Кто такой Вий? (3 фото). Значение слова «вий Кто такой вий у гоголя

Семья и отношения 24.02.2024

В восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: ср. укр. вiя, вiйка, белорус. вейка «ресница». По русским и… … Энциклопедия мифологии

Я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. ● По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Энциклопедический словарь

В восточнославянской мифологии дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом … Большой Энциклопедический словарь

Лицо из малороссийской демонологии; старик с бровями и веками до самой земли; но если поднять его веки и брови, то взор его убивает и разрушает все, что он видит. Предание это обработано Гоголем в «Вие». Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 4 вымышленное существо (334) герой (80) ний (2) … Словарь синонимов

Вий - Вий, В ия, предл. п. о В ие (мифол.) … Русский орфографический словарь

вий - я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Словарь многих выражений

ВИЙ - (персонаж одноим. повести Н. В. Гоголя; см. тж ВИЕВ) Ревность, / жены, / слезы... / ну их! – / вспухнут веки / впору Вию. / Я не сам, / а я / ревную / за Советскую Россию. М928 (355); Наследье страшное мещан, Их посещает по ночам Несуществующий,… …

-ВИЙ - см. КИЕВ ВИЙ … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

В малорусской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли; В. не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Вий , Гоголь Николай Васильевич. Подарочное издание повести "Вий", приуроченное к 200-летнему юбилею Н. В. Гоголя позволит читателю погрузиться в мистический мир одного из самых неординарных произведений мировой классики.…
  • Вий , Гоголь Николай Васильевич. Особенности религиозного мировоззрения великого русского писателя Н. В. Гоголя и его "мистически одаренный дух" нашли свое отражение в повести" Вий", которая в свое время была неоднозначно…

(или как еще его именуют – Ниам) - это Бог славян, которого воспринимают Хранителем Душ, ушедших в Навь. В позднем представлении эта божественная Личность предстает в качестве некоего мифического существа с опущенными до земли веками. Коли вилами ему веки поднять, то ничто более не сокроется от Виева Ока. По имени славянского Бога Вия на древнем славянском языке называют ресницы у людей – вии. Такое звучание до сих пор сохранилось в языке украинского народа. В легендах Вия представляют неоднозначно, с противоречивым характером.

Славянский Бог Вий считается старейшим Богом, сыном Рода . Он появился на свет вместе со своим братом-близнецом, имя которому Род Прародитель дал – Дый . Несмотря на то, что славянский Бог Вий является тёмным Богом, тем не менее, Он частенько посматривает на светлую Правь, стремясь жить по ее законам.

Мудрые люди, зрящие в глубину, спокойно воспринимают порою странное поведение Вия. Помнят они о некоем тайном значении появления Вия для Мiров, в том – замысел Рода, ведомый до конца лишь Ему.

Легенды и мифы о славянском Боге Вие

Много разных легенд сказывается про Вия. Вот несколько примеров из них.

Про то, как славянский Бог Бог Вий младого Бога Велеса обучал:

Тёмный Бог Вий принял ребёнка к себе, как родного сына, стёр ему часть памяти, да обучил чёрной магии. Так стал Велес ученым, ведающим обо всех тайнах светлой и доброй, а также тёмной и разрушительной магии.

О Его важном назначении в мироздании:

Навь облюбовал Вий, когда Род поручил Ему важное дело – очищать души, пришедшие в Навь, неважно от чего. Главная задача – это в пекле почистить все души, которые приходят, затем отпустить их чистыми.

Чистят души пламенем в особом месте – Пекле. Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда! Затем душа еще какое-то время пребывает в очищенном состоянии в Нави, но уже в другом месте, где загробный Судья определяет ей срок пребывания и исхода из Нави. И выходила уже душа, целиком очищенная от Кривды и Лжи, только так она может далее двигаться по пути к Прави!

Сотворён был Бог Вий с большой примесью магии Иных Мiров, потому Ему всегда интересны дальние Мiры - что в них творится, что деется.

Как появились у Вия отличные помощники-доносчики, как Его прозвали Всевидящим и Всезнающим:

Как бы не случилось чего, да не появилось что-то такое, что могло бы навредить нам», - задумался Вий о загадочных иных Мiрах. Посему решено было им создать ватагу птиц, крыс и прочей юркой живности, которая бы могла все новости повсюду узнавать, да Вию пересказывать. Всюду шныряли его доносчики, даже в горнице Рода бывали, собирали новости днем и ночью, а потом всё Вию докладывали. Бог Сна со своей подружкой Дрёмой тоже приходили в сны Богов, а затем Вию их пересказывали. Так Вий знал обо всём, что делалось в Яви, Нави или Прави. Так появилась слава у Вия как Бога Всезнающего да Всевидящего.

Оберег символ Бога Вия

Знак или оберег Бога Вия называют славяне – «Всевидящее Око ». Сразу говорит он нам о том, что это Бог, от глаз, слуха и памяти которого ничто не сокроется. Внешний вид знака – повторяющие друг друга окружности, одна в другой. Небольшие полоски-выступы по краям кругов обозначают неприкосновенность. Это обозначает скрытую и явную силу Вия, его властность, а также его регалию – быть Пастухом душ, когда под зорким, бдительным оком бога никто не укроется.

Оберег «Всевидящее Око» обережет от :

  • плохих, нечистых мыслей;
  • уныния;
  • депрессии;
  • пессимизма;
  • произвола темных навий и прочих сил;
  • обмана или беззакония в вашу сторону.

Оберег «Всевидящее Око» притянет к вам :

  • развитие интуиции;
  • проницательный ум;
  • смекалку;
  • сверхъестественное чутьё;
  • восстановление утраченных связей;
  • добрые отношения с людьми, друзьями;
  • доверие родных к вам.

Можно много получить от Всевидящего Ока Вия – целеустремленность, понимание истинного чувства справедливости, и даже остроумие, аналитический склад ума, его развитие.

Подробнее об обереге Всевидящее Око смотрите .

Проявление Бога Вия для славян

Древние предки славян ведали о страшном могуществе Вия – одним только взглядом он способен уничтожить не только человека, но и целые города или деревни. Одно радует, этот тяжелый взгляд тщательно скрывают густые брови да низко опущенные веки.

Древний Север доныне хранит еще в памяти понимание того, что Вий Бог славян делает полезное дело в Пекле – душам там помогает очищаться. После очищения душа может далее продолжить свой путь. Возвращаться надобно душе в свой Род, откуда пришла. Посему с почтением славяне относились к Вию, чтили Его за помощь душам в их возрождении.

Атрибуты Бога Вия

Животное – лохматая чёрная собака с нависшими веками.

Геральдика, предметы – бич

Треба (подношение) – костёр и мешочек с шерстью для сжигания.

Бог Вий в северной традиции гадания и магии

Номер резы – 9

Гадание . Вопрошание Бога .

Появление Резы Бога Вия обращает внимание Спрашивающего на то, что тот стоит на краю обрыва, а связи с Правью утрачены. Это предупреждение, что человек делает что-то не так, где-то путь его свернул с верной дороги и устремился куда-то в Навь, а надобно – в Правь.

Даёт совет: следует очистить свою душу. Чтобы найти правильный путь, понадобится приложить много усилий, от которых не стоит отказываться.

Верный знак нахождения правильного пути – это внезапный приход полосы везения и удачи.

Магия . Когда приглашают Бога Вия .

В магических обрядах избегают специально звать Бога Вия, обращать к нему обряды. Суров этот Бог и не любит, когда его тревожат. Он - хранитель Магии, но не раздаёт её понапрасну. Но за оберегом Бога Вия силу знают - уберечь в Яви от неправедных поступков. Те ведающие, которые ходят между Мiрами, непременно знак Бога Вия с собой берут, как помощника и защитника. Ведь Вий – древний Бог магии, который обучал самого Велеса !

Плели также наузы, обращаясь к Батюшке Вию в тех случаях, когда очень нужно было преградить путь дурному намерению, остановить нападки, чужие умыслы. Поэтому узелок завязывали, да заговор наговаривали на того человека, от которого поберечься хотели. Науз Вия «Мёртвый узел » называется – служит мощнейшим барьером от недоброго люда.

Возможно соответствие образа Вия Кощею Бессмертному . По мнению Е. Дмитриевой , на образ Вия перешли черты языческого бога Велеса .

Мотив страшного взгляда в украинской традиции связан с двумя персонажами - святым Касьяном и шелудивым Буняком (половецким ханом). Святой Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля - и «на что он тогда взглянет, всё погибает». Предводитель орды Буняк (из неустановленной летописи), уничтожает город силой своего взгляда . Также на Украине с «вієм» (то есть «веем») связывали вихри и смерчи . Согласно белорусской легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые достигают его колен . На основе же украинской легенды о Вие Николай Васильевич Гоголь создал повесть «Вий» .

Слово «вий» не фиксируется в украинских словарях до появления одноимённой повести Николая Гоголя .

Вий Гоголя

Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал.

Примечание Н. В. Гоголя

Название нечисти «вий» и его длинные ресницы явно указывают на слово в украинском укр. вія - ресница и повіка - веко , а также, возможно, укр. вий - вой .

В произведении Гоголя Вий приземистый, косолапый; с жилистыми, как крепкие корни руками и ногами; весь в чёрной земле; с железными пальцами и лицом; длинными веками, опущенными до земли. Его появление предваряется волчьим воем . Он не убивает взглядом, а скорее снимает действие всех оберегов от нечистой силы при взгляде на него. Он является как бы проводником, а не самим убийцей. И главный герой повести Хома умирает не от взгляда Вия, а от собственного страха .

В современной культуре

См. также

Примечания

  1. , с. 90.
  2. , с. 124.
  3. , с. 176.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  5. , с. 310.
  6. Ґейштор Александр . Стрибог // Слов"янська міфологія / Пер. з польськ. - К. : ТОВ «Видавництво „Кліо“», 2014. - С. 178. - ISBN 978-617-7023-22-6 .
  7. , с. 90.
  8. Рустам Шаяхметов . Об отсутствии в украинском языке понятия вій и времени фиксации в словарях онима вій // Toronto Slavic Quarterly. - № 38 (Fall 2011). - С. 225-228.
  9. Левкиевская Е. Е. К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Studia mythologica Slavica. - Ljubljana: Piza, 1998. - Т. 1. - С. 307-315.
  10. , с. 152-154.
  11. , с. 307.
  12. , с. 309.
  13. Eihwaz. Сингл "Вий" Eihwaz (неопр.) .

Литература

  • Абаев В. И. Образ Вия в повести Н. В. Гоголя // Русский фольклор. Материалы и исследования. Том III / Под ред. А. М. Астаховой и др.. - М. , Л. : Издательство Академии наук СССР, 1958. - С. 303–307 .
  • Вий // Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии - М.: АСТ: Астрель: Русские словари - 2001. - 624 с. - С. 169
  • Дмитриева, Е. Вий - кто он? // Наука и жизнь. - М. , 2002. - № 8.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9 .
  • Иван Быкович // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева : В 5 т. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 2008. - Т. 1. - 320 с. -

Один из самых странных и загадочно-противоречивых персонажей славянского эпоса мог бы остаться на задворках русской фольклористики, если бы не внимание к нему великого писателя Н.В. Гоголя и его повесть «Вий», впервые опубликованная в сборнике «Миргород» в 1835 г.

В своих комментариях к повести В.А. Воропаев и И.А. Виноградов отмечают: «Согласно исследованию Д. Молдавского, имя подземного духа Вия возникло у Гоголя в результате контаминации имени мифологического властителя преисподней “железного” Ния и украинских слов: “Вирлоокий, пучеглазый” (гоголевский «Лексикон малороссийский»), “вiя” - ресница и “повiко” - веко (см.: Молдавский Д. “Вий” и мифология XVIII в.//Альманах библиофила. Вып. 27. М., 1990. С. 152-154).

Кадр из фильма «Вий»

С именем Вия связано, очевидно, и еще одно слово гоголевского “Лексикона малороссийского”: “Вiко, крышка на диже или на скрыне”. Вспомним “дижу” в “Вечере накануне Ивана Купала” - гуляющую “вприсядку” по хате огромную кадку с тестом - и “скрыню” в “Ночи перед Рождеством” - окованный железом и расписанный яркими цветами сундук, изготавливаемый Вакулой на заказ красавице Оксане…

И в выписке Гоголя из письма матери от 4 июня 1829 г. “О свадьбах малороссиян”, где речь идет о приготовлении свадебного каравая, сказано: “Коровай делают надиже, а по-ихнему на вики (…) содят его без крышки в печь, а вико надевают на дижу”».

Существенное значение для понимания повести имеет также архитектура изображаемого здесь храма - деревянного, «с тремя конусообразными куполами» - «банями». Это традиционный южнорусский тип трехчастной старинной церкви, широко распространенный на Украине и в свое время являвшийся для нее господствующим. В литературе, однако, встречаются упоминания, что трехчастные деревянные храмы на Украине были по преимуществу церквями униатскими.

С этим прямо перекликается одно, давно уже сделанное исследователями наблюдение - что завязнувшие в окнах и дверях церкви гномы «Вия» определенно соотносятся с химерами (см. далее) готических храмов, в частности, горгулий собора Парижской Богоматери. Кстати, носящий «римское» имя главный герой повести - Хома Брут - воспитанник Братского монастыря, бывшего одно время униатским.

Еще одна «католическая» примета в «Вие» проступает в противопоставлении здесь ветхого иконостаса (с потемневшими, «мрачно» глядящими ликами святых) «страшной, сверкающей красоте» ведьмы, гроб которой был поставлен «против самого алтаря».

Можно предположить, что и сам образ мертвой красавицы был навеян Гоголю «католическим» источником - а именно картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи» с прекрасной мертвой женщиной на переднем плане, к образу которой Гоголь, обожающий Италию, неоднократно возвращается в своей посвященной картине Брюллова статье с одноименным названием.

Для понимания гоголевского замысла нужно заметить, что слово «гном» Гоголь употребляет в «Книге всякой всячины» в значении «знак»: «Следующими гномами изображают вес аптекарский…»

Помните, как у Гоголя? «Вдруг… среди тишины… он слышит опять отвратительное царапанье, свист, шум и звон в окнах. С робостию зажмурил он глаза и прекратил на время чтение. Не отворяя глаз, он слышал, как вдруг грянуло об пол целое множество, сопровождаемое разными стуками глухими, звонкими, мягкими, визгливыми. Немного приподнял он глаз свой и с поспешностию закрыл опять:ужас!., это были все вчерашние гномы;разница в том, что он увидел между ими множество новых.

Почти насупротив его стояло высокое, которого черный скелет выдвинулся на поверхность и сквозь темные ребра его мелькало желтое тело. В стороне стояло тонкое и длинное, как палка, состоявшее из одних только глаз с ресницами. Далее занимало почти всю стену огромное чудовище и стояло в перепутанных волосах, как будто в лесу. Сквозь сеть волос этих глядели два ужасные глаза.

Со страхом глянул он вверх: над ним держалось в воздухе что-то в виде огромного пузыря с тысячью протянутых из середины клещей и скорпионных жал. Черная земля висела на них клоками. С ужасом потупил он глаза свои в книгу. Гномы подняли шум чешуями отвратительных хвостов своих, когтистыми ногами и визжавшими крыльями, и он слышал только, как они искали его во всех углах. Это выгнало последний остаток хмеля, еще чродивший в голове философа. Он ревностно начал читать свои молитвы.

Он слышал их бешенство при виде невозможности найти его. “Что, если, - подумал он вздрогнув, - вся эта ватага обрушится на меня?.. ”

“За Вием! пойдем за Вием!”- закричало множество странных голосов, и ему казалось, как будто часть гномов удалилась. Однако же он стоял с зажмуренными глазами и не решался взглянуть ни на что. “Вий! Вий!” - зашумели все; волчий вой послышался вдали и едва, едва отделял лаянье собак. Двери с визгом растворились, и Хома слышал только, как всыпались целые толпы. И вдруг настала тишина, как в могиле. Он хотел открыть глаза; но какой-то угрожающий тайный голос говорил ему: “Эй, не гляди!” Он показал усилие… По непостижимому, может быть происшедшему из самого страха, любопытству глаз его нечаянно отворился.

Перед ним стоял какой-то образ человеческий исполинского роста. Веки его были опущены до самой земли. Философ с ужасом заметил, что лицо его было железное, и устремил загоревшиеся глаза свои снова в книгу.

“Подымите мне веки!»- сказал подземным голосом Вий - и все сонмище кинулось подымать ему веки. “Не гляди!”- шепнуло какое-то внутреннее чувство философу. Он не утерпел и глянул: две черные пули глядели прямо на него. Железная рука поднялась и уставила на него свой палец: “Вот он!” - произнес Вий - и всё что ни было, все отвратительные чудища разом бросились на него… бездыханный, он грянулся на землю… Петух пропел уже во второй раз. Первую песню его прослышали гномы. Все скопище поднялось улететь, но не тут-то было: они все остановились и завязнули в окнах, в дверях, в куполе, в углах и остались неподвижно…»

Так кто же такой Вий? Это бог поземного царства. В русской, белоруской и украинской мифологии он считался существом, чей один взгляд мог принести смерть. Его глаза всегда были скрыты под веками, бровями или ресницами. Он был сыном Чернобога и Марены, богини смерти. Служил воеводой в войске Чернобога, а в мирное время был тюремщиком в подземном царстве. У него в руках всегда был огненный бич, которым он наказывал грешников.

В украинских легендах упоминается, что Вий жил в пещере, где не было света, его часто изображали покрытым шерстью (явный намек на снежного человека?). Он выглядел как украинский Касьян, византийский Василиск, волынский чародей «шелудивый Буняка», осетинский великан-воюга и другие.

Известность этому в обшем-то малоизвестному существу, как мы уже сказали, принесла повесть Н.В. Гоголя. Дело в том, что в былинах белорусского Полесья смерть представлялась в образе женщины с большими веками. В летописной легенде XVI в., где описывались последние дни Иуды, уточнялось, что разросшиеся веки совершенно лишили его зрения.

Мацей Стрыйковский в «Хронике польской, литовской и всей Руси» в 1582 г. пишет: «Плутона же, бога пекелъного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды».

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови».

«Длинные брови до носа» в Сербии, Хорватии и Чехии и Польше были признаком Моры или Зморы, существа, считавшегося воплощением ночного кошмара.

Приехавший к слепому (темному) отцу Святогору погостить Илья Муромец на предложение пожать руку подает слепому великану кусок раскаленного докрасна железа, за что получает похвалу: «Крепка твоя рука, хороший ты богатырек».

Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.

В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы Яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других - череп. Когда она вернулась домой, череп-горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.

Вот далеко не все упоминания о древнейшем божестве под названием «Вий».

Кто такой Вий???... July 25th, 2013

Вий - в малорусской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли; В. не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим В. убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни
Словарь Брокгауза и Ефрона.

Есть две версии о происхождении этого имени. Если верить первой из них, то украинское слово «вії» можно перевести как «ресницы», что имеет непосредственное отношение к глазам героя. Другой вариант гласит, что имя это исходит от слова «виться» - Вий напоминает растение, покрыт засохшей землей, а ноги его похожи на корни деревьев.
«Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения, — писал Николай Васильевич Гоголь в примечании к своей одноимённой повести. — Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал»

Действительно, сказки с похожим сюжетом хорошо известны в мифологии славянских народов. Но ни в одной из них нет персонажа, подобного гоголевскому Вию. Как нет его и в каких бы то ни было других фольклорных произведениях.

Славянская мифология, как самая древняя, достаточно точно описывает "устройство" Вия:
Вий сам никогда не приходил и никогда сам не придет его вообще опасно будить и тревожить, и даже темные сущности лишний раз его не беспокоят и дело не только в его силе, его облике, даже у чертей вурдалаков, упырей, вызывает ужас и дрожат от страха пред ним….

Вий бездушное без эмоциональное существо он не имеет вообще ни каких чувств: злость, ненависть, гнев. В отличии от Панночки, когда она в своей ярости, злости и ненависти к Хоме крикнула: - позовите, Вийя! Все сущности, которых она вызвала, ужаснулись, как можно будить древнего Бога?! Но приказ панночки был исполнен - Вий пришел, что бы снять оберег, защит, где прятался Хома, указать путь.
Вий сам не передвигается, не может сам себе открыть веки, вместо рук и ног-корни, засыпанные землей. Его тащили вурдалаки, и поставили, возле круга и открыли ему "веки". Перст Вия указал на бедного Хому.

Так откуда же появился в славянской мифологии и фольклоре столь странный образ Вия?
Найти ответ помогают основные признаки нашего персонажа: волосатость, обладание стадами быков и причастность к подземному миру. Эти признаки заставляют вспомнить одного из древнейших и к тому же главных восточнославянских богов времен язычества - Велеса (Волоса). Вплоть до начала XX века сохранялся обычай после жатвы оставлять в поле пучок несжатых колосьев - "Велесу на бородку".

Несомненно родство образов славянского Велеса-Вия и балтского Велса, или Виелоны, — Бога Иного мира и одновременно Покровителя скота (ср. славянского Велеса — Скотьего Бога).
Виелона(Vielona), Велс (Wels), литовский Вельняс — литов. vйlnias, velinas
По сообщению немецкого автора XVII в. Эйнхорна, Велсу был посвящён месяц октябрь — Wälla-Mänes (ср. также латыш. Велю Мате — «Мать Мёртвых»).
Также известно название «окна» в болоте: литов. Velnio akis, латыш. Velna acis — буквально: «глаз Велняса».
Восточнославянский Велес (Волос) чрезвычайно близок балтскому Велсу (Велнясу). Он пользовался популярностью и считался богом “всей Руси” в противовес Перуну - покровителю княжеской дружины. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса на Подоле, в нижней части города.

В Этрурии, в священном городе Вольсиниях почитался бог, чье имя передается по-разному: Velthuna, Vertumna? Velthina, Veltha - “главное божество Этрурии”
Религиозный символ Бога Вия - Всевидящее око - в значении "ни что не скроется от взгляда судьи". Предположительно, его идол также изображался с таким символом.

Многие исследователи гоголевской повести отмечали сходство этого мистического персонажа, обладающего губительным взглядом, с многочисленными народными поверьями о Cвятом Касьяне. Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей.

Касьян
В народных русских преданиях, легендах, поверьях образ «Святого Касьяна», несмотря на всю праведность жизни реального человека, рисуется как отрицательный. В некоторых селах он даже не признавался за святого, а само имя его считалось позорным.

Согласно одним поверьям Касьян — падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю.
Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул.

В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир — на что упадет его взгляд, то погибает.

На Полтавщине Касьяна представляют черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он в пещере, засыпанный землей. Его огромные веки 29 февраля поднимает разная нечисть, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, случаются мор и неурожай.

Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием.

В восточно-славянском фольклоре существуют и другие персонажи, обладающие сходными с Вием признаками.
Так, например, в Cказке про Ивана Быковича, записанной известным собирателем и исследователем славянского фольклора Aлександром Николаевичем Афанасьевым (1826 — 1871), рассказывается, что после того, как герой победил на реке Смородине трёх многоголовых чудищ (змеев), их мать-ведьма смогла обмануть Ивана и
«утащила его в подземелье, привела к своему мужу — старому старику.
— На тебе, — говорит, — нашего погубителя.
Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
— Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул...»

Мотив век, поднимаемых вилами (лопатой, крючками), широко распространён в восточно-славянских сказках. Так, например, на Волыни часто упоминается чародей Шелудивый Буняка, или Шолудивый Боняк; веки его столь длинны, что их поднимают вилами.
Иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающего человека и превращающего в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови». В поверьях Подолии он известен как Солодивий Бунио, взглядом уничтоживший целый город; его веки также поднимаются вилами.

Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал все же Иуда Искариот, облик которого угадывается за фигурой гоголевского демона при обращении к некоторым апокрифическим текстам. В этих не вошедших в канон сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что его веки стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело.
Этот апокрифический облик Иуды (гигантские веки и тяжелое, неповоротливое тело) определил и главные черты Вия. Гоголь, заставляя взглянуть на Вия Хому Брута, пребывающего в душевной лености и не уповающего на Бога, показывает нерадивому бурсаку его евангельского двойника.liveinternet.ru/users/bo4kameda/p ost187282834/



Рекомендуем почитать

Наверх