Химоружие: ужасающая история, обнадеживающий финал. Химическое разоружение Химическое разоружение

Техника и интернет 17.06.2019

10 лет назад, 5 ноября 1997 года, Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КЗХО). За это время наша страна, и не только она, проделала большой путь в ее выполнении. На сегодняшний день мы уничтожили 9633 тонны этого наследия холодной войны из 40 тыс. тонн своих запасов. Выполнили свои промежуточные обязательства перед Конвенцией. А впереди еще более сложная работа. И о том, что получилось и что нет, стоит поразмышлять.

КОНВЕНЦИЯ – НА МАРШЕ

Решение о прекращении производства химического оружия (ХО) было принято в нашей стране в 1987 году. А в 1990-м состоялось подписание двустороннего соглашения с США об уничтожении химического оружия. Оно не вступило в силу по ряду причин. Одной из них можно считать завершение многосторонних переговоров по ключевым положениям проекта КЗХО.

Конвенция была открыта к подписанию 13 января 1993 года. В этот же день ее подписала Россия. В 1996 году разработана федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В 1997 году принят Федеральный закон об УХО, где впервые в практике российского законодательства регулировались вопросы, относящиеся к сфере национальной безопасности в области разоружения с учетом интересов и прав субъектов РФ.

КЗХО вступила в силу 29 апреля 1997 года, когда ее ратифицировали 65 государств. Среди них не значилась Россия, но закон о ратификации Конвенции уже находился в Государственной Думе, и практически решение на всех уровнях власти, в принципе, было принято. Но с точки зрения состоятельности документа согласие Москвы на его ратификацию стало знаковым событием, поскольку не только де-юре, сколько де-факто только с этого момента можно начинать отсчет времени реализации положений КЗХО.

Понятно, что на фоне экономического спада выполнение основного условия Конвенции завершить ликвидацию всех запасов ХО за 10 лет, то есть к 29 апреля 2007 года, для России было невозможно. Но согласившись с таким требованием, Москва заранее ориентировалась на продление сроков на 5 лет, что допускается КЗХО в порядке исключения. К моменту ратификации Конвенции Россия не возвела ни одного объекта по уничтожению ХО. Социальное недовольство населения нарастало. На региональных уровнях принимались такие решения, которые полностью исключали саму возможность строительства объектов. А вносить поправки в Конвенцию в этот период времени было дело нереальным и невозможным по политическим причинам.

И все-таки в России нашли весьма нестандартный выход из, казалось бы, совершенно безвыходной ситуации. Он заключался в исключительной нестандартности Закона о ратификации Конвенции, который (в отличие от принятой практики таких законов, содержащих всего одну фразу «ратифицировать международный договор, конвенцию, соглашение┘») возлагал ответственность за сроки выполнения Конвенции и возможность внесения в нее поправок на президента страны. Именно он, говорится в законе, «устанавливает исходя из положений Конвенции сроки уничтожения химического оружия с учетом экономической ситуации в Российской Федерации и необходимости использования наиболее безопасных технологий уничтожения химического оружия», «┘обеспечивает участие Российской Федерации в принятии решений по вопросам, связанным с Конвенцией, включая изменения и поправки к ней┘».

Эти положения закона, по сути, закрепили возможность продления сроков реализации Конвенции даже за пределами допустимой пролонгации через внесения поправок.

И, наконец, в закон включена статья, содержащая положение, позволяющее России «в случае, если чрезвычайные события, в том числе экономического или техногенного характера, касающиеся предмета Конвенции, поставят под угрозу высшие интересы Российской Федерации, используются процедуры, установленные разделом V «Прекращение или приостановление действия международных договоров Российской Федерации» Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». Фактически там оговорены условия, при которых Россия может выйти из Конвенции.

Дальнейший период развития процесса химического разоружения в России тоже был непростым. В 2000 году принят Федеральный закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, которым предусмотрен большой перечень льгот (около 15 видов, связанных с условиями труда, отдыха, лечения и др.). В 2001 году президент России передал функции госзаказчика Программы по уничтожению ХО из ведения Министерства обороны сугубо гражданскому ведомству – Росбоеприпасам, преобразованному затем в Роспром. Это решение позволило снять определенные «озабоченности» зарубежных государств, которые беспокоились, что их безвозмездная помощь, учитывая определенную закрытость действий Минобороны России, может быть использована не на цели уничтожения ХО, а на разработку новых видов оружия.

Но гораздо большее значение это решение имело для самой России, поскольку позволило придать процессу химического разоружения общенациональное значение и выделить эту проблему в отдельный блок приоритетов России, включая финансирование.

В 2001 году образовалась Государственная комиссия по химическому разоружению, призванная наладить конструктивный диалог между федеральными и региональными властями. Это было особенно важным в этот период времени, когда уже началось строительство первого объекта по уничтожению ХО, но объемы финансирования не могли удовлетворить потребности регионов по социальным стройкам. И люди на местах протестовали против таких методов работы. Всего за период 1997–2007 годов было принято более 50 различных нормативных правовых документов, регламентирующих различные сферы деятельности процесса химического разоружения, включая разработку программного документа «Основы химической и биологической безопасности до 2010 года», утвержденного президентом России.

Сегодня, когда мы отмечаем юбилей вступления Конвенции в силу, России ничего не мешает выполнять ее требования в полном объеме: экономический подъем и финансовая стабилизация позволили быстрыми темпами вести строительство объектов по уничтожению ХО, решаются и другие задачи. Если не возникнет каких-либо форс-мажорных обстоятельств, то наша страна сможет выполнить свои обязательства и завершить полное уничтожение ХО к 29 апреля 2012 года. Ну, а если возникнут – Россия воспользуется положениями Закона о ратификации Конвенции, о которых сказано выше.

ГЛАДКО ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

Однако, несмотря на «праздничное настроение», нельзя не сказать о том глубоком разочаровании в отношении международной помощи России, которую ей так обещали. Реальное исполнение «обещаний» оставляет не только много вопросов, но и вынуждает Россию перманентно вносить изменения в федеральную Программу по уничтожению ХО.

Первой редакцией Программы от 1996 года (стоимостью в нынешних ценах – около 16 млрд. руб.) предусматривалось, что уничтожение начнется через четыре года после вступления Конвенции в силу и завершится в 2005 году. В течение четырех лет после окончания уничтожения ХО должны были бы проводиться работы, связанные с выведением объектов по уничтожению из эксплуатации, дегазацией технологического оборудования, санацией мест размещения, эксплуатацией полигонов захоронения твердых отходов. Несостоятельность Программы проявилась сразу же после ее принятия, поскольку ее ресурсное обеспечение составляло несколько процентов от требуемых средств, так же как и объемы международной помощи.

Вторая редакция Программы от 2001 года (федеральные затраты – 92,7 млрд. руб.) была в существенной степени рассчитана на международную поддержку, вплоть до того, что ее положения включали, например, перевозку химического оружия с базы хранения в г. Кизнер Удмуртской Республики на объект по уничтожению ХО, стоящийся в г. Щучье Курганской области, как одно из требований США, обусловливающих оказание помощи. Однако срыв сроков строительства объекта «Щучье» и невыполнение финансовых обязательств со стороны США, а также расчет стоимости таких перевозок, сопоставимых с объемом американской помощи, выявил невозможность выполнение Программы ни по графикам строительства объектов, ни по срокам их введения в эксплуатацию.

Третья редакция Программы от 2005 года (федеральные затраты – 160,4 млрд. руб.) уже в большей степени была ориентирована на собственные силы, хотя еще включала и существенный объем ожидаемой международной помощи. Однако ожидания в очередной раз не оправдались. Помощь продолжала поступать «капельно» и не вносила существенного вклада в строительство объектов. Хотя тут нужно сделать исключение – достаточно эффективное содействие нам оказывала Германия. Даже не столько по деньгам, сколько по ответственному исполнению взятых на себя обязательств.

А самым большим просчетом третьей редакции Программы было включение графика строительства объекта по уничтожению ХО в г. Почеп Брянской области за счет финансирования Италией. Рим обещал на него 360 млн. евро. Соглашение с Италией не вступило в силу и по настоящий день. И нет особых надежд, что оно может быть реализовано в ближайшей перспективе.

Четвертая редакция Программы была принята совсем недавно – в июле 2007 года (федеральные затраты – 183,8 млрд. руб.). В ней в очередной раз уточнены сроки строительства объектов по уничтожению и вводу их в эксплуатацию. Причина та же – недостаточность международного содействия. В Приложение 7 к этой Программе содержатся сведения об объемах средств, предусмотренных 15 странами, оказывающими содействие в рамках заключенных соглашений (то есть имеющих юридическую силу) и их реальное исполнение с момента подписания до 1 января 2007 года. Для США и Германии – с 1992 года, для некоторых других – с 2000, 2001 и последующих годов. И совокупный объем содействия, предусмотренный соглашениями, составляет 1955,09 млн. долл., а реальный вклад – только 363,64 млн. долл.

Эти данные наводят на грустные размышления о том, что и эта четвертая редакция Программы является не последней.

ПОЛУПУСТЫЕ ОБЕЩАНИЯ

Россия неоднократно на официальном уровне в мягкой форме (на экспертном – более критически и прямолинейно) обращала внимание иностранных партнеров на проблемы в сотрудничестве. Наши упреки, естественно, не нравятся донорам. И в последнее время все чаще стали появляться их комментарии по этому вопросу, суть которых сводится к тому, что «у России сейчас денег много и ей помощь не нужна».

С этим можно было бы согласиться, если бы за такими решениями не стояли проблемы более высокого политического ранга. Во-первых, если страна-донор не хочет продолжать оказывать содействие, то она должна официально отказаться от выполнения заключенных соглашений. Со всеми вытекающими из этого последствиями с позиций международного права.

Но по политическим мотивам такой шаг практически невозможен. Следовательно, можно ожидать продолжения политики затягивания инвестирования и опосредованного давления на Россию по принятию решений об увеличении доли собственного финансирования, что, собственно, и происходит. Приведенные ранее данные о стоимости Программы об этом говорят со всей очевидностью.

Во-вторых, отказ от содействия разрушит сформировавшуюся международную кооперацию в совместном решении не только основополагающей цели Конвенции – полном и необратимом уничтожении целого класса оружия массового уничтожения, что не имеет прецедентов в разоруженческих процессах, но и подорвет основы глобального партнерства «Группы восьми» в области нераспространения оружия массового уничтожения. Можно с уверенностью утверждать, что на такой шаг ни одно из государств сегодня не решится.

Вывод из сказанного можно сделать только один. России, безусловно, придется наращивать объемы собственного финансирования Программы, если мы намерены и дальше неукоснительно следовать требованиям Конвенции и завершить уничтожение ХО к апрелю 2012 года.

ЕСТЬ ЛИ У КЗХО БУДУЩЕЕ

Правда, некоторую тревогу за пределами юбилейных событий вызывает будущее Конвенции и в какой-то мере национальная программа по уничтожению ХО. Существует опасность появления «мертвых» городов. Имеется в виду нерешенность вопросов дальнейшего использования созданных и создаваемых крупных промышленных объектов по уничтожению ОВ с мощной инженерной и социальной инфраструктурой в 7 регионах России, которые могут прекратить свое существование после завершения процесса ликвидации ХО. По требованиям Конвенции объекты по уничтожению ХО по завершению работ подлежат уничтожению.

Несвоевременность или недостаточная продуманность принимаемых органами власти решений по обозначенной проблеме безусловно приведет к негативным социальным последствиям. На сегодня есть только принципиальное решение (без технико-экономических расчетов и определения источников финансирования), что такие объекты должны быть конверсированы и использованы впоследствии в народнохозяйственных целях. Программой предусмотрено, что конкретные решения о перепрофилировании таких объектов должны приниматься за два года до окончания работ на объекте по своему основному предназначению, что явно недостаточно. На практике согласование проектов, их экспертиза, закупка и установка оборудования и другие подготовительные работы занимают гораздо больший срок.

Не рассматривается и возможность привлечения к решению этой проблемы международного сообщества. Хотя заинтересованность в совместной разработке таких проектов могла бы быть достаточно высокой. Можно было бы объявить, к примеру, международный конкурс на разработку конверсионных проектов объектов по УХО или образовать международный консорциум по производству гражданской продукции на конверсированных объектах в интересах всех государств-участников или разработать другие выгодные для всех инвестиционные проекты. Вызывает тревогу и нерешенность ряда вопросов относительно нелетальных видов ХО, которые не запрещено использовать в полицейских целях. Так как отсутствуют четкие и однозначные толкования определений «военная или полицейская операция».

А на фоне того, что мы сегодня являемся свидетелями и участниками (вольными или невольными) процесса дезинтеграции многих договоренностей в области разоружения, сокращения и ограничения вооружений и военной техники, видимо, настало время для принятия всех возможных мер по сохранению КЗХО и упрочения ее положений. Например, даже проблемы с оказанием содействия России могут быть рассмотрены с позиций значимости для целей Конвенции.

В частности, действия страны-донора, по разным основаниям сокращающей объемы инвестирования и одновременно нарушающей сроки платежей, с позиций соблюдения условий соглашений как участника Конвенции, могут быть расценены как создание условий для невыполнения Россией Конвенции. И, как действия, ведущие к разрушению этого уникального и единственного в истории человечества многостороннего договора об уничтожении целого класса ОМП.

Но есть еще одна опасность разрушения Конвенции, которую государства-участники предпочитают обходить молчанием. Это – все чаще появляющаяся информация (пока не на официальном уровне) о том, что США не завершат уничтожения своих запасов ХО к 2012 году. На экспертном уровне называются сроки от 2013 до 2023 года. И, если события далее будут развиваться именно в таком плане, стоит задаться вопросом: как должна в такой ситуации поступить Россия? Уничтожить все свои запасы ХО в установленные сроки или посмотреть, будут ли США сохранять до 25% совокупных запасов? Может, стоит затормозить выполнение своей программы и совместить свои сроки уничтожения с американскими?

Вопрос этот для нашей страны и ее безопасности далеко не праздный.

— один из видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ). К БТХВ относятся отравляющие вещества (ОВ) и токсины, оказывающие поражающее действие на организм человека и животных, а также фитотоксиканты, которые могут применяться в военных целях для уничтожения различных видов растительности.

По военной терминологии к химическому оружию относятся химические боеприпасы однократного (артиллерийские снаряды, авиабомбы, шашки и др.) и многократного использования или так называемые химические боевые приборы (выливные и распылительные авиационные приборы, термомеханические и механические генераторы).

Согласно юридическому определению, которое используется в международных договорных процессах, к химическому оружию относятся : токсичные химикаты и химические реагенты, участвующие на любой стадии его производства; боеприпасы и устройства, предназначенные для поражения токсичными химикатами; любое оборудование, специально предназначенное для использования химических боеприпасов и других аналогичных устройств.

Результатом применения химического оружия могут быть тяжелые экологические и генетические последствия, устранение которых потребует длительного времени.

В 1993 году в Париже государствами — участниками ООН была открыта для подписания Конвенция о химическом оружии , запрещающая производство и накопление многих химических средств. "Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении" (КЗХО) вступила в силу 29 апреля 1997 года для 87 государств-участников (еще 22 страны ратифицировали Конвенцию в течение 180 дней после ее вступления в силу).

Важнейшим обязательством, согласно Конвенции, является уничтожение химического оружия. Это также наиболее дорогостоящий элемент осуществления Конвенции.

Большая часть расходов по уничтожению связана с инвестициями в современную технологию, обеспечивающую сведение к минимуму опасности для населения и окружающей среды на каждом этапе транспортировки и уничтожения боеприпасов, а также в процессе удаления и уничтожения отравляющих веществ, в связи с чем, уничтожение должно проводиться на высокоспециализированных объектах.
Существуют два основных технологических подхода к уничтожению отравляющих веществ — прямое сжигание ОВ и нейтрализация посредством различных химических реакций. Государства-участники должны представлять в Технический секретариат подробные планы, в которых указывается процесс, который будет использоваться в деятельности по уничтожению, и сроки, подлежащие соблюдению.

Одно из основных требований — обеспечение безопасности людей и окружающей среды, достигается применением современного прогрессивного метода деструкции ОВ, который был разработан российскими учеными — двухстадийная технология уничтожения химического оружия, путем гидролиза, когда на первой стадии ОВ уничтожается путем воздействия химического реагента и на второй стадии, образовавшаяся реакционная масса подвергается прокаливанию в термической печи (до 1000 градусов по Цельсию).

В сентябре 2013 года США объявили, что переходят на двухстадийную технологию уничтожения химического оружия. Сегодня это единственная в мире технология успешно прошедшая совместную международную экспертную оценку в лабораторных условиях как на американских, так и на российских ОВ и получившая положительную оценку международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Согласно данным группы по работе и связям с общественностью объекта по хранению и уничтожению химического оружия в поселке Кизнер республики Удмуртия, разработанной в рамках информационного обеспечения мероприятий по реализации Конвенции, процесс уничтожения химических боеприпасов начинается с их доставки из хранилища в производственный корпус. Доставка осуществляется в герметичных транспортно-технологических контейнерах, на специально оборудованном автомобильном транспорте.

Перед отправкой боеприпасы подвергаются 100% выходному контролю.

На первом этапе в производственных помещениях боеприпасы еще раз проверяются и готовятся к уничтожению.

Далее боеприпас перемещается в агрегат расснаряжения, в котором происходит рассверловка корпуса боеприпаса и извлечение ОВ. С этого момента все операции с боеприпасом осуществляются в автоматическом режиме.

Управление технологическим процессом производится с дистанционного пульта управления, с использованием микропроцессоров автоматического регулирования, средств сигнализации, блокировки и систем противоаварийной защиты.

Извлеченное ОВ перегружается в реактор, в котором осуществляется процесс детоксикации с получением реакционных масс. Образованные реакционные массы подлежат дальнейшей переработке, которая заключается в их термическом разложении с многоступенчатой системой очистки газообразных выбросов.

Транспортировка жидких ОВ, полученных реакционных масс по трубопроводам осуществляется с помощью вакуума, создаваемого вакуум-насосами.

После извлечения ОВ боеприпас многократно промывается дегазирующим раствором. На следующем этапе боеприпас подвергается термической обработке, при которой осуществляется термодеструкция остатков ОВ в микропорах и в лакокрасочном покрытии корпуса, что гарантирует безопасное проведение дальнейших операций. На завершающей стадии корпуса боеприпасов отправляются на необратимую деформацию, где они приводятся в непригодное для дальнейшего использования состояние.

В случае превышения пороговых концентраций ОВ в воздухе производственных помещений автоматически включается аварийная вентиляция, и принимаются меры к ликвидации загазованности. Загазованность постоянно контролируется автоматическими приборами газового контроля.

Для обеспечения экологической безопасности при уничтожении на каждом объекте по уничтожению ОВ работают несколько независимых служб экологического мониторинга. Это служба объекта, на котором происходит уничтожение, государственные центры экологического контроля и мониторинга, контролирующие органы местных экологических служб, а также иностранные наблюдатели.

К 2013 году Россия уничтожила более 76 % запасов химического оружия — порядка 30 тысяч тонн.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Открытый электронный журнал «ХИМИЧЕСКОЕ РАЗОРУЖЕНИЕ» - это совместный проект Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление).

С 2012 года по настоящее время информационно-техническую поддержку журнала осуществляет Федеральное управление.

Электронный журнал – средство массовой информации, созданное и реализуемое в электронной форме, распространяемое по каналам Интернет. Он представляет собой совокупность информационных, аналитических, фото- и видеоматериалов, постоянно обновляемых в информационной части. Электронная форма журнала придает ему максимально широкий характер как с точки зрения специальных тематических разделов (научный, технический, экологический, общественно-политический, международный), так и с точки зрения жанрового разнообразия (аналитические публикации, интервью и репортажи). Его цель – сделать более открытой и доступной информацию о процессе уничтожения химического оружия в России и в мире. Электронный журнал даёт ответы практически на все вопросы в сфере химического разоружения, начиная с терминологии и заканчивая вопросами завершения уничтожения химического оружия и перепрофилирования объектов по уничтожению химического оружия (Объекты).

В разделе «Новости» публикуется самая свежая и проверенная информация о ходе уничтожения химического оружия, политических, экономических, социальных и международных аспектах этого процесса. В разделе «Публикации» можно ознакомиться с материалами российской, в том числе и региональной прессы. В разделе «Документы» собраны материалы российской и международной правовой базы. Имеются также разделы «Термины», «Химическое оружие», «Объекты», «Интервью и пресс-конференции», «Конкурсы», «Медиагалереи» и др.

Размещение материалов в журнале осуществляется специалистами группы по связям с общественностью Федерального управления. Девиз электронного журнала - «Открытость. Общедоступность. Оперативность». Электронный адрес журнала: www.химразоружение.рф.

На сайте открытого электронного журнала «Химическое разоружение» с 2012 года по настоящее время было размещено более 90 материалов, подготовленных сотрудниками группы по работе и связям с общественностью (Группа) объекта «Камбарка». Среди них: информация о деятельности Объекта, экологическом и медицинском мониторинге, построенных на территории Камбарского района в рамках реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» социальных объектах, проводимых Группой выездных мероприятиях. Кроме того, представлена информация о проводимых «круглых столах», телефонных «горячих» линиях, экологических лагерях и конкурсах детских рисунков «Мир без химического оружия!». Здесь можно найти статьи сотрудников Группы, опубликованные в региональных и местных средствах массовой информации, брошюры и информационные листы, выпущенные Группой.

Как уже говорилось, Россия подписала Конвенцию в январе 1993г. и ратифицировала в ноябре 1997г. Однако, как всегда, «гладко было на бумаге, но забыли про овраги».

Немного истории. Еще в процессе разработки Конвенции, бывшим руководством СССР было принято решение (самостоятельное и индивидуальное) о сокращении химических вооружений. В 1985г. (за 8 лет до появления Конвенции) началось строительство первого объекта по уничтожению ХО (г.Чапаев Самарской области). Завод был построен в рекордно короткий срок – за 2 года, но так и не введен в эксплуатацию, чему причиной политические, экономические и социальные перемены в России на рубеже конца 80-х начала 90-х годов плюс агрессия со стороны так называемых борцов за экологию, преследующих исключительно собственные интересы и играющих поэтому на вопросах безопасности и экологичности объекта. (Рассказать про немецкие ОВ на Балтике). В итоге объект сначала был заморожен, а потом перепрофилирован в учебно-тренировочный центр по подготовке специалистов соответствующего профиля.

Запасы ХО в России включают боеприпасы и приборы авиации, ракетных войск и артиллерии (Сухопутные войска) в снаряжении ОВ, а также запасы ОВ в емкостях. Общее количество ОВ в России (табельных) составляет около 40 тыс.т, из них около 80% – в снаряженных боеприпасах (ХО I-й категории).

Процесс ратификации был сложным, на него ушло более 4-х лет с момента подписания КХО.

Основные аргументы, которые были против:

– нереальность выполнения Конвенции в заданные сроки (10 лет) из-за неготовности материально-технической базы и невозможности полного финансового обеспечения работ по уничтожению ХО;

– неприемлемость требований КХО о физическом уничтожении объектов-производителей ХО;

– «дороговизна» для России стоимости международных инспекций (несколько десятков млн. долларов в год);

– недоверие к мерам контроля за выполнением требований Конвенции, особенно за скрытным продолжением исследований в области ХО.

Доводы «за» ратификацию:

– «возрастание» внешнеэкономического влияния России;

– существенное увеличение международной финансовой и технической помощи в целях уничтожения ХО;

– увеличение объема информации через организацию по запрещению ХО (ОЗХО) об оружии и технологиям других стран; оценка реальных и потенциальных угроз в данной области; создание новых рабочих мест и развитие высоких технологий;

– возрастание объема внешней торговли химической продукции, исключение экономических потерь из-за введения санкций против России в случае нератификации КХО;

– снижение опасности химического терроризма, в т.ч. в связи с незапрещением разработок средств защиты от ХО.

Теоретическая и нормативно-правовая готовность России приступить к выполнению взятых обязательств отражена в утвержденной в марте 1996г. (с поправками 2001г.) Правительством РФ целевой федеральной программы «Об уничтожении запасов ХО в РФ».

Главной целью Программы является уничтожение запасов ХО в России в соответствии с КХО и снятие социально-психологической напряженности населения в районах хранения из-за возникающих рисков длительного хранения запасов. Программа должна была быть выполнена в сроки с 1995 по 2009гг., при общей стоимости затрат около 20 млрд. рублей и 500 млн. долларов на цели, связанные с обеспечением международного контроля. Однако по экономическим соображениям сроки оказались нереальными.

Новая редакция Программы (2001г.) содержит ряд новых принципиальных положений:

– уточнение сроков уничтожения ХО I-й категории, которое планируется завершить до 29 апреля 2012г. по этапам.

Завершение конверсии или уничтожение объектов по производству ХО в сроки, установленные КХО, т.е. 29 апреля 2003г. и до 29 апреля 2007г.

– сокращение количества и масштабов объектов по уничтожению ХО (строительство 6-ти объектов вместо 7-ми, из них только два полномасштабных);

– уничтожение или утилизация продуктов детоксикации ОВ на существующих промышленных объектах, что позволяет исключить строительство специальных полигонов для захоронения отходов;

– организация вахтового метода эксплуатации объектов по уничтожению ХО, что позволяет сократить потребность в людских ресурсах и расходов на строительство объектов специальной инфраструктуры для персонала объектов;

– проведение комплекса внешнеполитических мероприятий по оказанию донорской помощи для уничтожения ХО.

Общая стоимость Программы оценивалась уже в 93 млрд. рублей в ценах 2001г. Однако финансовое обеспечение Программы начало срываться с самого начала, и при такой ситуации Россия даже до 2012г. не сможет выполнить своих обязательств. Реальная стоимость Программы с учетом инфляции до 2012г. составит уже около 175 млрд. рублей и, следовательно, ежегодно необходимо выделять на нее от 12 до 15 млрд. рублей. Именно огромная стоимость химического разоружения (дороже, чем вооружение) заставила Россию при подписании КХО обратиться за помощью к международному сообществу. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия выдали устные заверения о финансовой и материально-технической поддержке усилий России.

Все же, несмотря на финансовые трудности, Россия к настоящему времени сделала много в области своего химического разоружения.

Во-первых , создана нормативно-правовая база, обеспечивающая уничтожение ХО. Сюда относятся:

– Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия», 1997г.;

– Федеральный закон «О ратификации КХО» 1997г.;

– Федеральный закон «О социальной защите граждан, занятых на работах с ХО» 2000г.

Действуют более 40 различных нормативных актов Правительства РФ по реализации данных законов. В частности полная ответственность за выполнение КХО возложена на созданное Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы), т.е. основные функции по химическому разоружению переданы из Минобороны в гражданское ведомство, коим является Росбоеприпасы.

Учитывая, что в химическом разоружении участвуют около 20 федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, для координации их деятельности указом Президента РФ в 2001г. была создана Государственная комиссия по химическому разоружению, председателем которой назначен Кириенко (тогда – полномочный представитель Президента в Приморском федеральном округе, где размещаются основные производства ХО и базы его хранения).

Во-вторых , завершено уничтожение ХО II-й категории (в основном – фосген) и III-й категории в сроки, установленные КХО.

В-третьих , ведутся работы по уничтожению или конверсии объектов по производству ХО. Завершение этих работ к 29 апреля 2007г. вполне реальная задача.

В-четвертых , завершено строительство (2002г.) первого российского объекта по уничтожению ХО (пос.Горный Саратовской области, 1% ХО). В декабре 2002г. он был пущен в эксплуатацию.

В-пятых , во всех районах хранения ХО практически завершены работы по созданию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, необходимых для начала строительства объектов по уничтожению ХО. Часть таких объектов уже введена в эксплуатацию (г.Щучье Курганской области, первая очередь строилась за счет безвозмездного содействия со стороны США в соответствии с соглашением между РФ и США 1999г.).

В целом можно говорить о том, что только одно положение КХО – о сроках уничтожения ХО I-й категории не выполняется Россией. При этом Россия, имеющая самые большие в мире запасы ХО, и при подписании КХО и при ее ратификации обращала внимание на те трудности, с которыми ей придется столкнуться при практической реализации Конвенции.

Возможными международными последствиями нехватки у России собственных средств на уничтожение ХО могут быть:

– снижение эффективности КХО и, как следствие, невыполнение основной ее цели – универсальности, или ее развал (пока Россия не уничтожит ХО, его будут придерживать и другие страны);

– ухудшение социально-политической ситуации в регионах, где располагаются базы хранения ХО и где строятся объекты по его уничтожению. Это ухудшение может развиться вследствие того, что Россия не может полностью удовлетворить высокозатратные запросы населения в этих регионах. Пример – опыт построенного, но не пущенного в эксплуатацию объекта по уничтожению ХО в г.Чапаевске (массовые протесты, забастовки, блокада объектов и.т.д.). Подобные действия могут привести к срыву сроков выполнения обязательств по КХО.

Таким образом, подводя итог анализу проблемы химического разоружения в России, необходимо констатировать, что в настоящее время эффективность КХО в целом определяется успехами или неуспехами России в выполнении конвенционных обязательств. При благоприятном исходе с 2012г. мир будет существовать без ХО. В этом и заключаются все перспективы современного ХО.

Через месяц, в сентябре 2017 года, в Российской Федерации будет завершен процесс уничтожения запасов одного из видов оружия массового поражения – химического. Наша страна полностью выполнит взятые на себя обязательства по международной Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция). Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (Программа) завершается безопасно, эффективно и на год раньше установленного срока, сэкономив более 2 млрд рублей бюджетных средств.

ОТ КУРАРЕ ДО ВИ-ИКС

Идею наносить противнику поражение отравляющими веществами люди подсмотрели у природы. Пауки, насекомые, змеи, даже ядовитые растения использовали это «оружие» с доисторических времен, чем не замедлил воспользоваться и человек разумный. Аборигены Амазонки и пигмеи Африки до сих пор пропитывают свои стрелы ядом лягушек или растений.

Упоминания о том, что на войско врагов напускался по ветру удушливый дым от сжигавшегося высушенного острого перца или отравлялись колодцы и другие водные источники, имеются во многих старинных письменных документах. Полученные же химическим путем «вонючие газы» впервые использовали англичане во время Крымской войны в 1853–56 годах, начиняя им пушечные ядра. Однако это еще не было полноценным химическим оружием, солдаты защищались от зловонного дыма, просто укутываясь в мокрые шарфы. Но уже к началу ХХ века на вооружение европейских держав поступают настоящие боевые отравляющие вещества (ОВ), которые массово используются в Первой мировой войне 1914– 1918 годов. Первая химическая атака хлористым газом была предпринята германской армией на позицию англо-французских войск возле бельгийского городка Ипр 22 апреля 1915 года. На месте погибло до 5 тыс. солдат, еще больше пострадали. И притом люизитом и другими ОВ, по разным оценкам, в той войне были поражены до миллиона человек. Кто-то скончался сразу, кто-то умирал медленно и мучительно.

КОНВЕНЦИЯ

Увидев и осознав катастрофические последствия применения химического оружия, страны мира незамедлительно приступили к переговорам о его запрещении. Было подписано несколько международных соглашений, ограничивавших применение удушливых газов (Версальский договор 1919 года, Вашингтонская конференция 1921 года, Женевский протокол 1925 года), но в отдельных случаях боевые отравляющие вещества использовались еще очень долгое время, да и сегодня продолжают применяться в военном конфликте в Сирии. Однако справедливости ради следует отметить, что после Первой мировой войны химическое оружие массово не применялось. Даже гитлеровцы поостереглись использовать ОВ на полях сражений, (правда, в концлагерях травили людей печально известным газом циклоном Б). Химоружие продолжали совершенствовать и накапливать вплоть до 80-х годов прошлого столетия. В годы холодной войны больше всего боевых ОВ произвели Соединенные Штаты Америки и Советский Союз. Достигнутая в начале 90-х годов договоренность между этими странами о химическом разоружении легла в основу подписания в 1993 году международной Конвенции. Мир дружно приветствовал это соглашение, Конвенция стала одной из самых многочисленных по числу стран-участниц. К настоящему времени лишь 4 государства - Северная Корея, Израиль (подписал, но не ратифицировал Конвенцию), Египет и Южный Судан - не присоединились к ней. Три из этих стран, по оценке экспертов, - Израиль, Египет и Северная Корея - могут обладать запасами химического оружия. Первоначально же о его наличии заявили США, Россия, Южная Корея, Индия, Албания и Ливия, оно также было у Сирии, присоединившейся к Конвенции в 2013 году.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

У китайцев, сохраняющих свою государственность на протяжении вот уже нескольких тысячелетий и подметивших немало закономерностей в жизни общества, есть такое пожелание недругам: «Чтоб ты жил во время перемен». Реализация федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», принятой в 1996 году, началась именно в такое время.

В условиях распада единого государства, всеобщего кризиса, сопровождавшегося военным конфликтом на Северном Кавказе, и активного иностранного влияния на политику России для выполнения конвенционных обязательств возникли, казалось бы, непреодолимые трудности. Не было ни промышленных предприятий по безопасному уничтожению химического оружия (УХО), ни соответствующих технологий, ни специалистов, ни финансов… Зато было активное сопротивление региональных властей и местного населения созданию объектов по УХО. То там, то здесь на воздух взлетали целые арсеналы обычных боеприпасов, случались другие страшные техногенные катастрофы. Против уничтожения химического оружия выступали некоторые партии, имевшие тогда своих представителей в Государственной думе и многих региональных представительных органах власти. Они считали, что это ослабит обороноспособность. Палки в колеса вставляли и недруги России, всячески стремившиеся представить нашу страну неспособной выполнить обязательства по международной Конвенции. В центральных СМИ, в парламенте, на других площадках шли серьезные разговоры о том, что Россия не должна ратифицировать Конвенцию (подписание которой сама инициировала!), что нужно отложить её выполнение до лучших времен или вовсе передать запасы химического оружия под международный контроль. Людей, веривших в то, что страна сможет справиться с конвенционными обязательствами, было явное меньшинство, а уж специалистов, способных безопасно и в установленный срок решить эту боевую задачу, и вовсе единицы.

К счастью для России, в трудные времена всегда находятся герои. В 90-х это могли быть только военные, которые охраняли и обслуживали химическое оружие. Во многих воинских коллективах соблюдались дисциплина и порядок. Соответствующее решение и было принято в 1992 году, когда при Управлении начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) сформировалось Управление ликвидации химического оружия. Эта структура впоследствии выросла в самостоятельное федеральное бюджетное учреждение - «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (Федеральное управление), которому 22 августа 2017 года исполняется 25 лет. А уже в сентябре текущего года создатель и бессменный начальник Федерального управления доктор технических наук, профессор, дважды лауреат премии правительства Российской Федерации в области науки и техники генерал-полковник Валерий Капашин готов отчитаться перед президентом Российской Федерации, перед гражданами нашей страны и людьми всей планеты о полном завершении уничтожения имевшихся запасов химического оружия. Преодолев все объективные и субъективные трудности, коллектив Федерального управления выполнил Программу безопасно на год ранее установленного срока, сэкономив более 2 млрд рублей бюджетных средств. Своевременно в России были созданы 7 современных крупных объектов по промышленному уничтожению химического оружия (возле каждого арсенала ХО). В 4 этапа, начиная с 2002 года, уничтожены все имевшиеся на хранении 40 тыс. т боевых отравляющих веществ, которые были снаряжены в 4,4 млн химических боеприпасов (если бы их расставить по экватору вокруг земли, то они стояли бы друг от друга менее чем через каждые 10 метров!). Часть химических боеприпасов содержала не только отравляющие, но и взрывчатые вещества, которые невозможно было извлечь. И эти сложные боеприпасы были также уничтожены с использованием отечественных технологий российскими специалистами на российских предприятиях. Наша страна еще раз продемонстрировала миру удивительную способность эффективно отвечать на самые острые вызовы современности.

ЭТАПЫ ГЕРОИЧЕСКОГО ПУТИ

О том, как создавались объекты по УХО, как выстраивались отношения с местным населением, как обеспечивалась безопасность, как проходил процесс детоксикации боевых ОВ, как решались другие вопросы при уничтожении химического оружия, много уже сказано и написано. Безусловно, реализация Программы будет еще долго анализироваться и обсуждаться. Непростая боевая задача, по своей значимости историческая, выполнение которой начиналось в условиях острого кризиса, завершается образцово, с демонстрацией высочайшего профессионализма, проявлением отваги и героизма. Она стала одним из первых «камней» которые сегодня «собирает» возрождающаяся страна. Эта победа может и должна служить примером исполнения воинского и гражданского долга.

Первый объект по уничтожению боевых отравляющих веществ был построен под руководством Федерального управления и введен в эксплуатацию в пос. Горный Саратовской области в декабре 2002 года. Там хранилась 1,1 тыс. т отравляющих веществ кожно-нарывного действия иприт и люизит в специальных крупнотоннажных емкостях. Они полностью и безопасно были уничтожены в 2005 году.

В том же 2005 году в строй вступил объект «Камбарка» в Удмуртской Республике, где хранились 6,4 тыс. т ОВ кожно-нарывного действия (люизит) в специальных крупнотоннажных емкостях. С поставленной задачей коллектив объекта «Камбарка» справился в 2009 году.

В 2006-м был пущен в эксплуатацию третий российский объект «Марадыковский» в пос. Мирный Кировской области, где хранились авиационные химические боеприпасы, снаряженные фосфорорганическими ОВ последнего поколения (зарин, зоман, ОВ типа ви-икс), а также люизитом, общей массой 6,9 тыс. т. В октябре 2015-го на этом объекте был уничтожен последний химический боеприпас.

В 2008 году приступил к уничтожению химического оружия объект «Леонидовка» в Пензенской области. Все хранившиеся на нем 6,9 тыс. т фосфорорганических отравляющих веществ, снаряженные в авиационные химические боеприпасы, полностью уничтожены в сентябре 2015 года.

Объект «Щучье» в Курганской области был введен в эксплуатацию в 2009-м. В ноябре 2015 года коллектив объекта успешно завершил основную работу, уничтожив 5,5 тыс. т фосфорорганических ОВ, снаряженных в химические боеприпасы ствольной и реактивной артиллерии.

В 2010-м начались работы по уничтожению химического оружия на самом крупном по запасам ОВ объекте «Почеп» в Брянской области. Все хранившиеся на нем 7,5 тыс. т фосфорорганических отравляющих веществ, снаряженных в авиационные химические боеприпасы, были успешно уничтожены в октябре 2015 года.

Седьмой объект «Кизнер» в Удмуртской Республике вступил в строй в декабре 2013 года. Там хранились 5,7 тыс. т фосфорорганических отравляющих веществ и люизита в артиллерийских химических боеприпасах. На этом объекте и, соответственно, в Российской Федерации в целом последний химический боеприпас будет уничтожен в конце сентября 2017 года.

Процесс уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации проходил в четыре этапа.

Согласно требованиям Конвенции и Программы к апрелю 2003 года было уничтожено 400 тонн отравляющих веществ, что составляло 1% имевшихся запасов. Это был I этап.

В апреле 2007 года выполнили II этап, уничтожив 8 тыс. т ОВ, что составило более 20% запасов.

В ноябре 2009 года был выполнен III этап: уничтожено 18 тыс. т ОВ, или более 45 % всех запасов химического оружия.

В реализации Программы нашей стране оказали техническую помощь ряд государств (Германия, США, Швейцария, Голландия, Канада и др.). Эта помощь в совокупности составила около 10% потраченных средств. Основную же нагрузку в сумме более 288,9 млрд рублей понес российский бюджет.

КОМПЕНСАЦИЯ МЕСТНОМУ НАСЕЛЕНИЮ

За счет средств Программы, как и было предусмотрено её положениями, в регионах хранения и уничтожения химического оружия построены многие объекты социальной инфраструктуры. В их числе более 400 многоквартирных жилых домов, 14 больниц, 22 детских общеобразовательных учреждения, 3 Дома культуры, 3 здания РОВД, 3 бани, 1 Дворец водного спорта, 3 спортивных комплекса, 7 электроподстанций, 11 котельных, 2 полигона ТБО, водозаборное сооружение, пруд… Проложено 10,5 км сетей электроснабжения, 201,0 км сетей водоснабжения, 29,9 км теплоснабжения, 516,0 км газоснабжения. Благоустроено 52,9 км улиц, отремонтировано 155,0 км автомобильных дорог. Это инфраструктура небольшого российского города.

В Почепском районе Брянской области, в Щучанском районе Курганской области, в Пензенском районе Пензенской области, в Краснопартизанском районе Саратовской области, в Оричевском и Котельничском районах Кировской области, в Камбарском и Кизнерском районах Удмуртской Республики тысячи семей смогли получить новые квартиры, решены застарелые проблемы капитального ремонта или строительства новых корпусов центральных районных больниц, поликлиник, школ, детских садов и т.д. На эти цели направлено до 10% стоимости каждого из семи объектов по хранению и уничтожению химического оружия.

В благодарность за избавление от опасного соседства с арсеналами боевых ОВ и за существенную помощь в решении насущных социальных проблем жители регионов хранения и уничтожения химического оружия присвоили генерал-полковнику Валерию Капашину звания «Почетный гражданин Удмуртской Республики», «Почетный гражданин Почепского района Брянской области», «Почетный гражданин Краснопартизанского района Саратовской области», «Почетный гражданин Камбарского района Удмуртской Республики», «Почетный гражданин Кизнерского района Удмуртской Республики». Он награжден медалью ордена «За заслуги перед Пензенской областью», почетным знаком «За заслуги перед Кировской областью» и др.

ПАРТНЕРЫ ОТСТАЛИ

Как только Россия в 1997 году ратифицировала Конвенцию, США незамедлительно, в том же году, приступили к уничтожению запасов своего химического оружия. Теперь уже не секрет, что химические боеприпасы у них для облегчения конструкции были изготовлены из дюралюминия. Это позволяло увеличить боекомплект бомбардировщика, однако такие изделия оказались совершенно непригодны для длительного хранения и, выражаясь языком военных, в 80-х годах активно «потекли».

Американцы использовали технологию простого сжигания ОВ в специальных камерах. Она оказалась ненадежной. За короткое время было зафиксировано как минимум 5 выбросов в атмосферу отравляющих веществ, которые прорывались через многочисленные фильтры. Узнав об этом, общественность и местное население активно выступили против использования такой технологии. Процесс химразоружения в Штатах резко замедлился. Правительство США попросило Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) продлить срок завершения своей программы на 5 лет с 2007 до 2012 года, а затем американцы и вовсе заявили, что уничтожат последний химический боеприпас не ранее 2023 года.

На этом фоне наша страна, которой со времен холодной войны досталось на 25% больше химического оружия, чем имелось у американцев (у них было 30 тысяч тонн), и приступившая к его промышленному уничтожению на 5 лет позже, оказалась технологически более развитой в этом вопросе. Несмотря на то, что мы вслед за американцами тоже попросили ОЗХО о продлении срока реализации своей Программы, тянуть до 2023 года не стали. Во-первых, это потребовало бы дополнительных бюджетных средств в сумме как минимум несколько десятков миллиардов рублей. Во-вторых, безопаснее уничтожить химические боеприпасы более оперативно, а созданные химические предприятия в более сжатые сроки перепрофилировать на выпуск продукции мирного назначения. Эффективное уничтожение боевых отравляющих веществ в Российской Федерации продемонстрировало высочайшую профессиональную квалификацию наших военных, ученых, инженеров и других специалистов.

НУЖНО ЛИ БЫЛО УНИЧТОЖАТЬ ХИМОРУЖИЕ?

Для абсолютного большинства аналитиков, военных, политических деятелей и просто граждан ответ ясен и однозначен: уничтожать запасы имевшегося химоружия было необходимо.

Потому что все химические боеприпасы выслужили не раз продлевавшийся срок хранения. Все без исключения. С каждым годом они представляли все большую и большую опасность для местного населения. Уже в конце 80-х годов прошлого века командование советской армии вынуждено было срочно разработать, изготовить и применять на практике передвижные комплексы уничтожения аварийных специальных изделий (КУАСИ), на которых уничтожались выходившие из строя химические боеприпасы. Конечно, можно было обновлять арсеналы боевой химии, но не случайно еще до Конвенции наша страна в одностороннем порядке прекратила производство боевых отравляющих веществ и перепрофилировала часть мощностей по их выпуску на мирные рельсы. К тому времени всем здравомыслящим людям стало очевидно, что планета Земля и так стремительно «перегружается» химией вследствие развития и распространения промышленного производства. Удобрения, пестициды и гербициды, моющие и чистящие вещества, нефтехимия, парфюмерия, бытовая химия, производство синтетических материалов и другие искусственно получаемые соединения после их употребления выбрасываются в атмосферу, попадают в воду, свалками в виде отходов захламляют почву. Это вызывает проблемы планетарного масштаба. С лица земли ежегодно исчезают сотни видов растений и животных, меняется климат, снижается качество продуктов питания, питьевой воды и воздуха. Масштабное применение химического оружия резко подтолкнуло бы все человечество в пропасть, а избавившись от него, люди получат надежду на решение проблемы загрязнения окружающей среды. Химический апокалипсис отодвинут, появляется дополнительное время всерьез заняться экологией.

В любом случае этот дискуссионный вопрос никоим образом не касался и не касается Федерального управления. Специалисты этой организации с честью завершают выполнение сложнейшей боевой задачи, которая была поставлена высшим политическим руководством страны. Кстати, трудился коллектив Федерального управления под девизом «Оставим потомкам чистую планету!». При уничтожении химического оружия в Российской Федерации не допущено ни одного случая прорыва в окружающую среду отравляющих веществ или продуктов их деструкции, ни один человек не пострадал.

За всем этим стоит напряженный кропотливый труд многих тысяч сотрудников российских организаций и предприятий и в первую очередь коллектива Федерального управления. Его начальник, генерал-полковник Валерий Капашин последние два десятилетия находился в непрерывных командировках, постоянно в дороге, пересекая полстраны от Брянска до Урала, от Саратова до Ижевска, провел тысячи совещаний, планерок, комиссий, встреч, мероприятий по пуску и закрытию объектов… И этот труд Федерального управления должен быть по достоинству оценен.



Рекомендуем почитать

Наверх