Организация культурно массовой работы. Понятие и виды массовых мероприятий

Дизайн и интерьер 11.08.2019
Дизайн и интерьер

Гармоническое развитие личности невозможно без духовно-эстетического и физического ее совершенствования. Это в полной мере относится и к сотрудникам органов внутренних дел. Более того, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа является важнейшей составной частью профессиональной подготовки личного состава, необходимым условием успешного выполнения им оперативно-служебных задач, ибо уровень культуры личного состава (причем в различных сферах ее проявления), внешний вид служебных помещений напрямую влияют на авторитет органов внутренних дел среди населения, а организация содержательного досуга сотрудников, привлечение их к активным занятиям физкультурой и спортом способствуют поддержанию высокой работоспособности, снятию физической и психоэмоциональной усталости.

Значимость культурно-массовой работы для личного состава органов внутренних дел диктуется следующими обстоятельствами:

Во-первых, органы внутренних дел, выполняя специфические государственные функции, должны исходить из конституционного требования о приоритете прав личности в обществе. Это требует от сотрудников не только высокого профессионализма, но и усвоения культуры, принципов и норм нравственности, этики и неукоснительного соблюдения их в своей практической деятельности. Еще на II съезде административных работников РСФСР (1928 г.) отмечалось: «Там, где организация или человек для проведения в жизнь своих намерений имеют право прибегать к насилию, нужно особенно сильно заботиться о квалификации и поднятии культурного уровня, т.к. здесь есть опасность, что недостаток культурности и умения будут восполняться грубой силой» 3 .

Во-вторых, сотрудники в процессе оперативно-служебной деятельности постоянно подвергаются воздействию отрицательных эмоций и психологических стрессов. В этих условиях важнейшим средством и надежным заслоном против профессиональной деформации является культура, нравственная и эстетическая воспитанность личности.

В-третьих, проведенные исследования показали, что в информационном обмене при общении личного состава с гражданами (в особенности сотрудников патрульно-постовой службы, участковых инспекторов) деловая сторона занимает четвертую часть разговора, а остальное – вопросы нравственно-эстетического плана. Зачастую именно в этих вопросах сотрудники показывают слабую подготовленность.

В-четвертых, культурно-массовая работа формирует в личности эмоциональные начала, без которых человек превращается в робота.

Культурно-массовая работа в органах внутренних дел – это важнейшее средство воспитания личного состава, направленное на повышение культурного уровня сотрудников, развитие их нравственных качеств и творческих способностей, удовлетворение эстетических потребностей.

Характерными особенностями культурно-массовой работы в органах внутренних дел являются ее неразрывная связь с профессиональной деятельностью сотрудников, направленность на повышение качества решаемых служебных задач, а так, как она обычно проводится в свободное от службы время, формы ее проведения должны быть привлекательными и сочетать массовые с индивидуальными и групповыми.

^ Культурно-массовой работы в органах внутренних дел способствует решению следующих задач:

– приобщение и развитие среди сотрудников самодеятельного художественного творчества;

– обогащение межличностных связей и как следствие – укрепление морально-психологической атмосферы в служебных коллективах;

– повышение культурного уровня личного состава, ознакомление его с лучшими образцами классических и современных произведений литературы и искусства, удовлетворение потребностей и интересов в сфере культуры, воспитание высокой культуры поведения, общения, чувств;

– развитие у личного состава высоких эстетических вкусов, внедрение эстетических норм в служебную деятельность и быт сотрудников;

– организация содержательного досуга сотрудников и членов их семей;

– содействие снятию у сотрудников психологической и физической усталости, эмоциональных перегрузок, предупреждение профессиональной деформации.

В руководящих документах МВД России по вопросам работы с личным составом подчеркивается необходимость совершенствования культурно-массовой работы и организации досуга сотрудников 4 . При этом особое внимание обращается на:

– оживление деятельности клубных учреждений, библиотек, комнат воспитательной работы, музеев, широкое использование их возможностей в нравственно-эстетическом и героико-патриотическом воспитании сотрудников;

– поддержку и развитие художественного самодеятельного творчества сотрудников, регулярное проведение всероссийских, республиканских, краевых, областных смотров-конкурсов, фестивалей самодеятельного искусства;

– широкое привлечение коллективов художественной самодеятельности к выступлениям перед личным составом органов внутренних дел и перед населением;

– установление и укрепление связей органов внутренних дел с организациями и союзами творческих работников, заключение с ними договоров о культурном сотрудничестве с целью использования их возможностей в воспитании личного состава;

– совершенствование нравственно-эстетического воспитания в образовательных учреждениях системы МВД, на курсах и сборах переподготовки сотрудников, широкое использование в этих целях таких форм работы, как университеты, лектории, школы культуры;

– организацию содержательного досуга сотрудников и членов семей во внеслужебное время.

Для решения указанных задач культурно-массовая работа обладает весьма широким арсеналом средств воздействия. Высокое эмоциональное воздействие таких видов искусства, как музыка, театр и кино, художественная литература, изобразительное искусство позволяет формировать у сотрудников чувства, эмоции.

Эффективность культурно-массовой работы во многом зависит от умелого использования всего многообразия ее форм и методов, учета интересов и запросов личного состава, морально-психологического климата в коллективе и других факторов.

Широкое распространение во многих органах внутренних дел получила работа университетов, лекториев, школ культуры. Эти формы работы в первую очередь направлены на повышение культурного уровня сотрудников, привитие им высоких эстетических вкусов.

Весьма распространенными формами культурно-массовой работы с личным составом являются тематические вечера, встречи с интересными людьми (деятелями искусства, литературы, культуры, представителями духовенства), различного рода музыкальные вечера, киновечера, вечера поэзии и т.п.

На местах одновременно практикуются и коллективные посещения выставок изобразительного искусства, театральных спектаклей, кинофильмов. Зачастую они сопровождаются пояснениями квалифицированных специалистов с последующими обсуждениями на специально организованных занятиях. Мероприятия подобного плана особенно интересны, если их тематика связана с деятельностью органов внутренних дел или авторами произведений являются сотрудники правоохранительных органов.

Большой популярностью среди личного состава пользуются юбилейные вечера, встречи «от всей души», вечера-портреты, посвященные чествованию лучших сотрудников и коллективов. Их воспитательное влияние трудно переоценить. Проводимые в интересной форме, с приглашением гостей они популяризируют работу передовиков службы, побуждают других сотрудников следовать их примеру.

Сплочению коллективов органов внутренних дел, укреплению морально-психологического климата в них способствуют мероприятия, направленные на организацию содержательного досуга сотрудников и членов их семей.

Практикуется организация и проведение культурной программы в дни Государственных и национальных праздников. Положительной оценки заслуживает проведение различного рода мероприятий для детей сотрудников органов внутренних дел: праздников, утренников, КВН и т.п.

Необходимо отметить, что некоторые культурно-массовые мероприятия нацелены не только на нравственно-эстетическое воспитание личного состава, но и на повышение авторитета, престижа органов внутренних дел, укрепление их связи с населением, в том числе и с использованием возможностей телевидения.

Важным средством профессионально-нравственного и эстетического воспитания, повышения культурного уровня личного состава является приобщение его к художественной литературе. В настоящее время в системе МВД России функционирует свыше тысячи библиотек и библиотечных пунктов, услугами которых пользуется более одного миллиона читателей-сотрудников, ветеранов органов внутренних дел, членов их семей.

Сотрудники библиотек органов внутренних дел пропагандируют лучшие произведения мировой, советской и российской литературы, организуют читательские конференции, обзоры новых произведений, встречи с писателями, поэтами, критиками и другие мероприятия. На активизацию этой деятельности нацелены конкурсы «Лучшая библиотека», «Лучший библиотекарь», «Лучший читатель», «Семейное чтение» и др. Как правило, они организуются в рамках общероссийского Дня библиотек, отмечаемого ежегодно 27 мая 5 .

Во всей культурно-массовой работе, проводимой в органах внутренних дел, значительное место занимает организация самодеятельного художественного творчества сотрудников, которая способствует укреплению морально-психологического климата в служебных коллективах, формированию у личного состава высоких нравственно-эстетических качеств, организации содержательного досуга, повышению авторитета милиции в глазах населения. Поэтому это одно из приоритетных направлений деятельности воспитательных аппаратов, заместителей начальников органов и подразделений по кадрам.

Эффективность этой деятельности во многом зависит от того, насколько организаторы самодеятельного художественного творчества руководят данным направлением. Особое внимание при этом направляется на:

– привлечение к руководству художественной самодеятельностью, клубами, кружками и другими творческими объединениями наиболее подготовленных сотрудников, подлинных энтузиастов, людей увлеченных, способных организовать работу самодеятельных коллективов;

– налаживание взаимодействия с работниками учреждений культуры;

– обучение актива, оказание ему практической и методической помощи в работе. В этих целях используются возможности учреждений культуры, в которых имеются специалисты, способные оказать действенную методическую помощь в обучении руководителей художественной самодеятельности. Важно также своевременно доводить до актива те методические рекомендации, пособия, обзоры, которые готовятся в МВД России и на местах;

– оказание всяческой поддержки сотрудникам, занимающимся художественным творчеством, создание условий для их деятельности, развитие материально-технической базы с использованием возможностей ведомственных и местных домов и дворцов культуры, различных благотворительных фондов;

– участие в составлении репертуара коллективов художественной самодеятельности с позиций нравственно-эстетической ценности номеров программы концертов и их воспитательного воздействия, включение в программу произведений, связанных с деятельностью органов внутренних дел;

– популяризацию художественного творчества сотрудников, в первую очередь, путем организации выступлений самодеятельных коллективов в органах и подразделениях внутренних дел, среди населения, учащихся района, города;

– участие в местных и региональных смотрах, фестивалях художественной самодеятельности, творческих конкурсах и выставках;

– моральное и материальное стимулирование самодеятельного художественного творчества сотрудников, привлечение к участию в нем членов их семей.

Во многих органах внутренних дел накоплен интересный опыт работы по организации самодеятельного художественного творчества сотрудников. Многие коллективы художественной самодеятельности с успехом выступают перед различными зрительскими аудиториями, становятся лауреатами и призерами фестивалей народного творчества. Заслуживает поддержки практика создания в органах внутренних дел творческих любительских объединений и клубов по интересам.

В целом ряде МВД, УВД действуют самодеятельные студии художников, кружки декоративно-прикладного искусства и технического творчества. В масштабе региона регулярно организуются выставки, конкурсы произведений, созданных их членами. Помимо выставок самодеятельного изобразительного искусства на местах проводятся и другие творческие конкурсы: патриотической и авторской песни, мастеров слова и прозы на лучшее литературно-художественное произведение.

Широкое распространение получила практика организации различного рода выставок: декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии, технического творчества, детских рисунков в каждой из возрастных групп, даров природы и умелых рук.

Важное значение в повышении эффективности культурно-массовой работы имеет установление и поддержание тесных деловых связей органов внутренних дел с учреждениями культуры, представителями творческой интеллигенции. В этих целях практикуется разработка, утверждение и реализация программ (планов) совместной работы МВД, УВД, УВДТ с творческими союзами, учреждениями культуры по совершенствованию профессионально-нравственного и эстетического воспитания личного состава.

Учреждения культуры функционируют практически в каждом районе, поселке, городе. Договоры о сотрудничестве с ними позволяют горрайорганам внутренних дел использовать их возможности на плановой и долгосрочной основе, изыскивать финансовые ресурсы, привлекать творческих работников, методистов, общественность к проведению в органах внутренних дел различных досуговых, оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, пользоваться их материально-технической базой, помещениями учреждений культуры.

В соответствии с подобными договорами силами шефских организаций сотрудникам показывают спектакли, концерты, организуют встречи с деятелями культуры, посещение художественных выставок, музеев, читают циклы лекций по основам культурологии, этике и эстетике.

Важной инициативой является создание на базе ряда МВД, УВД, УВДТ специализированных гуманитарных фондов по развитию и поддержке художественного творчества сотрудников и членов их семей.

В организации и проведении культурно-просветительной работы большую роль играет хорошо налаженная деятельность комнат (кабинетов) воспитательной работы. На их базе работают различные кружки, клубы по интересам, проводятся воспитательные и досуговые мероприятия, экспо­нируются произведения искусства, созданные сотрудниками и членами их семей.

Культурно-просветительную деятельность этих комнат (кабинетов) организует совет, избираемый личным составом. Он работает под руководством заместителя начальника органа внутренних дел по кадрам на основе ежеквартального или полугодового плана.

Эффективность служебной деятельности сотрудников, результаты их труда во многом зависят от формирования и поддержания у личного состава высокого уровня работоспособности, физических и психологических качеств, необходимых для успешного решения служебных задач, организации полноценного отдыха сотрудников и членов их семей, укрепления их здоровья.

Во многих органах и подразделениях внутренних дел уделяется большое внимание организации и пропаганде здорового образа жизни. В этих целях практикуется проведение таких мероприятий как:

– массовые выезды личного состава и членов семей на отдых за город, для сбора грибов, ягод, на рыбалку, охоту и т.п.;

– семейные спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья», Дни здоровья, массовые состязания лыжников, бегунов, пловцов;

– экскурсии и поездки по памятным и историческим местам региона, других республик, краев и областей, однодневные и многодневные туристические походы всей семьей;

– вовлечение сотрудников и членов их семей в массовые группы здоровья, физкультурно-оздоровительные секции;

– организация работы спортивных секций, проведение соревнований по служебно-прикладным и иным видам спорта.

Интересная практика сложилась в ряде органов внутренних дел по организации встреч, взаимопосещений с целью проведения совместного отдыха, физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий.

Для решения организационных, технических и финансовых вопросов при проведении досуговых мероприятий во многих органах и подразделениях создают «Штабы выходного дня», широко используют возможности первичных организаций общества «Динамо».

Конечным показателем эффективности работы по организации досуга личного состава в органах внутренних дел является укрепление здоровья сотрудников, развитие их физических возможностей, психологическая реабилитация от повседневной служебной деятельности. Для активизации этой деятельности практикуется проведение смотров служебных коллективов органов и подразделений по организации досуга, повышению культуры внеслужебного общения сотрудников и членов их семей, а также пропаганда средствами устной и наглядной информации достижений в спорте сотрудников органов внутренних дел, встречи со спортсменами-чемпионами, их показательные выступления, коллективные посещения спортивных состязаний.

Заслуживает одобрения практика проведения подобных смотров по организации досуга среди личного состава, проживающего в общежитиях. Это, как правило, – молодые сотрудники, оторванные от семьи и близких. Поэтому организовать содержательный досуг этой категории личного состава является прямой обязанностью руководителей, сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов. В содержание подобной деятельности входит формирование советов общежитий, проявление заботы о создании в ведомственных общежитиях условий для занятий физической культурой, художественным творчеством, проведения различных культурно-массовых мероприятий.

Наряду со смотрами организации досуга в органах внутренних дел проводятся смотры культуры служебных помещений, общежитий. Они способствуют улучшению условий труда и быта личного состава, приведения служебных помещений и территорий в соответствующий эстетическим нормам вид. Позитивным является привлечение в жюри подобных смотров представителей областных управлений культуры.

Во многих горрайорганах внутренних дел за счет внебюджетных средств приобретается спортивный инвентарь, культпросвет имущество, создаются фото- и видеотеки, библиотечные пункты. Для решения этих проблем используются спонсорские средства, возможности фондов содействия правоохранительным органам.

С позиции действенности воспитательного процесса весьма важным является привлечение на добровольной основе к строительству и реконструкции спортивных площадок, залов, других сооружений самих сотрудников, в первую очередь спортсменов.

Итак, овладение сотрудниками воспитательных аппаратов, руководителями содержанием и методикой использования основных средств воспитательной работы позволяет поднять на новый качественный уровень всю систему работы с личным составом. При этом творческий подход, отказ от шаблонов и стереотипов являются определяющим условием действенности воспитательного воздействия на каждого сотрудника, побуждения осознанно выполнять свои оперативно-служебные задачи, соблюдать требования законов, Кодекса чести сотрудников органов внутренних дел.

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:

Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения – организованные, спонтанные;

по возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Культурно-массовая работа
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является развитие творческого потенциала сотрудников и организация досуга в не служебное время. Для этого создаются культурно-досуговые центры (КДЦ).
Целью деятельности КДЦ является:
развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса к системе творческих объединений, к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.
Задачи КДЦ:
. удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
. организация досуга;
. создание локальной культуры правоохранительных органов, спо-собствование укреплению его имиджа на всех уровнях;
. создание программы вторичной занятости сотрудников правоох ра-нительных органов;
. реализация и укрепление взаимодействия правоохранительных ор-ганов, других общественных организаций, клубов и объединений, а также содействие их работе и развитию.
В результате реализации культурно-массовой работы с сотрудниками правоохранительных органов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские и организационные качества.
Деятельность КДЦ реализуется по следующим направлениям:
. Организация праздничных мероприятий.
. Организация соревнований.
. Организация творческих конкурсов.
. Организация экскурсий, посещение театров, концертов, выставок.
Таким образом, целями и задачами культурно-массовой работы является:
1. Поднятие культурного уровня сотрудников в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей, а также этических норм поведения в обществе.
2. Развитие и стимулирование художественной самодеятельности среди сотрудников.
3. Создание условий для творческой самореализации сотрудников че-рез художественную самодеятельность и культурно-массовую работу.
4. Создание единого административного аппарата способного скоординировать и оптимизировать взаимодействие командования органов со всем спектром творческих коллективов сотрудников.
5. Информационная, организационная и административная поддержка, как существующих творческих коллективов сотрудников, так и вновь создающихся.
6. Участие творческих коллективов сотрудников и отдельных исполнителей в фестивалях и конкурсах.
7. Организация культурного досуга сотрудников через массовые мероприятия, в проведении которых принимает участие большое число самих сотрудников.
8. Организация и проведение концертов и творческих встреч с сотрудниками профессиональных коллективов и исполнителей.

Практическое решение многообразных и сложных задач учреждения культуры осуществляют преимущественно в массовых формах культурно-досуговых программ, на кото­рых, как правило, присутствует смешанная аудитория. Смешанная аудитория отличается, как правило, пестрым

спектром довольно противоречивых личностно-ценностных установок, уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных интересов, сложившейся системой взглядов и убеждений.

Следовательно, специалисту учреждения культуры не­обходимо обладать универсальными знаниями и навыками, как этого требует от него специфика работы со смешанной массовой аудиторией.

Овладение методикой подготовки и проведения массо­вых форм культурно-досуговой деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей спе­циалистов учреждений культуры, позволяет определить и уровень научной организации труда, проверить правиль­ность технологического процесса самых трудоемких и мас­штабных культурно-досуговых программ.

Многофункциональный, комплексный характер техно­логического процесса подготовки массовых форм культур­но-досуговой деятельности характеризуется сложностью, многослойностью, зависимостью от множества объектив­ных и субъективных факторов. Это объясняется тем, что они видоизменяются от происходящих перемен в общест­венной жизни и психологии, что оказывает непосредствен­ное влияние на их подготовку и проведение. Массовые формы культурно-досуговой деятельности носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного творчества масс.

Сложность и многоплановость массовых форм культур­но-досуговой деятельности требуют от специалистов глубо­кого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологического процесса является определение цели, ра­ди чего создается та или иная форма культурно-досуговой деятельности.

Цель, поставленная перед организаторами массовой формы культурно-досуговой деятельности, включает в себя изучение состояния социальной среды, которая образует совокупность конкретно-исторических общественных отно­шений, объективных и субъективных условий и факторов.

Введение в структуру массовых форм культурно-досуговой деятельности различных видов искусства и ху­дожественно-образных элементов способствует повышению эффективности их воздействия.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности по возможности использования выразительных средств и мас­штабам вовлекаемых людей стали эффективным способом организационно-творческой деятельности людей.

Методика подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности предполагает систему знаний как об отборе содержания, так и о характере, специ­фике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения в соответствии с задачей единства содержания и формы. И здесь существуют два критерия: правда и выра­зительность. Если в массовых формах культурно-досуговой деятельности нет жизненной и художественной правды, то она попросту бесцельна. Но она бесполезна и в том случае, если нет выразительности в передаче содержа­ния. «Содержание, - писал Гегель, - есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму» 1 .


В каждой массовой форме культурно-досуговой дея­тельности имеются четыре основных компонента: а) содер­жание; б) композиция; в) набор средств художественного воздействия; г) аудитория и ее расположение в пространст­ве.

Среди массовых форм наиболее популярны праздники, зрелища, представления, обряды, тематические вечера, яр­марка, шоу-программы и т.д. - каждая из этих форм в от­дельности, тем более цикл, несет огромный смысловой и эмоциональный заряд. В крупномасштабных формах, таких,

1 Гегель. Соч. - М.; Л., 1930. - Т. 1. - С. 224.

например, как праздники, поднимаются темы истинно на­родные. В них конкретные, местные факты подаются мак­симально обобщенно. В силу этого они выдвигают свои, только им присущие формы сценической выразительности, особые методы, средства и способы сценического отобра­жения. В основе крупномасштабных форм - торжественно-патетическая тема, свободное оперирование пространствен­ными и временными представлениями, логика построения действия, трактуемого в условно-обобщенных категориях.

Свойственная этой форме воздействия коллективная эмоциональность вызывает большой заряд коллективной созидательной энергии, которую необходимо умело направ­лять, на основе регулирования межличностного общения и социально-психологического механизма воздействия.

Процесс общения является исходной предпосылкой по­строения технологического процесса во всех массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как своеобразное проявление социальной активности людей вы­зывает к жизни всю совокупность человеческих связей, ос­нову которых составляют производственные отношения.

Общение людей различных интересов - сложный и мно­гогранный процесс, способствующий сопереживанию, а следовательно, и взаимопониманию людей. Высокий эмо­циональный подъем в процессе общения усиливает степень мобилизации выразительных средств. Поэтому общение яв­ляется важнейшим инструментом создания условий, кото­рые способствуют в массовых формах культурно-досуговой программы нарастанию эмоциональных переживаний и со­переживаний, настроений и чувств людей. Общение, как и все остальные элементы, должно быть в общих чертах за­программировано в сценарии массовой формы культурно-досуговой программы, т.е. возможности учреждений куль­туры и их спонсоров в материальном обеспечении, привле­чении художественных сил для решения конкретных задач.

Эта работа позволяет определить, во-первых, форму бу­дущей массовой культурно-досуговой программы (театра­лизованное представление, массово-зрелищное, тематиче­ский вечер, обряд и т.п.), что очень важно знать при состав­лении сценария, а во-вторых, методику его подготовки и проведения с учетом ориентации на определенную аудито­рию, для которой она будет осуществлена. Затем происхо­дит написание режиссерского сценария, утверждение и уточнение программы на художественном совете и распре­деление функций каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации технологического процесса подготовки и проведения программы в учреждении культуры.

Составление и утверждение сметы расходов на подго­товку и проведение массовой формы культурно-досуговой программы контролируются членами совета учреждения культуры.

Успех здесь во многом зависит от того, насколько в тех­нологическом процессе точно учитывались социально-психологические механизмы объединения людей, имеющие интенсивную эмоциональную окраску и активный характер.

Важное значение в подготовке массовой формы куль­турно-досуговой программы имеет умелый подбор творче­ских работников, прежде всего, сценариста-режиссера.

Однако немногочисленность кадров, способных квали­фицированно подготовить и провести культурно-досуговую программу, тормозит поиск новых творческих решений.

Все большую роль в подготовке массовых форм куль­турно-досуговой деятельности стала играть группа техниче­ского обеспечения, которая осуществляет звуковое и свето­вое оформление, радиофикацию, отвечает за транспорт, и группа материально-хозяйственного обеспечения, которая организует обеспечение питания и торгового обслуживания сувенирами, охрану порядка и медобслуживание.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности классифицируются по двум признакам: содержанию и дра­матургической организации материала.

Многолетняя практика передовых учреждений культуры Российской Федерации показывает, что наиболее популяр­ными и действенными являются следующие типы вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-конкурс (интеллекту­альный, спортивный), традиционный новогодний праздник, киновечер, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, вечер песни, музыкальный вечер, вечера-комментарии, ве­чера вопросов и ответов: «Что нового, господин дирек­тор?»;, «Формула рабочего дня» и др. В общей сложности подобных типов вечеров насчитывается свыше тридцати.

У каждого типа вечеров своя специфика и методика подготовки и проведения. Если понятие «вечер» употребля­ется в привычном, буквальном значении, то его опреде­ляющей характеристикой является вторая часть термина -«митинг», «смотр», «отчет» и т.п. Это, по сути дела, и обу­словливает отбор содержания, указывает на приемы и спо­собы достижения цели.

Для методики и проведения вечера, кроме точного опре­деления типа вечера, не менее важно определить его жанр. Достаточно сказать, что только вечер-митинг может быть и торжественный, и траурный, и митинг протеста, и митинг поддержки, и митинг солидарности и т.д.

Игнорирование жанрового определения в подготовке и проведении вечера решающим образом сказывается на его качестве. На практике, как правило, не удается реализовать все.жанровое многообразие вечеров, что, в свою очередь, может исказить смысл содержания. При этом никакая кон­центрация выразительных средств сама по себе не гаранти­рует качества. Дело не столько в обилии разнообразных ху­дожественных приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании.

Несмотря на развитие средств массовой информации не утратила своей значимости и такая форма культурно-досуговой деятельности, как устный журнал.

Возникнув как оперативная, информационная форма клубной работы, устный журнал не только сохранил эту специфику до наших дней, но и получил дальнейшее разви­тие. Следует уметь различать общую и конкретную инфор­мацию, которую несет устный журнал, акцентировать вни­мание на необходимости использования новых материалов.

При организации работы редколлегии журнала учиты­вают следующие моменты: планирование работы редколле­гии, распределение обязанностей между ее членами, работа по отбору материала, с выступающими, ведущими, подго­товка связок между страницами и их организация в единое целое, художественное оформление устного журнала. За­конченность каждой страницы, обзорно-комментаторский способ освещения событий, введение методов иллюстриро­вания и театрализации позволяют специалистам эффектив­но использовать устный журнал в культурно-досуговой дея­тельности и в современных условиях.

Итак, методика массовых форм культурно-досуговых программ включает:

Четкое осмысление и понимание цели всеми участни­ками;

Анализ вида, типа и жанра массовой формы;

Определение содержания, соответствующего цели программы;

Органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих творческий процесс (познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный);

Создание условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

Выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, для которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей, слушателей.

Таким образом, массовая форма культурно-досуговой программы - это и способ организации содержания и его донесения до зрителей, и методика организации восприятия материала на основе культурного общения.


Большое значение в профсоюзной организации Производственного отделения Южно-Карельские электрические сети придается организации и проведению культурно-массовой работы среди членов профсоюза. Профком чествует юбиляров, выделяет денежные средства на поздравление членов профсоюза в День 8 Марта, 23 февраля, ко Дню Энергетика.

С учетом пожелания членов профсоюза профкомом приобретаются и распространяются билеты в театры г.Петрозаводска, на детские Новогодние представления и спектакли. В течении года организуются поездки в г.Кондопога на представления в Ледовый Дворец и на органный концерт.

При организации мероприятий, профком всегда учитывает пожелания молодежи. Для них в 2010 г. была организована интересная поездка в г.Медвежьегорск – катание на горных лыжах, а летом – сплав по реке Шуя. Родители с детьми посетили Зоокомплекс под открытым небом «Три медведя», расположенный недалеко от п. Эссойла.

Самыми ценными всегда останутся дальние поездки, куда не всегда поедет работник в одиночку. Маршруты путешествий разные, но всегда очень интересные. Члены профсоюза за последние годы побывали с экскурсией на острове Валаам, о.Соловки, посетили Псков, г. Изборск, Пушкинские места, г.Санкт- Петербург.

Организация культурно-массовой работы всемерно содействует широкому привлечению членов Профсоюза и их семей к полноценному качественному отдыху, развитию эстетического вкуса, развитию познавательных интересов у детей и взрослых, утверждению активной жизненной позиции работника и сплочению коллектива. Мы и дальше будем организовывать интересные поездки, привлекая к ним членов нашего коллектива.



Рекомендуем почитать

Наверх