Органы управления образованием: федеральные органы управления, органы управления образования субъектов РФ, муниципальные органы управления образованием РФ. Их компетенции

Беременность и дети 31.03.2024

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

Органы управления образованием: федеральные органы управления, органы управления образования субъектов РФ, муниципальные органы управления образованием РФ. Их компетенции

Выделяют три уровня органов управления образованием в РФ:

Федеральные органы управления;

Региональные органы управления;

Муниципальные органы управления;

Управление образованием в России на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, которое выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности;

государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в предыдущем пункте, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

обеспечение в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.

На региональном уровне управление образованием осуществляют органы исполнительной власти (министерства, департаменты образования) субъектов федерации, на муниципальном уровне - департаменты, управления, отделы образования муниципальных образований.

Российской Федерации органам государственной власти субъектов федерации переданы следующие полномочия:

государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций высшего образования);

государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона);

подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

Контроль за выполнением региональными органами управления образованием переданных функций осуществляет Рособрнадзор.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;

организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;

организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Статья 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с законодательством.

Органы управления образованием

Любой общественной системе присуще такое явление, как управление. Оно должно обеспечить сохранение ее целостности, качественной специфики, ее воспроизводство и развитие. В узком смысле управление представляет собой осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество (группу людей) по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельной структуры в процессе выработки и достижения цели 60 . В системе образования управление выполняет ряд очень важных функций, включая разработку государственных образовательных стандартов, контроль за деятельностью образовательных учреждений по обеспечению качества образования и др.

Управление образованием , по мнению В.И. Шкатуллы, представляет собой деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленная на повышение эффективности образования.; процесс, регулирующих достижение целей образовательной политики, включающий в себя анализ и оценку сложившейся образовательной практики, постановку задач управления, планирование деятельности по реализации задач, организация согласованной деятельности субъектов и контроль 61 .

Система государственного управления образованием в Российской Федерации была сформирована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 января 1992 г. Она является двухуровневой и включает в себя Министерство образования РФ и соответствующие органы субъектов РФ (министерства в республиках, управления или главные управления, комитеты, департаменты в краях, областях, автономных образованиях и городах Москве и Санкт-Петербурге). В муниципальных образования специальные органы управления образованием могут создаваться по решению органов местного самоуправления. Все названные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных и муниципальных образовательных учреждений на федеральном, региональном и территориальном уровнях. При этом необходимо учитывать, что некоторые образовательные учреждения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти (Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел и др.), которые осуществляют необходимые управленческие функции в отношении данных учреждений. Таким образом, можно выделить три группы органов управления образованием: федеральные; субъектов Федерации и муниципальные. Рассмотрим более подробно их статус и полномочия.

Необходимо при этом исходить из того объема полномочий, который каждому из названных уровней управления предоставлен в соответствии с Законом об образовании. Так, ст. 28 относит к компетенции Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием достаточно важные полномочия, в частности: формирование и осуществление федеральной политики в области образования; правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений; установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; разработку и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; установление порядка их лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся, например, определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений и т. д. (ст. 29 Закона об образовании)

Как отмечалось выше, образование отнесено в совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому при разграничении полномочий между федеральным центром и регионами могли бы возникать определенные проблемы, подобные тем, которые характерны для других сфер совместного ведения. Зачастую субъекты Федерации превышали свои нормотворческие полномочия, принимали законы и нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций в такой важной для всех граждан сфере общественной жизни, как образование, в Законе об образовании компетенция федеральных и региональных органов управления сформулирована исчерпывающим образом и может быть изменена только законом.

Полномочия органов местного самоуправления в области образования определены ст. 31 Закона. Органы местного самоуправления несут ответственность за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения отнесены и, соответственно, входят в компетенцию муниципальных органов организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.

Они обеспечивают ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на соответствующих территориях. К исключительной компетенции органов местного самоуправления относятся планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием, муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; формирование местных бюджетов в части расходов на образование; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечение гражданам возможности выбора общеобразовательного учреждения. Органы местного самоуправления, кроме того, ведут учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования. Местные органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органов управления образованием.

По аналогичной схеме сформулировано распределение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в области высшего и послевузовского образования . Компетенция органов местного самоуправления в этом законе специально не рассматривается. Упоминание о них как об учредителях учреждений профессионального образования (не уточняется, какого уровня) содержится в ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В ст. 8 говорится о том, что создание филиала вуза должно быть согласовано с органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

В ст. 24 названного федерального закона закрепляется компетенция в этой сфере федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Так, Федеральное Собрание разрабатывает законопроекты и принимает законы о высшем и послевузовском образовании, утверждает Федеральную программу развития образования (в том числе в части, касающейся высшего и послевузовского), утверждает соответствующие статьи федерального бюджета, устанавливает уровни названных видов профессионального образования, ратифицирует соответствующие международные договоры. Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в указанной области, осуществляет бюджетное финансирование высшего и послевузовского образования, разрабатывает законопроекты и разделы программы развития образования, устанавливает порядок лицензирования деятельности вузов, их аттестации и государственной аккредитации. Правительство, кроме того, создает, реорганизует и ликвидирует государственные вузы, определяет порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов и порядок установления перечней направлений подготовки и специальностей высшего и послевузовского образования, а также заключает и реализует межправительственные соглашения в этой сфере. Значительное число полномочий предоставлено федеральному (центральному) органу управления высшим профессиональным образованием. Их можно разбить на несколько групп. В первую группу входят полномочия, связанные с определением содержания образования (в частности, утверждение федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разработка и утверждение примерных учебных планов и образовательных программ соответствующего уровня и направленности). Ко второй группе можно отнести полномочия по управлению системой высшего и послевузовского образования (осуществление полномочий учредителя подведомственных вузов, лицензирование деятельности вузов и т. д.). Третья группа – это полномочия в области финансово-экономического обеспечения высшего и послевузовского образования (участие в определении объемов бюджетного финансирования вузов на основе прогнозных расчетов и изучения потребности рынка труда в соответствующих специалистах, финансирование деятельности подведомственных вузов, осуществление полномочий по распоряжению государственным имуществом и др.). В четвертую группу можно включить полномочия в области обеспечения организации образовательного процесса в вузах (например, установление общего приема и структуры приема на обучение в вузы, установление порядка приема и перевода из одного вуза в другой, содействие развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в сфере высшего и послевузовского образования, разработка и реализация совместно с общественными объединениями обучающихся мер по их социальной защите и улучшению условий обучения, быта и т. д.). Пятую групп образуют полномочия в области международного сотрудничества по вопросам высшего и послевузовского образования. К ним можно отнести заключение международных договоров межведомственного характера, определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском образовании и выдача соответствующих свидетельств. Нормотворческие полномочия можно объединить в шестую группу. В их числе можно назвать издание нормативных актов в пределах установленной компетенции, согласование издаваемых другими федеральными органами исполнительной власти нормативных документов в области высшего и послевузовского образования, утверждение положений о порядке замещения научно-педагогических должностей, о филиалах вузов и др. Разграничение компетенции между федеральным органом управления образованием и иными федеральными органами управления образованием устанавливается федеральными законами и положениями о соответствующих органах, утвержденными Правительством РФ. Следует подчеркнуть, что полномочия федерального (центрального) органа управления образованием (в настоящее время – Министерства образования) распространяются не только на подведомственные ему вузы. Ряд полномочий носят надведомственный или межведомственный характер и затрагивают деятельности в этой сфере других федеральных органов управления образованием 62 (об этом подробнее речь пойдет далее).

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает формирование государственной аттестационной службы, к ведению которой отнесены такие вопросы, как контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов, научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и контроль качества подготовки выпускников, рассмотрение представлений и принятие решений о направлении рекламаций на качество образования, аттестация образовательных учреждений и организация функционирования региональных органов аттестационной службы.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти, наделенные управленческими полномочиями в сфере образования, можно разделить на два вида: органы межотраслевой компетенции, специально созданные для управления системой образования, и органы отраслевой компетенции, которые осуществляют управление только подведомственными учреждениями образования.

На федеральном уровне органом межотраслевой компетенции является Министерство образования РФ (Минобразование) . До 1996 г. управление в сфере образования осуществляли Министерство образования и Государственный комитет РФ по высшему образованию. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. названные органы были упразднены и на их базе было создано Министерство общего и профессионального образования РФ. Полномочия Минобразования постепенно расширялись. Так, Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. Министерству были переданы функции упраздненного Государственного высшего аттестационного комитета РФ. Затем был упразднен Государственный комитет по молодежной политике, функции которого перешли Министерству образования (Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г.). Такое название министерства было предусмотрено Структурой федеральных органов исполнительной власти, которая была утверждена Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г.

Положение о Министерстве образования РФ было утверждено постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. Минобразование – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющим государственное управление в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.

В Положении названы одиннадцать основных задач Министерства. В их числе – организация и развитие международного сотрудничества в области образования, реализация государственной кадровой политики, обеспечение нормативно-правового регулирования отношений в области образования, научной деятельности в системе образования и т. д.

Функции Минобразования весьма многочисленны. Они реализуются в самых различных сферах, начиная от взаимодействия с другими органами исполнительной власти и завершая социальной реабилитацией молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Министерство издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Эти акты обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Оно вправе создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке находящиеся в его ведении учреждения и организации, участвовать в учреждении фондов и организаций для поддержки развития образования и решения проблем молодежи. Министерство наделено полномочиями запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления соответствующих задач. Министерство имеет право инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием. Оно может решать ряд экономических вопросов. В частности, Минобразование уполномочено осуществлять внешнеэкономическую деятельность, а также централизовывать до 3 % средств федерального бюджета, выделяемых на содержание находящихся в его ведении образовательных учреждений и организаций и на проведение научно-исследовательских работ в соответствии с функциональной структурой расходов бюджета, и направлять эти средства на приобретение учебного и научно-технического оборудования, бланочно-аттестационной продукции и на другие неотложные нужды.

Значительный объем полномочий Министерства охватывается обеспечением качества образования. Так, оно может устанавливать по обращениям образовательных учреждений соответствие уровня и качества подготовки их выпускников требованиям российских государственных образовательных стандартов; проводить эксперименты продолжительностью до 5 лет в области использования современных образовательных технологий и организации учебного процесса, научно-исследовательской деятельности в сфере образования.

Министерство возглавляет министр, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр осуществляет руководство министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций. В Министерстве образования образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства, представителей иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, ведущих ученых, специалистов и общественных деятелей, представителей молодежных и детских общественных объединений и организаций.

Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Министерства. Ее решения оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.

В целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров образуется Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации. Положение о ней было утверждено приказом Минобразования от 11 апреля 2002 г. Ее состав утверждается Правительством РФ по представлению Министерства, согласованному с другими заинтересованными органами и организациями.

В субъектах РФ создаютсяорганы управления образованием , имеющие различные наименования, но примерно одинаковый объем полномочий. Так, в Омской области – это Главное управление образования Администрации Омской области; в Саратовской области – Министерство образования, и т. д. Компетенция региональных органов управления образования исчерпывающим образом закрепляется в законах субъектов РФ об образовании. Например, в законе Свердловской области «Об образовании» закреплены полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти области в сфере образования. Он контролирует исполнение законодательства в области образования и реализацию прав обучающихся, осуществляет межведомственную координацию деятельности по вопросам образования, осуществляет управление государственными образовательными областными организациями, разрабатывает областной (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов, осуществляет лицензирование образовательных учреждений, принимает примерные программы учебные планы и т. д.

Органы отраслевой компетенции , наделенные управленческими полномочиями в области образования, Закон об образовании называетведомственными государственными органами управления образованием . А.П. Алехин отмечает: «Это некорректное с точки зрения существа назначения этих органов подразумевает то, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ведении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем они выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомственными учреждениями. И только в этой «части» их можно отнести к органам управления образованием» 63 . Например, Министерство здравоохранения в соответствии с Положением о нем, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г., обеспечивает функционирование ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения. Министерство путей сообщения РФ организует работу отраслевой системы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, обеспечивает содержание и развитие соответствующей материальной базы (Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г.). «При этом приоритет в осуществлении функций межотраслевого характера, охватывающих подведомственные учреждения таких органов, принадлежит все же специализированным органам управления образованием. Последние при осуществлении межотраслевых функций в различных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями. Конкретные формы сотрудничества определены действующими нормативными документами, которые, однако, не ограничивают как инициативы в этом деле, так и ответственности того органа, к компетенции которого отнесено решение данного вопроса» 64 .

В структуре местной администрации также существуют органы, ведающие образованием (управления и отделы образования). Исполнительный орган местного самоуправления в сфере образования управляет муниципальными образовательными учреждениями, формирует аттестационные и экспертные комиссии и т. д.

В некоторых субъектах Федерации создаются паритетные , государственно-общественные структуры, призванные объединять усилия органов государственной власти, местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных объединений в сфере развития образования и науки. Так, в Свердловской области создан Координационный совет по проблемам образования при Правительстве области.

Органы управления экономическим развитием, торговлей и государственным имуществом и их полномочия в сфере государственного управления

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 27 августа 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротстве) и финансового оздоровления организаций, земельных отношений и территориального зонирования, экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, формирования государственного оборонного заказа, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Минэкономразвития России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Структурными подразделениями центрального аппарата министерства являются департаменты по основным направлениям его деятельности. Министерство осуществляет руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, а также совместно с МИД России – руководство деятельностью торгово-экономических отделов посольств РФ.

Наряду с этим Минэкономразвития России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: государственное регулирование внешнеторговой деятельности; регулирование оценочной деятельности; проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством ограничений на экспорт и импорт товаров. Оно также осуществляет контроль за проведением конкурсов по размещению заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения.

Министерству предоставлены полномочия вносить в Правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства и сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства.

Самостоятельно министерство принимает нормативные правовые акты, устанавливающие:

  1. перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;
  2. состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения, требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц;
  3. план-график работ по формированию оборонного заказа и его основных показателей на соответствующий год;
  4. порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий;
  5. порядок принятия решения о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций, и др.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Министерство имеет право: осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов; привлекать для проработки вопросов, отнесенных к его сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов; создавать координационные и совещательные органы; учреждать печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленных сферах деятельности.

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 23 июля 2004 г. № 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом», является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.

В ведении Росрезерва находятся организации, перечень которых утвержден Правительством РФ. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Росрезерв осуществляет следующие полномочия:

  1. проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для собственных нужд, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  2. осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;
  3. организует формирование, размещение, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного материального резерва и их ведомственную охрану;
  4. осуществляет контроль за наличием материальных ценностей государственного материального резерва, их движением и состоянием.

Росрезерв осуществляет: управление системой государственного материального резерва; экономический анализ деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности; проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении организаций по мобилизационной подготовке, а также осуществляет иные полномочия, указанные в Положении о нем.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 27 ноября 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Агентство реализует свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные ему организации.

Агентство наделено следующими полномочиями в установленной сфере деятельности:

  • осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждение) федерального имущества;
  • осуществляет учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра;
  • осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
  • проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки;
  • организует оценку имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества;
  • приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Федерации и в муниципальную;
  • принимает в федеральную собственность имущество, созданное за счет средств федерального бюджета;
  • подготавливает и представляет в Минэкономразвития России проект программы приватизации федерального имущества на соответствующий год и предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год, проекты решений Правительства о назначении представителей Российской Федерации в органы управления открытых акционерных обществ;
  • осуществляет в отношении федеральных государственных унитарных предприятий согласование сделок с недвижимым имуществом и согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях;
  • принимает решения о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в форме слияния и присоединения, а также их ликвидации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации;
  • разрабатывает и утверждает условия конкурса при продаже приватизируемого федерального имущества;
  • принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или готовит предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;
  • определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона, а также осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом, указанные в Положении об Агентстве.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, функции по контролю за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреа­ционной деятельности в особых экономических зонах, в портовых особых экономических зонах по обеспечению действия специального правового режима Особой экономической зоны в Калининградской области.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами осуществляет:

  • в установленном порядке конкурсы, заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, в том числе для нужд Агентства;
  • в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной п. 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;
  • управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • взаимодействие с федеральными органами государственной власти, а также координацию взаимодействия администрации Особой экономической зоны в Калининградской области и федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов обеспечения действия специального правового режима Особой экономической зоны в Калининградской области;
  • в установленном порядке отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа;
  • организует ведение банка данных земельных участков, отведенных для создания особых экономических зон, и объектов недвижимости, находящихся в границах ОЭЗ;
  • получает технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих строительство или реконструкцию в границах особой экономической зоны;
  • управляет и распоряжается объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны и находящимися в государственной и/или муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании особой экономической зоны; земельными участками в границах особой экономической зоны в порядке, установленном соглашением о создании особой экономической зоны, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

investobserver.info

Рубрикатор

Общественные органы управления. Их компетенции

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления - совета школы . Функции и содержание работы совета определяются «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации». Высшим руководящим органом школы является конференция , которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения , учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности. В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения). Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:

организует выполнение решений конференций;

наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;

устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;

рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;

совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.

Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета. Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений. Разгосударствление означает , что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.

Статья 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием

Статья 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием — раздел Право, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Установленная Ст. 28 И 29 Настоящего Закона Компетенция В Области Образова.

1. Установленная ст. 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом.

2. Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в области образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации

3. Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации.

4. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Федеральные и ведомственные государственные органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных органов управления образованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологичес-кого благополучия населения, защиты прав и свобод граждан.

6. Федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием.

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

5) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

10) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

11) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

12) разработка и принятие устава образовательного учреждения;

13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;

15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;

17) контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.

3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

  • Страница не найдена Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. Вы можете вернуться обратно, или перейти на главную страницу и воспользоваться поиском. Состояние базы Всего документов: 233329 На казахском языке: 116993 На русском языке: 115930 На английском языке: 406 Дата обновления: 08.06.2018 […]
  • Как правильно: женщина - гражданин или гражданка России? 23 декабря 2013 17:08 Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к сложным вопросам письменной официально-деловой речи. При заполнении анкет и других официальных документов заявитель нередко сталкивается с […]
  • Юридическая консультация по вопросам ЖКХ Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, которые обеспечивают функциональность инфраструктуры различных зданий, путём предоставления услуг создающих или поддерживающих комфорт и удобство проживания граждан. В этот комплекс входят: фирмы по […]
  • Отзыв апелляционной жалобы в рк Главная страница » Образцы процессуальных документов ОБРАЗЦЫ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ 1. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ. 1.1. Исковое заявление в районный суд (взыскание по долговой расписке). 1.2. Решение районного суда. 2. ОТЗЫВ НА ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ. 2.1. Отзыв на исковое заявление в […]
  • Консультация юриста онлайн Быстрый ответ - на срочный вопрос, ответ в течение часа 100% гарантия консультации юриста Круглосуточная онлайн консультация 24/7 Понятные ответы на вопросы любой сложности Всегда на связи адвокаты юристы онлайн прямо сейчас Реальная консультация от живых юристов Ответ сразу […]
  • Новое в блогах Как вернуть деньги за неправильно начисленные налоги До конца этой недели россияне получат очередные «письма счастья» - на этот раз от налоговой инспекции. В конвертах - уведомления с просьбой исполнить финансовый долг перед государством. Но как быть, если вы не согласны с налоговиками? ТРОЙНОЕ […]
  • Как можно написать и грамотно оформить жалобу на управляющую компанию в жилищную инспекцию? Жилищная инспекция – это первая инстанция, в которую обращается недовольный жилец после того, как управляющая компания не исполнила его требования, изложенные в претензии. Некоторые потребители коммунальных услуг и вовсе […]
  • Проверка сметной документации в Твери Проверка сметной документации под ключ На любые работы в сжатые сроки Проверка сметной документации – это анализ сметы, направленный на определение правильности ее составления, грамотности применения действующих нормативов и точности используемых при этом данных. Главная цель […]

Управление образованием - это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий - то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого - минимум, граничащий с безграмотностью.

Легальное определение образования дается в ФЗ «Об образовании»: Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права и основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Процесс получения образования, как и любой другой, управляем. На самом низком уровне (т.е. самом приближенном к процессу обучения) он управляется учителем. На уровне государственном этот процесс находится под контролем национальных органов управления образованием.

Под управлением понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.

В соответствии со ст.37 Закона «Об образовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

Федеральные ведомственные органы управления образованием;

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:

Министерство образования Российской Федерации;

Министерства образования республик в составе Российской Федерации;

Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

Комитеты (департаменты) образования городов.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:

1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

3) вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии, с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Управление образованием – один из актуальных и важных вопросов государственного управления, особенно в такой сложный в социально-экономическом отношении период, каким является начало нового столетия. В настоящее время политика Российской Федерации в отношении управления государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, определяется следующими принципами:

  • – обеспечение конституционных прав граждан на образование:
  • – интеграция высшего образования и науки;
  • – вовлечение всех государственных организаций образования в решение поставленных задач;
  • – обеспечение развития образования как социально значимого блага, обладающего выраженными положительными внешними эффектами, с учетом необходимости сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации;
  • – ориентация на обеспечение прогресса в экономике;
  • – содействие гармонизации интересов государства, населения, бизнеса, менеджмента, педагогических коллективов образовательных организаций, а также институтов гражданского общества.

В Российской Федерации управление образованием осуществляется на трех уровнях : федеральном, региональном и местном (муниципальном).

Федеральный уровень управления включает в себя две разновидности органов управления: а) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (Министерство образования и науки РФ); б) федеральные ведомственные органы управления образованием (многие министерства и ведомства имеют свою систему образования и сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов для конкретной сферы деятельности).

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) согласно соответствующему решению Правительства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

→ На региональном уровне управления функционируют государственные органы управления образованием субъектов РФ . Здесь созданы различные органы управления образованием, например Департамент образования г. Москвы, Управление образования и науки Тамбовской области, Министерство общего и профессионального образования Чеченской Республики и т.д. Деятельность органов управления образованием в субъектах РФ направлена на обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, создание системы непрерывного образования населения, реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи, оказание практической помощи районным (окружным) органам и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования, совершенствовании воспитания, обучения, развития учащихся; финансирование программ и проектов развития образования, лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений и др.

→ На местном (муниципальном) уровне функционируют районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях). К их компетенции Законом РФ "Об образовании" отнесены такие важные функции, как реализация права граждан на получение общего образования, осуществление государственной политики в области образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений и т.п.

Основные направления развития управления образовательными системами различного уровня. Произошло разграничение компетенции между местными (муниципальными) органами управления и администрацией общеобразовательного учреждения, осуществляющей управление образовательной системой учебного заведения. В различных моделях самоуправления, реализующихся в учебных заведениях, отмечаются такие положительные явления, как:

  • – повышение уровня автономности;
  • – появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем;
  • – высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;
  • – развитие плюрализма мнений;
  • – привлечение квалифицированных специалистов из вузов;
  • – получение дополнительных источников финансирования;
  • – изменение штатного расписания.

Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились советы школ, попечительские советы, приемные комиссии, научно-методические советы, советы лицеистов, советы гимназистов, школьные парламенты и др.

Ряд общеобразовательных учреждений, реализуя планы собственного развития, перестраивает структуру управления на основе поиска "золотой середины" между централизацией и децентрализацией управления. Централизованные подходы характеризуются в разработке планов школы, а децентрализованные – в их реализации. В школах, работающих в режиме развития, введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

  • С 1 марта 2008 г. таких субъектов 83.

Введение

Заключение

Список использованных источников

Введение

Стратегической задачей системы государственного управления в настоящее время является построение общества, основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации. Основы его закладываются в образовательных учреждениях. Образовательная сфера является одним из важнейших ресурсов нашей страны и несет функцию национальной безопасности. Тенденции современной общественной жизни предъявляют все новые требования к системе образования. Ее динамичное развитие способствует экономическому и духовному процветанию России, вместе с тем, требует грамотного управленческого труда.

Объектом реферата выступила система образования.

Предметом - структура управления образованием.

Цель реферата - изучить структуру управления образованием.

  1. Определить понятие и структуру системы образования.
  2. Рассмотреть общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент.
  3. Проанализировать структуру управления образованием.

1. Понятие и структура системы образования

Сегодня в каждом развитом государстве существует устоявшаяся и стабильно функционирующая система образования, направленная на удовлетворение запросов государства, общества и личности. Функционирование этой системы регулируется законодательными документами. Система образования представляет собой совокупность образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающих непрерывное образование личности.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих :

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Функционирование системы образования в Российской Федерации определяется следующими принципами:

  1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
  3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
  4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
  5. Свобода и плюрализм в образовании.
  6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Содержание российского образования определяется образовательными программами двух видов: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоение профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего и послевузовского. Образовательный минимум содержания каждой программы устанавливается соответствующим государственным стандартом. Они реализуются через следующую сеть учебно-воспитательных заведений:

  • дошкольные: ясли, детские сады, детские центры;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи;
  • профессионального образования (начального, среднего, высшего): училища, колледжи, техникумы, университеты;
  • специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и т.д.;
  • учреждения дополнительного образования: музыкальные, спортивные, художественные школы, дома творчества юных и т.д.;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детские дома, интернаты;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Дошкольные образовательные учреждения создаются для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития Они открываются в помощь семье, так как первыми и главными педагогами ребенка являются его родители. Основными типами дошкольных образовательных учреждений являются детские ясли - сад, детский сад, прогимназия, детский развивающий центр. Семьям, где дети дошкольного возраста воспитываются на дому, должна оказываться методическая, диагностическая и консультативная помощь, организуемая органами местного самоуправления.

В задачи дошкольных образовательных учреждений входит охрана жизни и здоровья детей, их интеллектуальное и физическое развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям и взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка. В условиях современного открытого образовательного пространства дошкольные образовательные учреждения свободны в выборе определенного направления учебно-воспитательного процесса, образовательных программ и методик. Исходя из этого, в российской практике встречаются разные виды детских садов. Например, детский сад компенсирующего вида с приоритетным направлением коррекции отклонений в физическом и психическом развитии ребенка или детский сад развивающего вида с приоритетным направлением интеллектуального, художественного или физического развития ребенка.

Общеобразовательные учреждения представлены в основном государственными общеобразовательными школами. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени :

I ступень - начальная школа (4 года обучения),

II ступень - основная школа (5 лет),

III ступень - средняя школа (2 года).

Для детей с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, направленные на их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию. В такие специфические образовательные учреждения дети направляются органами управления образования только с согласия родителей или опекунов по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

Для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, существуют специальные образовательные учреждения, направленные на их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. В такие образовательные учреждения принимаются дети, достигшие одиннадцати лет. Направление подростка туда для обучения возможно только по решению суда.

Исходя из гарантированного государством права на образование, для граждан, находящихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования.

Профессиональные образовательные учреждения открываются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Основным типом образовательного учреждения, реализующего начальную профессиональную программу, являются профессионально-технические училища.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (институтах, университетах, академиях). Лица, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Одним из важных признаков современной системы образования является вариативность, проявляющаяся в узаконенных организационно-правовых формах образовательных учреждений (государственные, муниципальные, негосударственные), формах получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейное, экстернат, дистанционное), содержании образования и организации педагогического процесса в учебном заведении. Современная система образования уходит от прежней унификации и стандартности. И что самое важное, сегодня сфера образования начинает приобретать черты одной из немногих социальных областей, где реально сталкиваются интересы государства, общества и личности. К тому же принимая во внимание федеративный характер государственного устройства, в подходе к решению проблем образовательной сферы обнаруживаются также и интересы регионального порядка, обусловленные спецификой образовательного комплекса и его интеллектуального потенциала.

2. Общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент

Управление системой образования представляет собой специальную деятельность, в рамках которой ее субъекты, посредством решения управленческих задач, обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемых подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений. Центральным объектом управления образованием является формирование и развитие всех систем жизнеобеспечения образовательного процесса во всех типах образовательных учреждений. Как и любая управленческая деятельность, она строится на определенных принципах, способствующих ее эффективности. Исследовательские коллективы, занимающиеся проблемами управления образованием, выделяют различные группы основополагающих принципов. Среди них можно отметить наиболее распространенные.

Принципы демократизации и гуманизации управления образованием являются ответной реакцией на происходящие изменения в обществе. Кроме того, именно на этих принципах строится государственная политика в области образования. Демократизация предполагает развитие активности и инициативы субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся и руководителей образованием. Одной из форм участия в управлении является участие в процессе коллегиального принятия управленческих решений. Это возможно только в случае открытости и доступности управленческой информации. Развитию демократических начал в управлении способствуют введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров. Доминирование гуманистических ценностей в культуре постиндустриального общества нашло отражение и в образовании. Оно коснулось не только педагогического процесса, но и процесса управления образованием, проявившись в ориентации на сотрудничество, толерантность, интеллектуальную и творческую независимость .

Принцип оптимального сочетания государственного и общественного начал органично сочетается с принципом демократизации. Он ориентирован на сбалансированный учет интересов личности, общества и государства в реализации образовательного процесса и управления им. По сути, этот принцип реализуется в процессах централизации и децентрализации управления образованием, направленных на поиск оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Он предполагает единоначалие и коллегиальность в управлении образованием. Единоначалие заключается в праве руководителя конкретного уровня на единоличное решение вопросов, входящих в его компетенцию. Оно обеспечивает дисциплину и порядок и целесообразно в случае оперативного принятия решений, за которые руководитель несет персональную ответственность. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и исполнителей конкретных решений. Коллегиальность целесообразна при определении стратегических действий. От оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении образованием зависит эффективность образовательного процесса .

Принцип научности предполагает учет в построении системы управления новейших данных управленческой науки, законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления. В реализации этого принципа необходимо опираться на достижения педагогической науки и менеджмента. Реализация принципа научной обоснованности управления определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.

Принцип системности и целостности в управлении предполагает взаимодействие и взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Отношение к педагогическому процессу как целостному и системному явлению создает реальные условия для эффективного управления им.

Из классификации П.И. Третьякова к этим принципам можно добавить принципы объективности и конкретности, оптимальности и эффективности.

Надо отметить, что в последнее время среди управленческого сообщества распространенным становится понятие «педагогический менеджмент». Это научно организованное иерархическое управление - руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых, - осуществляемое по различным моделям. В исследованиях В.П. Симонова выделяются следующие принципы педагогического менеджмента: целеполагание, целенаправленность управления, кооперация и разделение управленческого труда, функциональность, комплексность и систематическое самосовершенствование.

С точки зрения В.П. Симонова, функции педагогического менеджмента - «это особые виды действий субъекта менеджмента с информацией». В число функций входит: принятие решения; организация выполнения принятых решений; предварительный, текущий и итоговый контроль. Методы педагогического менеджмента рассматриваются как способы достижения поставленных целей и реализация основных его функций.

Существует 4 группы методов :

1) методы экономического стимулирования педколлектива,

2) организационно-распорядительные или административные методы,

3) методы психолого-педагогического воздействия,

4) методы общественного воздействия.

Решения, принимаемые управленцами должны соответствовать следующим требованиям: иметь целевую направленность, быть обоснованными и иметь конкретный адрес, согласованными с общей системой управленческих решений, соответствовать оптимальной затрате сил, средств и времени, быть актуальными, современными, краткими и четкими.

Таким образом, управление образованием - это определенное научное направление, имеющее важную прикладную значимость. Эффективное развитие образования зависит от компетентности и профессиональности управленцев этой сферы, их опоры на научные достижения, реализацию научных принципов и рекомендаций на практике.

3. Структура управления образованием

Структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления (распределение административного ведения по уровням управления) с распределением функций по уровням управления. Она характеризуется следующими положениями.

Федеральный уровень управления представлен Министерством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования. На этом уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляют также и другие министерства и ведомства Российской Федерации.

Часть учебных заведений федерального ведения имеет двухзвенную структуру управления, когда учебное заведение находится непосредственно в административном ведении соответствующего министерства (ведомства). Такими учебными заведениями являются главным образом, учреждения профессионального образования.

Для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ, части учреждений профессионального образования характерна четырехзвенная структура управления: Министерство образования Российской Федерации —> орган управления образованием субъекта Российской Федерации —> орган власти муниципального образования —> образовательное учреждение.

(региональный) представлен органами управлениями образованием субъектов Российской Федерации — министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субъекта федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации законодательно установлены 18 функций управления. Они во многом повторяют функции федерального уровня, но сфера их реализации ограничена определенной территорией субъекта федерации. Эти функции также можно объединить в аналогичные группы.

  1. Формирование и осуществление государственной (региональной) политики в сфере образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования. Главным инструментом ее формирования являются региональные программы развития образования. Они разрабатываются в соответствии с Федеральной программой развития образования, но имеют выраженную региональную направленность, объединяя региональный образовательный потенциал на решение в первую очередь региональных задач и проблем.
  2. Определение специфических условий функционирования системы образования и образовательных учреждений в регионе, включая правовое регулирование в пределах своей компетенции. В первую очередь — это установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
  3. Установление дополнительных региональных льгот, экономических нормативов, различных норм и правил: льгот по уплате налогов в региональный бюджет, региональных нормативов и порядка финансирования, дополнительных по отношению к федеральным социальных льгот учащимся и работникам, строительных, эксплуатационных, медицинских и других норм, правил и т.д.
  4. Создание учебных заведений регионального ведения и непосредственное руководство ими: осуществление функций вышестоящего органа, учредителя, прямое финансирование образовательной деятельности.
  5. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, контроль исполнения государственных образовательных стандартов.
  6. Реализация специфических функций — лицензирование образовательных учреждений (за исключением лицензирования по программам высшего и послевузовского профессионального образования), организация подготовки и переподготовки педагогических работников.

На муниципальном уровне органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение установленного законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. Таково требование Закона Российской Федерации "Об образовании", и можно еще раз убедиться в том, что государство уже на уровне распределения управленческих полномочий переложило ответственность за реализацию важнейшей конституционной гарантии на формально негосударственные органы власти и управления, т.е. практически перевело осуществление государственной гарантии почти на уровень общественного самоуправления.

К исключительной компетенции муниципальных органов власти относятся следующие функции.

  1. Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений с целью осуществления государственной политики в области образования.
  2. Формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования.
  3. Предоставление гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения.
  4. Регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования.
  5. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
  6. Создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием.
  7. Назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
  8. Строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
  9. Контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями.

Заключение

В процессе исследования было выяснено, что структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по линейно-функциональной схеме. Федеральный уровень управления представлен Министерством образования Российской Федерации, которое является одновременно центральным органом управления образованием в России и органом управления подведомственных ему организаций системы образования.

Для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ, части учреждений профессионального образования характерна четырехзвенная структура управления: Министерство образования Российской Федерации - орган управления образованием субъекта Российской Федерации - орган власти муниципального образования - образовательное учреждение.

Уровень управления образованием субъектов Российской Федерации (региональный) представлен органами управлениями образованием субъектов Российской Федерации - министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они не имеют в своем непосредственном ведении образовательных учреждений и осуществляют функциональное управление системой образования в пределах субъекта федерации.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования (отделами образования или другими структурными подразделениями органов власти муниципальных образований). По отношению к образовательным учреждениям, относящимся к муниципальному уровню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители, осуществляя управление ими по двухзвенной схеме.

Негосударственные образовательные учреждения стоят в структуре управления особняком, поскольку не входят в административное ведение государственных и муниципальных органов управления. По отношению к этим образовательным учреждениям государственные и (или) муниципальные органы осуществляют так называемое функциональное управление, т.е. реализуют отдельные функции управления.

Таким образом, система управления образованием имеет четкую структуру, подразделяющуюся на общефедеральное, региональное и муниципальное управление.

Список использованных источников

  1. Вашурина Е.В., Дрантусова Н.В., Евдокимов Я.Ш., Клюев А.К., Майбуров И.А. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Университетское управление: практика и анализ. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016. - 228 с.
  2. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. - М., 2014. - 547 с.
  3. Кванина В.В., Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования. - М., 2015. - 309 с.
  4. Козырин А.Н., Корф Д.В., Ялбулганов А.А. Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства // Реформы и право. - 2010. - № 3. - С. 43 - 62.


Рекомендуем почитать

Наверх