

мероприятия

ответствен.

Работа с кадрами

Создание творческой группы по реализации проекта (Понетайкина Л.В., Ларькина М.Н., Порткина С.А., Капкова Н.И., Гришунина Л.В., Иванова М.В.)

Изучение методической и медицинской литературы по данной проблеме

Разработка проекта «Арт-терапия в оздоровлении детей»

Разработка подпроектов по арт-терапии:

-«Музыкотерапия»

Сказкотерапия

«Песочная терапия»

-« Изотерапия»

-«Игровая терапия»»

Семинар-практикум «Арт- терапевтические техно-логии в работе с детьми»

Консультация «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Педсовет « Здоровый ребенок - результат системной работы взрослых»

Ст. воспит.

Творческая группа

Ст.воспит.

Творческая группа

Кислякова О.Ю.

Капкова Н.И.

Порткина С.А.

Ларькина М.Н.

Гришунина Л.В., Иванова М.В.

Ст.воспит.

Порткина С.А.

Сентябрь

Сентябрь-

Октябрь 2007

сентябрь 2008

Октябрь 2008

Сентябрь 2008

Ноябрь 2008

Декабрь 2008

Январь 2009

Открытые просмотры

Мастер – классы: «Изотерапия в работе с дошкольниками

«Песочная терапия в работе с детьми»

Презентация опыта работы по использованию арт - терапевтических технологий в работе с детьми

Ларькина М.Н.

Шахоткина С.В.

Работа с родителями

Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по улучшению эмоционального состояния детей

Выпуск газеты «Здоровье»

Консультации для родителей по данной проблеме

Открытый показ мероприятий для родителей

Анкетирование родителей по данной проблеме

Дни открытых дверей

Творческая группа

Воспитатели

В течение 2007-2010.

Оборудование и пополнение развивающей среды

- Оформление сенсорной комнаты.

Приобретение магнитофонов во все группы.

Приобретение музыкальных кассет для музыкотерапии и релаксации.

Во всех группах изготовить ящики для проведения песочной терапии.

Во всех группах создать арт – терапевтические уголки.

Приобрести ленты для «Сухого дождя.

Приобрести разноцветные паласы в спортивный зал.

Методическое обеспечение

Программа «Детство» (Т.И.Бабаева)

Программа «Здоровье» В.Г.Алямоская)

- «Арт-терапия в работе с детьми» (М.В.Киселева) -«Играем в сказку» (О.А.Шорохова)

Связь с другими организациями:

МУЗ «Городская поликлиника №3»

Физдиспансер

заведующая

Прогнозируемые результаты:

- Повысится компетентность педагогов.

Занятия будут разнообразными по форме организации.

Будет осуществляться индивидуальный подход к детям.

В группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат

Музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды

Цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье - сбережения.

Сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи сказки, изодеятельности, игр.

Ежегодная позитивная динамика в улучшении здоровья детей.

Родители - активные участники педсоветов, оздоровительных и спортивных мероприятий.

Размещение объекта инновации

Данная проектная деятельность повлияет на весь воспитательно-образовательный процесс и станет компонентом как развивающих занятий, так и мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Актуальность

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие понятия, как «арт-метод», т.е. «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения».

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная арт-терапия включает множество направлений.

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Упражнение «Волшебный рисунок»

Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров
– Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

Сегодня мы уделим большее внимание изотерапии .В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии .

Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.

<Приложение 1 . Рисунок 1>

В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Штриховка, каракули

<Приложение 1 . Рисунок 2>

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа.
Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Акватушь

<Приложение 1 . Рисунок 3>

Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Кляксография

«Кляксография» - довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется раздуванием капельки краски в разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании. В качестве терапии используется при повышенной возбудимости.

Монотипия (Практическая работа)

<Приложение 1 . Рисунок 4>

Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении. На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов .
Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.

Тестопластика

Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Рисунок на пене. (Практическая работа)

<Приложение 1 . Рисунок 5>

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде) , а каждый новый рисунок получается уникальным.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3D-рисунок (Практическая работа)

<Приложение 1 . Рисунок 5>

Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок совсем не сложно. Для этого понадобятся только разноцветные фломастеры и терпение. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.
Эффект техники: всегда зрителей привлекает то, что заставляет взглянуть на мир по новому или же что «ломает наш мозг». Зрительно-моторная координация, успокаивает.

Мандала

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.
Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых.

Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.
Это очень глубинная работа, и чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а на работе, во время какого-нибудь собрания, можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Интуитивное рисование (Практическая работа – рисование под музыку)

Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования Вы можете дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.
Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что человек отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих задач и проблем, которые ранее не получалось разрешить.

Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги)

Можно использовать всё, что под рукой, бросовый материал. Газеты, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Салфетки, фантики от конфет, вата, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Практическая работа – вместе строим арки из газет.

Итог выступления: Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность». Работая, участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.

Рефлексия

Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

– Спасибо за внимание!

Проект коррекционного упражнения подготовлен психологом Е. А. Мироновой при участии воспитателей СДС Головановй А. А. и Разумцовой С.Р.

Волкова Татьяна Валерьевна, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО; научный консультант, методист стажировочной площадки «ФГОС дошкольного образования: создание развивающей предметно-пространственно й среды» Департамента образования г. Москвы; Главный специалист издательства "ВИТА-ПРЕСС" по дошкольному образованию.

Проект рассчитан на 2 занятия с разновозрастной группой с выполнением обязательного домашнего задания. Интерес, проявленный детьми и воспитателями, дает возможность развивать и углублять выбранную тему, что делает проект долгосрочным.

Цели и задачи проекта подробно изложены в методическом приложении. Данная тема легла в основу вебинара, проведенного Е. А. Мироновой и А.А. Головановой 20. 04. 2016. Тема вебинара: Арт-терапия в семейном детском саду.

В ходе подготовки к проекту были подготовлены две презентации: «Город. Необычные дома» и «Профессия строитель». Презентации подготовлены и проведены воспитателями СДС Разумцовой и Головановой.

Домашнее задание получили все СДС. Задание заключалось в следующем: детям (от 2,5 до 6 лет) предложили нарисовать дом, используя любые изобразительные средства. Единственное ограничение- формат листа А5. Тема: «Дом, который похож на тебя» или «Дом, в котором тебе хотелось бы жить». Работы детей, которые в силу разных обстоятельств не смогли присутствовать на занятии, родители сфотографировали и выслали в электронном виде.

Сразу оговоримся. Малышам 2-3х лет, безусловно нелегко справиться с подобным занятием. Естественно детям помогали родители и старшие братья и сестры. Старшим детям задание показалось интересным и они сами с удовольствием приняли участие в его выполнении. Мы еще раз с радостью отметили, что любая деятельность СДС не ограничивается занятиями с дошкольниками, но вовлекает в занятия старших детей. О пользе подобного взаимодействия Е.А. Миронова расскажет позже в одной из своих работ.

В ходе занятий, помимо привычных уже детям ритуалов и активизирующих игр, дети выполняли творческие занятия, с большим интересом просмотрели две презентации, приняв активное участие в обсуждении темы, которая оказалась очень интересной для детей. Далее, дети выполняли само арт-терапевтическое задание, направленное на развитие коммуникативных навыков.

Мы считаем проект удачным. Более того, очень интересным и перспективным. Продолжение и развитие проекта обязательно последует. Все новые материалы появятся на нашем сайте.

Фото отчет с и вы найдете в разделе галерея.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ и КИНЕМАТОГРАФИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВ


РЕФЕРАТ

по специальности 13.00.05 на тему:

Традиционные и альтернативные школы в истории образования

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АРТ-ПЕДАГОГИКИ


Выполнила:

соискатель кафедры менеджмента СКД

факультета социально-культурной деятельности,

Новоселова Ольга Рудольфовна


Москва, 2008

арт педагогика терапия

Введение

Проблемы современной арт-педагогики

Арт-терапия: история и современность

5. Практические примеры арт-терапевтических технологий

6.Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике

Заключение


Введение


В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для педагогических коллективов широкую творческую возможность выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, а так же дает возможность применению технологий альтернативной педагогики.

В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования.

Можно утверждать, что государство осознало потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика» и ее смежная компонента «арт-терапия». Возникли эти дисциплины на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность и находят широкое применение в практике альтернативного или специального образования. При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Артпедагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует артпедагогика, является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Механизмы воздействия искусства на психолого-педагогические процессы исследовали многие зарубежные авторы: Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли и отечественные: Л.С.Выготский, А.И.Граборов, В.П.Кащенко и др. Э.Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечал, что искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств.

Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя так же не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается так же в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и позволяет вступить на путь новых отношений с окружающим миром.

Несомненно, понятие «артпедагогика» в российской традиционной школе педагогики ещё не имеет точного определения. Так же многогранную трактовку имеют понятия «артпсихология» и «арттерапия». Рассмотрим подробнее современное состояние данных сравнительно молодых дисциплин и оценим их значимость для современной альтернативной педагогики.


1. Проблемы современной арт-педагогики


Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений. Такое взаимоотношение подразумевает определенные требования, выдвигаемые к личности самого педагога. Практика подготовки педагогов показала необходимость разработки модели организации образовательного процесса с позиций альтернативной педагогики, где особенно важно учитывать приоритетные перспективные направления деятельности, инновационные подходы к организации учебно-развивающего пространства, содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть как сами педагоги, так и в дальнейшем их воспитанники.

Артпедагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. Ценно здесь то, что и педагог, и дети и родители являются носителями культуры, а артпедагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников: от одаренных до девиантных. Артпедагогика формирует стремление к тому, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие.

Принципы артпедагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка, принцип образовательной рефлексии, личностного целеполагания, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения, креативности.

Основными задачами артпедагогики являются:

формирование осознания ребенком себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека;

осознание своей взаимосвязи с миром и своего места в окружающем социокультурном пространстве;

творческая самореализация личности.

Специальные образовательные технологии в артпедагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности. Они содействуют сохранению целостности личности, т.к. соединяют интеллектуальное и художественное восприятие мира, приобщают учащихся к духовным ценностям через целостную сферу искусства, вооружают педагога системой приёмов, обеспечивающих радостное вхождение в систему знаний, содействуют развитию всех органов чувств, памяти, внимания, интуиции, содействуют адаптации личности в современном противоречивом мире.

Основными технологиями артпедагогики являются игра и педагогическая импровизация, именно это дает основание для использования технологий арт-педагогики в сфере социально-культурной педагогики. Педагогическая импровизация - это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью и перспективностью результатов.

Основным методом в артпедагогике является проблемно-диалоговый метод, который ориентирован на развитие духовно-личностной сферы ребенка, нравственное воспитание, формирование этического и эстетического иммунитета. Основа данного метода - диалог, предполагающий не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха - в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе.

Структура и содержание артурока многовариантны, т.к. каждый ребенок приходит на занятия со своим багажом знаний, следовательно, образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и учащимися. Артурок двухслоен: содержание темы обогащается содержанием искусства, гармонично сочетающимся с основным предметом, что способствует развитию личности как обучающихся, так и педагога. Каждое занятие имеет следующие компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный. Личностный компонент является превалирующим, и это отличает артурок от традиционного занятия.

Здесь нельзя не затронуть проблему профессиональной подготовки педагогов, работающих с технологиями артпедагогики. Помимо традиционных требований: высокий интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы. Приветствуется наличие у педагога режиссерских навыков, музыкальная или хореографическая подготовка, ведь в артпедагогике практикуется обращение к внутреннему миру ребенка, включение его в образовательный процесс «на равных» с педагогом, развитие индивидуальности, креативности как обучающихся, так и педагога, формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии.

2. Арт-терапия: история и современность


Теперь рассмотрим трактовку другой смежной дисциплины - арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» (art therapy - исцеление искусством) означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Принципы воздействия произведений искусства на людей интересовали ученых во все времена. Исторические истоки свидетельствуют, что в древности жрецы, а потом врачи, философы, педагоги использовали искусство для врачевания души и тела. Исследуя механизм воздействия на человеческую психику живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить роль и место искусства как в процессе восстановления функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Воздействие искусства на человека как способ врачевания использовался в Древней Греции, Египте, Междуречье, Китае и Индии.

Однако лишь в ХХ веке искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию, основываясь на конкретных положительных результатах научных исследований. Так, например, в Великобритании М.Ричардсон. Дж. Дебуффе и др. использовали изобразительное искусство для лечения психических расстройств, а в 1940-е годы рисунки, выполненные различными людьми, использовались как инструмент исследования бессознательных процессов. По одной из версий собственно термин «арт-терапия» был впервые употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй Мировой войны, причём в тесной связи с психотерапией.

В 1969 году была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация, объединявшая арт-терапевтов - практиков. Подобные ассоциации возникли впоследствии в Англии (БААТ, Британская Ассоциация арт-терапевтов), Голландии, Японии. В 1960-1980 гг. были созданы профессиональные объединения, которые способствовали государственной регистрации арт-терапии как самостоятельной специальности.

Конец прошлого века ознаменовался изменением культурного климата, ускорение темпов глобализации повлекли за собой необратимые изменения в социокультурной среде. Мир столкнулся с проблемами притока иммигрантов, беженцев, с вынужденным существованием расовых и этнических сообществ на одной территории. В таких условиях значительной оказывается помощь арт-терапевтов, деятельность которых выходит за рамки традиционной психологии и психотерапии, все шире применяется в учреждениях культуры и образования.


Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования


В разных странах имеются различные модели и школы арт-терапии, рассмотрим различные примеры и подходы.

Согласно одной из трактовок международной классификации, терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

Рассмотрим зарубежный опыт на примере классической американской школы.

Э.Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.

А. Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».

М. Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.

Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие - на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи - на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.

М. Эссекс, К. Фростиг и Д. Хертз отмечают, что экспрессивная психотерапия искусством является наиболее подходящим для работы с несовершеннолетними методом, и что долгосрочные формы психокоррекционной работы с ними могут быть успешно реализованы именно на базе школ. Основной целью внедрения арт-терапии в школы эти авторы видят адаптацию детей (в том числе тех из них, кто страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышение их академической успеваемости. Указывая на различия между приоритетными задачами деятельности учителей и школьных арт-терапевтов, эти авторы также считают, что педагоги и арт-терапевты имеют ряд общих долгосрочных задач, таких, в частности, как развитие у учащихся навыков решения проблем и их способности справляться со стрессом, повышение их межличностной компетентности и совершенствование коммуникативных навыков, а также раскрытие творческого потенциала молодежи и формирование у учащихся здоровых потребностей. Эти авторы связывают внедрение арт-терапии в школы с характерной для американского образования тенденцией рассматривать школьную среду как формирующую здоровую и социально продуктивную личность.

Д. Буш и С. Хайт так же указывают на преимущества использования арт-терапии в школах и одно из них состоит в кооперации разных школьных работников, включая педагогов, психологов и арт-терапевтов, а также возможности более тесного контакта арт-терапевта с родителями в интересах сохранения и укрепления здоровья детей.

В ряде американских арт-терапевтических публикаций последнего времени активно обсуждаются вопросы работы с детьми и подростками с депрессивным расстройством и чертами повышенной агрессивности из числа посещающих общеобразовательные и специальные школы. Комментируя проблему агрессивного и суицидального поведения несовершеннолетних в школах США и задачи деятельности работающих в школах клинических арт-терапевтов, Л. Пфейффер отмечает, что «предупреждение насилия становится в школах проблемой номер один». По всей стране в школы внедряются специальные программы, но они нацелены на тех учащихся, которые обнаруживают явные признаки агрессивного поведения.

Имеется значительное количество американских публикаций, отражающих диагностические и развивающие аспекты применения методов арт-терапии в образовании. При этом нередко используются оригинальные графические методы, разработанные арт-терапевтами. Наиболее показательными в этом отношении являются работы арт-терапевата Р. Сильвер, которая исследовала диагностические и развивающие возможности арт-терапевтических методов в образовательных учреждениях, начиная с 1970-х годов. Ею разработаны три графических теста, тесно связанные с процессом арт-терапевтического консультирования в школах, наиболее известным из которых является «рисуночный тест Сильвер» для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. Сокращенно РТС, данный тест первоначально разрабатывался и использовался Р. Сильвер в качестве инструмента определения и развития познавательных и творческих способностей детей и подростков с нарушениями в развитии, в частности, учащихся с речевыми нарушениями и глухонемых, а также детей и подростков с задержкой психического развития. Применяя РТС, автор обнаружила, что многие такие дети и подростки обладают значительными познавательными и творческими способностями. Представление о том, что познавательные способности у детей и подростков, в особенности тех из них, у кого имеются нарушения речи, могут в значительной степени быть связанными с образным мышлением, побудили Р. Сильвер к разработке и внедрению в образовательные учреждения ряда развивающих программ, основанных на использовании системы упражнений изобразительного характера.

В целом, американская школа арт-терапии нацелена на налаживание эффективного диалога и сотрудничества арт-терапевтов со школьными работниками и обмена с ними информацией, соблюдение правила конфиденциальности в отношениях арт-терапевта с клиентами, необходимость фокусировки на внутреннем мире клиентов и нейтрализации внешних отвлекающих факторов, включение арт-терапевтических занятий в школьный график и введение арт-терапевтов в штат работников школ, необходимость в профессиональном общении и супервизиях и другие вопросы.


4. Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования


Основоположником российской школы арт-терапи, по праву, можно считать А.И. Копытина - его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. А.И. Копытин - кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творческим самовыражением. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.

Последователи арт-терапевтической школы А.В. Копытина пытаются соединить психотерапевтические и образовательные технологии и предлагают интересные практические разработки.

Так, в частности, заслуживает внимания предлагаемая А. В. Гришиной программа развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Программа успешно внедряется в учреждениях дополнительного образования и автор рекомендует ее к использованию педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами. Таковыми, в частности, являются:

рефлексивная ориентация занятий, предполагающая стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний;

высокая степень спонтанности творческих актов со свободным выбором подростками как содержания, так и средств изобразительной деятельности, а также сознательный отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков;

большое внимание педагога к коммуникативным условиям деятельности группы, которые включают высокую степень взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие им особенностей творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.

Проведение занятий такого рода требует от педагога специальных знаний и навыков, характерных для арт-терапевтической деятельности. Таким образом, эта программа может в большей мере рассматриваться как арт-терапевтическая, но с превалированием в ней задач развития, нежели художественно-образовательная. Соответственно этому, ее реализация в большей мере соответствовала бы профессиональным возможностям тех специалистов, которые получили достаточную специальную арт-терапевтическую подготовку (например, художественных педагогов, закончивших программы постдлипломного образования по арт-терапии), чем педагогов без подобной специальной подготовки.

Интересны так же разработки Л. Д. Лебедевой, посвященные некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Автор вводит в терминологический аппарат педагогики интересную трактовку понятия «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании она считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии. Она, в частности, пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научной, педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». В то же время, она приводит широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования, включая «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим.

Применение методов арт-терапии и артпедагогики в специальном образовании рассматривается так же в работе Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссаровой и Т. А. Добровольской. Она представляет собой первую в нашей стране попытку обобщения опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата). При этом авторы рассматривают арт-терапию как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства и позволяющих путем стимулирования художественно-творческих проявлений осуществлять психокоррекцию. Соответственно такому пониманию арт-терапии они включают в нее такие частные ее формы, как изотерапию, библиотерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, психодраму и некоторые другие.


Практические примеры арт-терапевтических технологий


Арттерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.

Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство. Вокалотерапия - частный случай - лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.

Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание» , сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.

Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей» . В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры.

Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии - изготовление кукол (из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.

Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры. Сочетание эстетических (ландшафтный дизайн, природная среда, близкая к естественной) и культурно-досуговых форм воздействия (программы на открытых эстрадах, спортивные мероприятия и пр.) приобщают посетителей парков к здоровому образу жизни, что особенно актуально в условиях современных мегаполисов.

Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние инициатические ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.


Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике


Особенно ценно положительное влияние арт-терапии на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии.

Так, занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С.Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».

Катарсис неразрывно связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения, воспринимающего произведение искусства. Поэтому дети, особенно с проблемами в развитии, не всегда готовы к этой работе. Необходимо обучить детей приемам восприятия художественного произведения, т.к. восприятие детей с отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.

Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка. Искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные психиатры А.Л.Гросман и В.Райков. Так, например, нормализация работы сердечно-сосудистой системы происходит под звуки музыки, исполненной на кларнете и скрипке.

В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

Отмечая необходимость формирования культуры у детей, имеющих различные проблемы в развитии, Л.С.Выготский указывал в частности на необходимость создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с разными отклонениями. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Э.И.Ильенков, М.С.Коган, Б.М.Неменский и другие ученые так же отводят искусству огромную роль в формировании личности ребенка. Они в своих работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства - мощнейшего средства воспитания и образования. В этой связи назрела насущная потребность в дальнейшем развитии такой дисциплины, как арт-педагогика, ее отделение от чисто психотерапевтического сегмента, а так же включение спецкурсов по арт-педагогике и арт-терапии в систему подготовки специалистов образовательной и культурно-досуговой сфер.


Заключение


Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии в арт-педагогике показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

В этой связи детальное изучение и развитие арт-педагогики и арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию альтернативных школ отечественного образования. Конечно, сказывается недостаток в образовательных программах по данным дисциплинам, проблема требует детальной проработки, определения границ наук, соблюдение профессиональной этики. Тема, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования.


Список используемой литературы

  1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.
  2. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986
  5. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.
  6. Демченко О.А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха. Автореферат на соискание К.П.Н., МГУКИ, 2007 г.
  7. Заморев С.И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2002

8Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3

9.Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.

10.Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия.СПб, Речь, 2002

Сазонова Т.В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО, сб. 2006

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М.,МГУКИ, 2005

Простiр арт-терапii. Сб. Киiв, 2007

American Art Therapy Association Newsletter, Mundelein, Il1: American Art Therapy Association. 1998. 31, P.4.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Рекомендуем почитать

Наверх