Гуситское движение, основные направления, программы. Гуситское движение в чехии Цели гуситского движения в чехии таблица

Беременность и дети 15.02.2024
Беременность и дети

Так вышло, что во время недавнего посещения Чехии у меня было несколько точек прикосновения к истории Яна Гуса и гуситского движения. Начиная от места дислокации - район Жижков, названный в честь легендарного предводителя гуситских войн Яна Жижки, и заканчивая посещением городка Табор, основанного радикальным крылом гуситов - таборитами.
В Жижкове возвышается холм Витков, называемый также часто и Жижковским, у подножия которого находится военный музей (кстати, совершенно бесплатный), а на вершине - Национальный мемориальный комплекс, посвященный борцам за родину. Раньше здесь был мавзолей Клемента Готвальда и хранились останки деятелей Компартии Чехии, но потом их убрали и перезахоронили, а в Мемориале остались Зал чехословацких легионеров и Зал Советской армии с могилой неизвестного солдата.

Перед Мемориалом стоит одна из самых больших конных статуй в мире - памятник Яну Жижке. Установлен он в память о сражении 14 июля 1420 г., в котором гуситы разбили императорское войско, вышедшее на них в очередной крестовый поход. Всего было 5 крестовых походов католиков против гуситов, и все они потерпели поражение.




Позади памятника - бронзовые ворота Мемориала с рельефными изображениями различных вех борьбы чешского народа за независимость. Несколько рельефов посвящены периоду деятельности Гуса и гуситских войн.


Но обо всем по порядку. Я, конечно, помнила имя Яна Гуса из советских учебников истории, но понятно, что преподносилось все это через призму революционной идеологии. Будучи же в Чехии, мне захотелось узнать подробнее об этом национальном чешском герое.


памятник на Староместской площади

Итак, Ян Гус родился в местечке Гусинец в Южной Чехии в 1369 или 1371 г. (данные расходятся) в бедной семье. Мать его с детства привила Яну веру в Бога. В 18 лет он поступил в Карлов университет на факультет свободных искусств. Пражский университет был в то время одним из ведущих университетов Европы. Да и вообще Чехия в 14 веке переживала эпоху расцвета под правлением чешского короля Карла I, который был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV. В честь него же и университет назван. А также Карлов мост в Праге, и практически всё, что носит имя Карла. Однако, хозяйственный подъем в Чехии того времени способствовал тому, что сюда массово переселялись немецкие купцы и ремесленники и создавали свои самоуправления, чехи же оставались в зависимом положении. Помимо того, все больше обогащалась римская католическая церковь, один только архиепископ Пражский владел 14 городами и 900 деревнями, а значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Вот в это время и довелось жить и трудиться Яну Гусу.
После получения степени магистра Яну предложили должность преподавателя университета, в 1401 г. он был избран деканом факультета, а затем дважды избирался ректором (тогда ректором избирали сроком на одно полугодие). Гус был одним из образованнейших людей своего времени, он написал много научных трудов по лингвистике, что способствовало развитию чешского языка и распространению грамотности среди населения.
В Карловом университете Гус знакомится с трудами английского реформатора Джона Уиклифа, которые в корне меняют его взгляды на веру и жизнь, и он начинает выступать против папства. Трибуной для его проповеди стала Вифлеемская часовня, куда я и направляюсь.


Эта простая с виду церковь совсем не похожа на пышные готические храмы, и основана она была простыми людьми, желающими слушать проповеди на чешском языке. Внутри нет ни икон, ни статуй, ни фресок и витражей. Только кафедра проповедника, место для хора, и просторный зал для слушателей. Специальный балкончик был сделан и для королевы Софии, супруги короля Вацлава IV, сына короля Карла. Часовня вмещала около 3000 человек, что составляло примерно 10 % тогдашней Праги.


Поскольку часовня была построена на месте сада, на ее территории оказался колодец, который решили не засыпать. Так он до сих пор и красуется в углу.


В настоящее время стены часовни могут рассказать, о чем говорил и к чему призывал Ян Гус в начале 15-го века. А выступал он в основном против индульгенций, пороков духовенства, суеверий и за реформу церкви.
Гус ввел в часовне пение на родном языке. На стенах можно видеть ноты и тексты песен, исполнявшихся всем собранием. Эту традицию общего пения поддержат позже и немецкие реформаторы.
Самая большая картина на западной стене изображает сражение гуситского войска с крестоносцами. Гуситы сражаются под знаком чаши, что символизировало причастие под двумя видами: хлебом и вином. У католиков только духовенство причащалось и хлебом и вином, а миряне - только хлебом. Гуситы призывали к равенству верующих в этом вопросе, а умеренное крыло гуситов даже получило название - чашники.

На северной стене запечатлены трагические события, которыми завершился жизненный путь Яна Гуса: суд и казнь на костре.
По мере того, как Гус приобретал все большую известность и любовь в народе, он впадал в немилость у архиепископа и короля, хотя поначалу они его поддерживали. Дело в том, что он стал символом как борьбы за реформирование церкви, так и национального самоопределения против немецкого доминирования. Видя это, архиепископ Пражский развернул гонения против "ереси". Сначала в Праге запретили проповеди в частных часовнях, каковой являлась и Вифлеемская (чему Гус просто не подчинился), затем сожгли книги Уиклифа, которые Ян изучал со своими студентами в университете, наконец его и его последователей прямо обвинили в ереси. Однако народ поддерживал Гуса и высмеивал архиепископа. За сочувствие Гусу папа подверг всю Прагу интердикту. Это значило, что в городе запрещалось проводить все церковные службы и обряды. Тогда король Вацлав посоветовал Гусу покинуть город, и в 1412 году тот уезжает из столицы в Кози-Градек в Южной Чехии, а оттуда - в замок Краковец. Не смотря на изгнание, число сторонников Гуса все росло, а он не прекращал проповедовать. В конце концов терпение Рима закончилось, и Гуса вызвали на собор в Констанце. У него было предчувствие опасности предстоящего путешествия, и поэтому он составил завещание, но решил все равно ехать, в надежде изложить и защитить свое учение и доказать свою невиновность. Император Сигизмунд даже предоставил Гусу охранную грамоту. Но вопреки ожиданиям, никто и не собирался его слушать, а сразу по приезду поместили в сырую темницу на полгода, а потом судили. На резонный вопрос к императору по поводу охранной грамоты, мол как же так?, последовал ответ, что она гарантировала лишь безопасный приезд в Констанц, но не возвращение домой. Когда на суде Гус пытался произнести речь, ему попросту не давали говорить: на него кричали, плевали, улюлюкали, топали ногами и т.п. Магистр отказался говорить в таких условиях, и его молчание сочли признанием в ереси. Собор объявил его упорствующим еретиком и приговорил к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 6 июля 1415 г.


картина Вацлава Брожика "Ян Гус на соборе в Констанце"

Ян Гус на костре - рисунок Яничека Змилелы

Комната проповедника находилась здесь же при часовне, на втором этаже. Надпись на стене гласит: "Здесь жил магистр Ян Гус". Условия довольно аскетические. Даже враги Гуса признавали: "Жизнь его была сурова, поведение безупречно, бескорыстие такое, что он никогда ничего не брал за требы и не принимал никаких даров и приношений".


Сейчас в Вифлеемской часовне находится музей, проходят концерты, университетские мероприятия. Богослужения в настоящее время проводятся здесь лишь однажды в году - 6 июля, день казни Яна Гуса.

Однако после смерти магистра число его сторонников только увеличилось. Как уже отмечалось выше, среди них было два крыла: умеренные - чашники, и радикалы - табориты. Вторые собрались со всей Чехии к горе Табор и основали там одноименный город. Не подумайте, что название связано с цыганским табором или чем-то подобным. Просто это место было названо в честь горы Фавор в Палестине, на которой произошло преображение Христа. В чешской транскрипции - Табор. Сейчас в этом городе действует гуситский музей, и я решила туда съездить. 1,5 часа на автобусе или поезде - и вы на месте. Городок небольшой, от вокзала до исторического центра минут 15 ходу. Уже на пути в старый город встречается скульптурная композиция Яна Гуса.


Табориты вели войны с католиками, поэтому город изначально строился не как обычное поселение для жизни, а как укрепленный лагерь. Поэтому улочки в старом городе очень узкие, кривые и запутанные.


С земли трудно выбрать ракурс, иллюстрирующий это, потому лучше посмотреть на карте)

Табориты жили общиной и отвергали всякую иерархию. Часть их занималась ремеслами, обеспечивая армию, и часть воевала. В центре города, конечно же, главная площадь. Здесь находится собор, памятник Яну Жижке и гуситский музей, цель моего путешествия.





Под землей весь старый город изрыт подземными ходами и помещениями, в которых не только хранили запасы, но и укрывались во время военных действий. В посещение музея входит экскурсия по катакомбам. Правда, на чешком языке, так что я мало что поняла.




Зато в самом музее можно бесплатно взять аудио-гид на русском. Первый зал посвящен опять же Яну Гусу и его учению.


Стенд о церковном соборе в Констанце.
Далее можно увидеть, как воевали табориты. Их предводитель Жижка лишился левого глаза еще в Грюнвальдской битве в 1410г. А во время Гуситских войн ослеп окончательно, но продолжал руководить военными операциями, и что интересно, неизменно имел успех.


Именно он придумал использовать вагенбург - скрепленные между собой повозки в качестве оборонительного укрепления и плацдарма для атак. Хотя изначально в табориты шли простые крестьяне и ремесленники, со временем они научились управляться с пушками, копьями, арбалетами и прочим оружием и стали грозным войском.





Гуситы не только отразили пять крестовых походов против них, но и устраивали набеги на западные земли аж до Балтийского моря. Гус, никогда не державший в руках оружие, наверное, не раз бы перевернулся в гробу, если б узнал, что делают его последователи под его именем.
Однако победить чешской реформации было не суждено, т.к. умеренные гуситы в конце концов вступили в сговор с католиками в обмен на обещание религиозных свобод, подписав Пражские компактаты. Вместе они окончательно разбили таборитов 30 мая 1434 года в битве под Липанами. Но вероломство до добра не доводит, и фактически католики не дали чашникам тех свобод, которые обещали, а позже папа объявил Пражские компактаты недействительными. В 1452 г. Йиржи с Подебрад, ставший через несколько лет чешским королем, взял Табор, положив конец существованию таборитов.
Конечно, дело Гуса не умерло окончательно. От чашников откололись «Чешские братья» (Ян Амос Коменский известен всем, когда-либо изучавшим педагогику), а позже возникла Моравская церковь, изначально ответвление «чешских братьев», но позднее приобретшая большее влияние. Но в настоящее время подавляющее большинство чехов даже не католики, а атеисты. И хотя Гуса помнят и чтут, действительным национальным героем является, пожалуй, его полная противоположность - бравый солдат Швейк. Если Гус был готов страдать и даже умереть за идею, то Швейк движим единственным принципом - приспосабливаться к постоянно меняющимся обстоятельствам, чтобы выжить. И в общем-то, тоже прав, считая идею умереть за государя императора идиотизмом в квадрате. Может быть, измельчали идеи в наше время?)
Вот таким было мое путешествие по следам гуситов в феврале 2014г.

Чешское гуситское движение появилось в начале XV века. Его члены хотели реформировать христианскую церковь. Главным вдохновителем перемен стал чешский богослов Ян Гус, чья трагическая судьба привела к восстанию и войне длиною в два десятилетия.

Учение Яна Гуса

Ян Гус родился на юге Чехии в 1369 году. Он получил высшее образование и стал профессором Пражского университета. Также он принял священство и стал настоятелем Вифлеемской часовни в столице Чехии. Ян Гус очень быстро стал популярным проповедником среди своих сограждан. Это было связано с тем, что он общался с людьми на чешском языке, в то время как вся использовала латынь, которой не знали простые народные массы.

Гуситское движение сформировалось вокруг тех тезисов, которые выдвинул Ян Гус, споря с папским престолом о том, что подобает христианскому священнику. Чешский реформатор считал, что нельзя продавать за деньги должности и индульгенции. Другим спорным заявлением проповедника стала его идея о том, что Церковь не является непогрешимой и ее следует критиковать, в том случае если внутри нее скрываются пороки. По тем временам это были очень смелые слова, потому что ни один христианин не мог спорить с папой и священниками. Такие люди автоматически признавались еретиками.

Тем не менее Гус некоторое время счастливо избегал расправы благодаря своей популярности в народе. Церковный реформатор был еще и просветителем. Он предложил внести изменения в чешскую азбуку для того, чтобы облегчить процесс обучения людей грамоте.

Гибель Гуса

В 1414 году Ян Гус был вызван на Констанцский собор, который проходил в немецком городе на берегу Боденского озера. Формально целью этого собрания было обсуждение кризиса в католической Церкви, в которой произошел Великий западный раскол. Уже на протяжении почти сорока лет существовали сразу два папы. Один был в Риме, другой - во Франции. При этом половина католических стран поддержала одного, а другая половина - второго.

У Яна Гуса уже был конфликт с Церковью, его пытались изолировать от паствы, запрещали деятельность, но благодаря заступничеству чешских светских властей популярный священник продолжал свою проповедь. Отправляясь в Констанц, он потребовал гарантий, что его не тронут. Обещания были даны. Но когда Гус оказался на соборе, его арестовали.

Мотивировал это тем, что лично он никаких обещаний не давал (а давал их только император Сигизмунд). От Гуса потребовали, чтобы он отказался от своих взглядов. Тот отказался. Пока его держали под стражей, чешская знать отправляла в Германию депеши и требования отпустить своего национального героя. Эти увещевания не имели никакого эффекта. 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен как еретик. Это послужило основной причиной начала войны в Чехии.

Начало восстания в Чехии

Реформационное гуситское движение охватило всю страну. , жителям городов и рыцарям не нравилось насилие католической Церкви над их национальным самосознанием. Были расхождения и в приверженности некоторым христианским обрядам.

После казни Гуса цели гуситского движения сформировались окончательно: избавить Чехию от католиков и немцев. Некоторое время конфликт носил локальный характер. Однако Папа Римский, не желая уступать еретикам, объявил крестовый поход в Моравию. Такие военные кампании были нормой для того времени. Первые организовывались для того чтобы отвоевать у мусульман Палестину и защитить ее. Когда Ближний Восток был потерян для европейцев, взор церкви обернулся в сторону регионов, где были активны разные еретики или язычники. Самой успешной была кампания в Прибалтике, где были созданы два со своей территорией. Теперь настала очередь Чехии пережить нашествие рыцарей с крестом на знаменах.

Сигизмунд и Ян Жижка

На первом этапе войны главнокомандующим армией крестоносцев стал император Священной Римской империи Сигизмунд. Он уже скомпрометировал себя в глазах чехов тем, что не стал защищать Гуса, когда того судили на Констанцском соборе. Теперь император стал еще более ненавистен славянским жителям.

Гуситское движение также получило своего военного лидера. Им стал Ян Жижка. Это был чешский дворянин, которому уже было больше 60 лет. Несмотря на это, он был полон сил. Этот рыцарь был известен своей блестящей карьерой при дворах разных королей. В 1410 году он в качестве добровольца присоединился к польско-литовской армии, разбившей немецких крестоносцев Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве. В сражении он потерял левый глаз.

Уже в Чехии, во время войны против Сигизмунда, Жижка ослеп окончательно, однако оставался лидером гуситов. Он вселял ужас во врагов своим видом и жестокостью. В 1420 году полководец вместе с 8-тысячным войском пришел на помощь жителям Праги, выгнав оттуда крестоносцев, среди которых произошел раскол. После этого события на некоторое время вся Чехия оказалась под властью гуситов.

Радикалы и умеренные

Однако скоро произошел другой раскол, который уже разделил гуситское движение. Причины движения заключались в неприятии католичества и немецкого владычества над Чехией. Скоро выделилось радикальное крыло, которое возглавил Жижка. Его сторонники грабили католические монастыри, расправлялись с неугодными священниками. Эти люди организовали собственный лагерь на горе Табор, из-за чего вскоре были названы таборитами.

В то же время среди гуситов существовало умеренное движение. Его члены готовы были пойти на компромисс с католической Церковью в обмен на некоторые уступки. Из-за несогласия между восставшими скоро единая власть в Чехии перестала существовать. Этим попытался воспользоваться император Сигизмунд, который начал организовывать второй Крестовый поход против еретиков.

Крестовый поход против гуситов

В 1421 году имперское войско, которое также включало в себя отряды венгерских и польских рыцарей, вернулось в Чехию. Целью Сигизмунда был город Жатец, который располагался недалеко от немецкой провинции Саксонии. На помощь осажденной крепости пришло войско таборитов, во главе которого стоял Ян Жижка. Город удалось отстоять и с того дня война шла с переменным успехом для обеих сторон.

Скоро участники гуситского движения получили поддержку от неожиданного союзника в лице православного войска, пришедшего из Великого Княжества Литовского. В этой стране шла интенсивная внутренняя борьба за сохранение прежней веры и отказа от католического влияния, которое шло из Польши. Несколько лет литовцы, а также их русские поданные помогали гуситам в их войне против императора.

В 1423 году кратковременный успех Жижки позволил ему вместе с армией полностью очистить свою страну и даже начать интервенцию в соседнюю Венгрию. Гуситы дошли до берегов Дуная, где их ждало местное королевское войско. Жижка не решился вступать в бой и повернул на родину.

Неудача в Венгрии привела к тому, что вновь обострились противоречия, которые раскалывали гуситское движение. Причины движения были позабыты, и табориты начали войну против умеренных (которых также называли чашниками или утраквистами). Радикалам удалось одержать важную победу в июне 1424 года, после чего единство ненадолго было восстановлено. Однако уже той же осенью Ян Жижка умер от чумы. Путешествие по памятным местам гуситского движения обязательно должно включать в себя город Пршибислав, где скончался знаменитый лидер гуситов. Сегодня Жижка является национальным героем чехов. Ему установлено большое число памятников.

Продолжение войны

Место Жижки в качестве лидера таборитов занял Прокоп Голый. Он был священником и происходил из влиятельного пражского рода. Сперва Прокоп был чашником, однако со временем сблизился с радикалами. Кроме того, он оказался хорошим полководцем.

В 1426 году Прокоп повел войско, состоявшее из таборитов и пражского ополчения, к стенам города Усти-над-Лабем, который был захвачен саксонскими интервентами. Гуситский вождь вел за собой 25 тысяч человек, что было крайне серьезной силой.

Стратегия и тактика восставших

В сражении под Усти-над-Лабем Прокоп с успехом использовал тактику, которая появилась еще во времена Яна Жижки. Начало гуситского движения отличалось тем, что новые боевые отряды из ополченцев были необученными и непригодными для боя с профессиональной армией императора. Со временем этот недостаток был исправлен благодаря притоку к протестующим чехам рыцарей.

Важным нововведением гуситов стал вагенбург. Так называлось укрепление, которое строилось из повозок для того, чтобы отстоять стратегически важное место на поле битвы. Именно в чешскую войну в Европе начали использовать огнестрельное оружие, однако оно еще было в довольно примитивном состоянии и не могло сильно повлиять на исход сражения. Ключевую роль играла кавалерия, для которой вагенбурги оказались тяжелым препятствием.

На такой воз устанавливались орудия, которые расстреливали противника и не давали ему прорваться через укрепления. Вагенбурги строились в прямоугольной форме. Нередки были случаи, когда вокруг повозок вырывали ров, который становился дополнительным преимуществом для гуситов. В одном вагенбурге могло уместиться до 20 человек, половину из которых составляли стрелки, поражавшие приближавшуюся кавалерию на расстоянии.

Благодаря тактическим ухищрениям, войско Прокопа Голого в очередной раз изгнало немцев. После битвы при Усти-над-Лабем чешские ополченцы на протяжении трех лет несколько раз вторгались в Австрию и Саксонию и даже осаждали Вену и Нюрнберг, правда, безуспешно.

Интересно, что в это время гуситов начали активно поддерживать представители польской знати, а также рыцари из этой страны, вопреки своим властям. Этим отношениям можно найти простое объяснение. Поляки, как и чехи, будучи славянами, боялись усиления немецкого влияния на своей земле. Поэтому гуситское движение, кратко говоря, было не только религиозным, но и получило национальную окраску.

Переговоры с католиками

В 1431 году папа римский Мартин V созвал Базельский собор (названный так по месту заседания), призванный разрешить конфликт с чехами с помощью дипломатии. Этим предложением воспользовались участники и руководители гуситского движения. Была создана делегация, которая отправилась в Базель. Ее возглавил Прокоп Голый. Переговоры, которые он провел с католиками, закончились неудачей. Стороны конфликта не смогли достичь компромисса. Посольство гуситов вернулось на родину.

Неудача делегации привела к очередному расколу среди восставших. Большая часть чешской знати решила вновь попытаться договориться с католиками, но уже не обращая внимания на интересы таборитов. Это был последний и судьбоносный разрыв, который уничтожил гуситское движение. Таблица показывает основные события, связанные с чешским восстанием, во главе которого встали чашники и табориты.

Окончательный раскол гуситов

Когда таборитам стало известно о том, что умеренные гуситы вновь пытаются найти компромисс с католиками, они отправились в Пльзень, где разгромили католический квартал. Этот эпизод стал последней каплей для большинства чешских панов, которые наконец пришли к соглашению с папой римским. Аристократы устали от войны, которая шла уже на протяжении пятнадцати лет. Чехия лежала в руинах, а ее хозяйство, от которого зависело благосостояние панов, нельзя было восстановить до тех пор, пока не настанет мир.

Как правило, у каждого феодала была своя небольшая армия, состоявшая из отряда рыцарей. Когда союз панов объединил свои силы, к которым также присоединились католики, а также ополчение Праги, в новом войске оказалось 13 тысяч хорошо вооруженных профессионалов. Во главе армии утраквистов встал феодал Дивиш Боржек. Также к войску примкнул будущий чешский король Йиржи из Подебрад.

Битва у Липан

Таборитов поддерживало 16 чешских городов, в том числе сам Табор, а также Жатец, Нимбурк и т. д. Армию радикалов по-прежнему возглавлял Прокоп Голый, правой рукой которого стал другой командир Прокоп Малый. Таборитам накануне сражения с противником удалось занять удобную позицию для обороны на горном склоне. Прокоп надеялся на успех своей классической тактики, которая включала в себя использование вагенбургов, а также изматывание врага и решающий контрудар.

30 мая 1434 года две вражеские армии столкнулись в последней битве у Липан. План Прокопа реализовывался успешно вплоть до эпизода с контратакой, когда табориты осознали, что утраквисты начали притворное отступление, чтобы вывести их с удобных позиций.

Паны еще накануне битвы оставили в тылу резервную тяжеловооруженную конницу. Эта кавалерия ждала сигнала о внезапной атаке до тех пор, пока табориты не оказались в беззащитном положении. Наконец свежие и полные сил рыцари ударили по противнику, и радикалы бросились обратно к своему первоначальному лагерю. Вскоре пали и вагенбурги. При обороне этих укреплений погибли лидеры таборитов - Прокоп Голый и Прокоп Малый. Утраквисты одержали решающую победу, которая положила конец гуситским войнам.

Значение гуситского учения

После поражения в битве у Липан радикальное крыло было окончательно разгромлено. Табориты еще оставались, но после 1434 года они ни разу не смогли организовать восстание, по масштабам схожее с прежней войной. В Чехии установилось компромиссное сосуществование католиков и чашников. Утраквисты отличались небольшими изменениями в обрядах при богослужении, а также уважительной памятью к Яну Гусу.

По большему счету, чешское общество вернулось к статусу, который имел место до восстания. Поэтому не привели к каким-то радикальным переменам в жизни страны. В то же время Крестовые походы против еретиков нанесли огромный ущерб Центральная Европа еще несколько десятков лет залечивала раны, нанесенные войной.

Дальнейшие итоги гуситского движения стали ясны гораздо позднее, когда уже в XVI веке по всей Европе начался процесс Реформации. Появилось лютеранство и кальвинизм. После Тридцатилетней войны в 1618-1648 гг. большая часть Европы пришла к свободе вероисповедания. В достижении этого успеха заключалось и значение гуситского движения, которое стало прелюдией к Реформации.

В Чехии восстание считается одним из символов национальной гордости. По всей стране можно попасть на экскурсии, которые позволят туристам посетить памятные места гуситского движения. В Чехии бережно хранится память о нем и его героях.

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Чехии в 1400-1485 годах, имевшее революционный характер.

На-зы-ва-ет-ся по име-ни идео-ло-га чешской Ре-фор-ма-ции Я. Гу-са . Воз-ник-ло вслед-ст-вие обо-ст-ре-ния со-ци-аль-ных, по-ли-тических и меж-на-цио-наль-ных про-ти-во-ре-чий. Про-хо-ди-ло под ло-зун-га-ми ре-фор-мы Церк-ви, хо-тя сте-пень и глу-би-на этой ре-фор-мы по-ни-ма-лись уча-ст-ни-ка-ми дви-же-ния по-раз-но-му. По-ли-тической це-лью Гуситского движения бы-ло свер-же-ние в Че-хии вла-сти немецкой оли-гар-хии - свет-ских, ду-хов-ных фео-да-лов и городского пат-ри-циа-та. В Гуситском движении уча-ст-во-ва-ли все слои чешского об-ще-ст-ва: кре-сть-ян-ст-во, го-ро-жа-не, дво-рян-ст-во, часть ду-хо-вен-ст-ва. Главными идео-ло-га-ми дви-же-ния яв-ля-лись ма-ги-ст-ры Праж-ско-го университета. На раз-ных эта-пах раз-ви-тия Гуситского движения ли-ди-рую-щая роль в нём при-над-ле-жа-ла различным со-ци-аль-ным сло-ям и груп-пам, вы-сту-пав-шим под соб-ст-вен-ны-ми ло-зун-га-ми и пре-сле-до-вав-шим свои це-ли.

Обыч-но вы-де-ля-ют несколько эта-пов раз-ви-тия Гуситского движения, ко-то-рое ино-гда пред-став-ля-ют как со-во-куп-ность не-сколь-ких дви-же-ний, объ-еди-нён-ных по вре-ме-ни, но раз-лич-ных по со-дер-жа-нию.

1-й этап Гуситского движения да-ти-ру-ет-ся при-бли-зи-тель-но 1400-1419 годами. Главным тре-бо-ва-ни-ем в этот пе-ри-од бы-ла ре-фор-ма ка-то-лической церк-ви . Уча-ст-ни-ки дви-же-ния кри-ти-ко-ва-ли её по-ро-ки (без-нрав-ст-вен-ность, тя-гу к рос-ко-ши, си-мо-нию и т. д.), вы-дви-га-ли тре-бо-ва-ния се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-ной соб-ст-вен-но-сти (в Че-хии ка-то-лическая цер-ковь вла-де-ла 1/3 всех зе-мель) и ли-к-ви-да-ции при-ви-ле-гий ду-хо-вен-ст-ва. Ма-ги-ст-ры Праж-ско-го университета, пре-ж-де все-го Я. Гус, вы-сту-па-ли с про-по-ве-дя-ми, уст-раи-ва-ли дис-пу-ты, пуб-ли-ко-ва-ли трак-та-ты и те-зи-сы ан-ти-цер-ков-но-го со-дер-жа-ния. Гус за-яв-лял, в ча-ст-но-сти, что су-ще-ст-вую-щая Цер-ковь при-шла в про-ти-во-ре-чие с уче-ни-ем о ней, из-ло-жен-ным в Биб-лии, и при-зы-вал вер-нуть её в то со-стоя-ние, в ко-то-ром она на-хо-ди-лась на на-чаль-ном эта-пе сво-его су-ще-ст-во-ва-ния. На-ря-ду с Гу-сом тре-бо-ва-ния ре-фор-мы Церк-ви и ли-ше-ния ду-хо-вен-ст-ва при-ви-ле-гий вы-дви-га-ли Ми-лич из Кро-мер-жи-жа, Мат-вей из Яно-ва и Ие-ро-ним Праж-ский. Их про-по-ве-ди по-лу-ча-ли ши-ро-кий от-клик у на-се-ле-ния Че-хии.

Сто-рон-ни-ки Я. Гу-са, под-дер-жи-вав-шие при-зыв к борь-бе с «пло-хой Цер-ко-вью», по-сте-пен-но раз-де-ли-лись на два ла-ге-ря. За-жи-точ-ные слои (бюр-гер-ст-во, дво-рян-ст-во , уни-вер-си-тет-ские ма-ги-ст-ры) об-ра-зо-ва-ли уме-рен-ное кры-ло Гуситского движения, ко-то-рое до-би-ва-лось се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-но-го иму-ще-ст-ва, вве-де-ния т. н. де-шё-вой Церк-ви, ли-ше-ния ду-хо-вен-ст-ва при-ви-ле-гий. Сво-ей це-лью они про-воз-гла-си-ли вве-де-ние об-ря-да при-ча-ще-ния ми-рян «под обо-и-ми ви-да-ми» (т. е. хле-бом и ви-ном из ча-ши), не-об-хо-ди-мость ко-то-ро-го бы-ла обос-но-ва-на Яко-убе-ком из Стршиб-ра и долж-на бы-ла под-чёр-ки-вать ра-вен-ст-во всех лю-дей пе-ред Бо-гом. Сим-во-лом это-го кры-ла Гуситского движения ста-ла ча-ша, а его пред-ста-ви-те-ли по-лу-чи-ли название ут-ра-к-ви-стов или по-до-бо-ев (в русской ли-те-ра-ту-ре - чаш-ни-ков). Их про-грам-ма, на-зы-вав-шая-ся «Че-ты-ре праж-ские ста-тьи», со-дер-жа-ла тре-бо-ва-ния к императору Си-гиз-мун-ду I: под-дер-жать вве-де-ние при-ча-ще-ния ми-рян из ча-ши и сво-бод-но-го бо-го-слу-же-ния, се-ку-ля-ри-за-цию цер-ков-но-го иму-ще-ст-ва, со-хра-не-ние ус-та-но-вив-ше-го-ся в го-ро-дах по-ряд-ка. Вы-пол-не-ние этих тре-бо-ва-ний ут-ра-к-ви-сты объ-яв-ля-ли ус-ло-ви-ем при-зна-ния Си-гиз-мун-да I чешским ко-ро-лём.

Кре-сть-я-не, городская бед-но-та, мел-ко-по-ме-ст-ное дво-рян-ст-во, ре-мес-лен-ни-ки, низ-шее ду-хо-вен-ст-во и ре-лигиозные фа-на-ти-ки об-ра-зо-ва-ли ра-ди-каль-ное кры-ло Гуситского движения. В во-про-се о ре-фор-ме Церк-ви они шли зна-чи-тель-но даль-ше ут-ра-к-ви-стов, вы-сту-па-ли за пол-ную ли-к-ви-да-цию су-ще-ст-вую-щих по-ряд-ков и ус-та-нов-ле-ние спра-вед-ли-во-го об-щественного строя. Это кры-ло гу-си-тов по-лу-чи-ло название та-бо-ри-тов (по их ук-ре-п-лён-но-му ла-ге-рю Та-бор). Та-бо-ри-ты соз-да-ли ком-му-ну, в ко-то-рой пы-та-лись жить по За-ко-ну Божь-е-му. Од-на-ко сре-ди них не бы-ло по-ли-тического и идео-ло-гического един-ст-ва. Край-нее те-че-ние та-бо-ри-тов, пи-кар-ты, про-по-ве-до-ва-ли хи-лиа-сти-че-ские идеи (смотри Хи-ли-азм), од-на-ко боль-шин-ст-во пред-ста-ви-те-лей ра-ди-каль-но-го кры-ла Гуситского движения эти идеи не раз-де-ля-ло.

В 1415 году Я. Гус, а в 1416 году Ие-ро-ним Праж-ский бы-ли каз-не-ны по ре-ше-нию Кон-станц-ско-го со-бо-ра ка-то-лической церк-ви как ере-ти-ки, не-смот-ря на ох-ран-ную гра-мо-ту, вы-дан-ную им Си-гиз-мун-дом I. Из-вес-тие об их каз-ни при-ве-ло к со-ци-аль-но-му взры-ву в Че-хии.

30.7.1419 года в Пра-ге на-ча-лось вос-ста-ние, ко-то-рое зна-ме-но-ва-ло на-ча-ло 2-го эта-па раз-ви-тия Гуситского движения, час-то име-нуе-мо-го в ли-те-ра-ту-ре гу-сит-ской ре-во-лю-ци-ей. На этом эта-пе ве-ду-щую роль в Гуситском движении иг-ра-ли ра-дикаль-ные кру-ги во гла-ве с Я. Же-лив-ским. Они за-хва-ти-ли власть в Пра-ге и ря-де других го-ро-дов Че-хии, на-ча-ли гро-мить ка-то-лические мо-на-сты-ри и церк-ви. Си-гиз-мунд I от-верг ус-ло-вия «Че-ты-рёх праж-ских ста-тей». Опи-ра-ясь на со-юз с па-пой Мар-ти-ном V, он объ-е-ди-нил про-тив-ни-ков гу-си-тов в Че-хии и за ру-бе-жом и по-пы-тал-ся по-да-вить Гуситское движение си-лой. В 1420-1431 годах про-тив гу-си-тов бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но 5 кре-сто-вых по-хо-дов. В этот пе-ри-од встал во-прос не толь-ко о су-ще-ст-во-ва-нии Че-хии как го-су-дар-ст-ва, но и че-хов как на-ро-да. Че-хи бы-ли объ-яв-ле-ны ка-то-лической цер-ко-вью ере-ти-ка-ми, под-ле-жа-щи-ми ис-треб-ле-нию, а кре-сто-нос-цам обе-ща-но от-пу-ще-ние гре-хов и воз-на-гра-ж-де-ние иму-ще-ст-вом унич-то-жен-ных ими ере-ти-ков. Од-на-ко по-пыт-ки во-енного раз-гро-ма гу-си-тов за-кон-чи-лись про-ва-лом. 14.7.1420 года кре-сто-нос-цы бы-ли на-го-ло-ву раз-би-ты гу-си-та-ми под руководством Я. Жиж-ки и Про-ко-па Ве-ли-ко-го на Вит-ко-вой го-ре. 10.1.1422 года под Не-мец-ки-Бро-дом уча-ст-ни-ки 2-го кре-сто-во-го по-хо-да бы-ли раз-гром-ле-ны гу-сит-ским вой-ском под ко-мандованием Жиж-ки. 3-й кре-сто-вый по-ход за-вер-шил-ся осе-нью 1422 года бег-ст-вом кре-сто-нос-цев из-под Та-хо-ва. 16.6.1426 года вой-ска Си-гиз-мун-да I по-тер-пе-ли по-ра-же-ние при Ус-ти от чешской ар-мии, ко-то-рой ко-ман-до-вал Про-коп Ве-ли-кий. 4.8.1427 года у Та-хо-ва и 14.8.1431 года при До-маж-ли-це гу-си-ты раз-би-ли вой-ска, уча-ст-во-вав-шие со-от-вет-ст-вен-но в 4-м и 5-м кре-сто-вых по-хо-дах. Бо-рясь с внеш-ни-ми вра-га-ми, гу-си-ты пред-при-ня-ли ряд т. н. пре-крас-ных по-хо-дов за пре-де-лы Че-хии. В 1427-1428 годах они втор-га-лись в Си-ле-зию, в 1429-1430 годах в Сак-со-нию, Верх-нюю Фран-ко-нию и Ба-ва-рию, в 1433 году в Восточную Сло-ва-кию и по-пы-та-лись про-бить-ся к Бал-тий-ско-му мо-рю. Борь-ба гу-си-тов с втор-же-ния-ми кре-сто-нос-цев и их за-гра-нич-ные по-хо-ды по-лу-чи-ли название гу-сит-ских войн.

Внеш-няя уг-ро-за спо-соб-ст-во-ва-ла кон-со-ли-да-ции гу-си-тов. Од-на-ко по ме-ре её ос-лаб-ле-ния раз-но-гла-сия в Гуситском движении обо-ст-ри-лись, что при-ве-ло к воо-руж. столк-но-ве-ни-ям ме-ж-ду различными те-че-ния-ми гу-си-тов.

В хо-де гу-сит-ских войн про-изош-ла эво-лю-ция Гуситского движения. Та-бо-рит-ская урав-ни-тель-ная об-щи-на рас-па-лась, пи-кар-ты и их идео-лог М. Гус-ка бы-ли ис-треб-ле-ны уме-рен-ны-ми та-бо-ри-та-ми. Ли-ди-рую-щее по-ло-же-ние в Та-бо-ре за-ня-ли во-енные во-ж-ди и пред-ста-ви-те-ли ры-цар-ст-ва, взяв-шие на се-бя фор-ми-ро-ва-ние ар-мии, ко-то-рая на-нес-ла по-ра-же-ние кре-сто-нос-цам. В 1423 году в ре-зуль-та-те но-во-го раз-ме-же-ва-ния в ла-ге-ре та-бо-ри-тов от не-го от-де-ли-лось но-вое ра-ди-каль-ное кры-ло во гла-ве с Я. Жиж-кой, об-ра-зо-вав-шее свой во-енный и по-ли-тический центр (Ма-лый Та-бор) в Гра-дец-Кра-ло-ве.

Уме-рен-ные гу-си-ты в ре-зуль-та-те войн до-би-лись по-став-лен-ных це-лей: цер-ков-ные зем-ли бы-ли се-ку-ля-ри-зи-ро-ва-ны, из го-ро-дов из-гна-ны кон-ку-рен-ты - немецкие бюр-ге-ры. Цер-ковь Че-хии бы-ла ре-фор-ми-ро-ва-на в со-от-вет-ст-вии с гу-сит-ским уче-ни-ем. Это кры-ло Гуситского движения ста-ло скло-нять-ся к ком-про-мис-су с ка-то-лической Ев-ро-пой и к при-ми-ре-нию с Си-гиз-мун-дом I при ус-ло-вии при-зна-ния их основных тре-бо-ва-ний.

Та-бо-рит-ский ла-герь не счи-тал свои тре-бо-ва-ния вы-пол-нен-ны-ми, и хо-тя та-бо-ри-ты не бы-ли еди-ны-ми, их ар-мия про-дол-жа-ла ос-та-вать-ся но-си-те-лем ре-во-люционных тра-ди-ций и ме-ша-ла пра-во-му кры-лу Гуситского движения вос-поль-зо-вать-ся в пол-ной ме-ре пло-да-ми во-енных по-бед. Кро-ме то-го, про-дол-жи-тель-ные во-енные дей-ст-вия и бло-ка-да Че-хии ка-то-лическими го-су-дар-ст-ва-ми по-дор-ва-ли её эко-но-ми-ку и тор-гов-лю. В этой об-ста-нов-ке ут-ра-к-ви-сты всту-пи-ли в сго-вор с ка-то-ли-ка-ми и, объ-е-ди-нив-шись с ни-ми, 30.5.1434 года у деревни Ли-па-ны, близ Пра-ги, раз-гро-ми-ли ар-мию та-бо-ри-тов под ко-мандованием Про-ко-па Ве-ли-ко-го. Од-на-ко от-ря-ды та-бо-ри-тов, воз-глав-ляе-мые Я. Ро-га-чём из Ду-бы, про-дол-жа-ли ока-зы-вать со-про-тив-ле-ние до 1437 года, но и они бы-ли унич-то-же-ны, ко-гда па-ла их по-след-няя кре-пость Си-он. Тем са-мым за-вер-шил-ся ре-во-люционный этап Гуситского движения. Ре-шаю-щей си-лой ста-ли уме-рен-ные гу-си-ты, ко-то-рые вы-ра-бо-та-ли ус-ло-вия для при-зна-ния Си-гиз-мун-да I чешским ко-ро-лём. В это же вре-мя бы-ло дос-тиг-ну-то со-гла-ше-ние с ка-то-лической цер-ко-вью, ко-то-рая на Ба-зель-ском со-бо-ре в 1433 году при-зна-ла пра-во ми-рян на при-ча-ще-ние из ча-ши на тер-ри-то-рии Че-хии. 5.6.1436 года на съез-де в Йи-гла-ве бы-ли про-воз-гла-ше-ны Праж-ские ком-пак-та-ты, ко-то-рые гу-си-ты тол-ко-ва-ли как при-зна-ние всех про-изо-шед-ших из-ме-не-ний. В ию-ле 1436 года они бы-ли приз-на-ны Си-гиз-мун-дом I.

По-сле раз-гро-ма ра-ди-каль-но-го ла-ге-ря Гуситское движение всту-пи-ло в но-вый, 3-й этап сво-его раз-ви-тия - фа-зу со-гла-ше-ний с бывшими про-тив-ни-ка-ми и ре-ор-га-ни-за-ции об-ще-ст-ва. Этот про-цесс со-про-во-ж-дал-ся по-ли-тической борь-бой в ут-ра-к-ви-ст-ском и ка-то-лическом ла-ге-рях. По-бе-ду в ней одер-жа-ли ут-ра-к-ви-сты, из-брав-шие в 1458 году ко-ро-лём Йир-жи из По-деб-рад. При нём ук-ре-пи-лось по-ло-же-ние гу-сит-ской церк-ви, по-ли-тическая власть ут-ра-к-ви-стов, ста-ли вос-ста-нав-ли-вать-ся ме-ж-ду-народные кон-так-ты Че-хии. Од-на-ко внутренняя ста-биль-ность в стра-не на-ру-ша-ла по-ли-ти-ка римской ку-рии и стрем-ле-ние ка-то-лического ду-хо-вен-ст-ва вер-нуть се-бе преж-ние по-зи-ции. На-ча-лась вой-на ме-ж-ду чешским ко-ро-лём и его про-тив-ни-ка-ми - сою-зом ка-то-лического ду-хо-вен-ст-ва, под-дер-жан-но-го па-пой Рим-ским, и венгерским ко-ро-лём Мат-ве-ем Кор-ви-ном. В 1471 году Йир-жи из По-деб-рад умер. На чешский пре-стол ут-ра-к-ви-ст-ски-ми со-сло-вия-ми был из-бран Вла-ди-слав II Ягел-лон-чик, ка-то-лик, сын польского ко-ро-ля Ка-зи-ми-ра IV Ягел-лон-чи-ка, на ус-ло-ви-ях, мак-си-маль-но ог-ра-ни-чи-вав-ших ко-ро-лев-скую власть. По-ли-тическое управ-ле-ние со-сре-до-то-чи-лось в ру-ках со-слов-ной об-щи-ны из пред-ста-ви-те-лей дво-рян-ст-ва и ко-ро-лев-ских го-ро-дов. Вла-ди-слав II под-дер-жи-вал ка-то-ли-ков, что ста-ло при-чи-ной вос-ста-ния праж-ских ут-ра-к-ви-стов в 1483 году. Оно по-ка-за-ло, что ка-то-лическое мень-шин-ст-во не мо-жет вос-ста-но-вить до-гу-сит-ские по-ряд-ки. Ме-ж-ду кон-фес-сио-наль-ны-ми фрак-ция-ми в 1485 году был за-клю-чён Кут-но-гор-ский ре-лигиозный мир, ус-та-но-вив-ший рав-но-пра-вие ка-то-лической и ут-ра-к-ви-ст-ской церк-вей и в их рам-ках - сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния для всех сло-ёв чешского об-ще-ст-ва. Это со-бы-тие за-вер-ши-ло гу-сит-ский пе-ри-од чешской ис-то-рии.

Гуситское движение - од-но из важ-ней-ших со-бы-тий ев-ропейской ис-то-рии XV века. Оно но-си-ло об-ще-на-род-ный, ре-во-люционный ха-рак-тер, име-ло чёт-ко сфор-му-ли-ро-ван-ную идео-ло-гию и пре-сле-до-ва-ло цель до-бить-ся ре-фор-мы Церк-ви. Гу-си-там пер-вы-ми в Ев-ро-пе уда-лось по-дор-вать ге-ге-мо-нию цер-ков-ной идео-ло-гии и ос-ла-бить вла-ст-ные и иму-ще-ст-вен-ные по-зи-ции ка-то-лической церк-ви. Гу-сит-ские бо-го-сло-вы про-воз-гла-ша-ли не толь-ко ра-вен-ст-во всех пе-ред Бо-гом, но и сво-бо-ду мыс-ли и лич-но-сти. Гу-сит-ские пол-ко-вод-цы соз-да-ли но-вый тип ар-мии, но-вое ору-жие и но-вую во-енную так-ти-ку, что обес-пе-чи-ва-ло им не-по-бе-ди-мость и ис-поль-зо-ва-лось в ев-ропейских ар-ми-ях позд-ней-ших сто-ле-тий. Гуситское движение спо-соб-ст-во-ва-ло фор-ми-ро-ва-нию чешского национального соз-на-ния, со-хра-не-нию чешской национальной куль-ту-ры. С на-ча-лом Ре-фор-ма-ции в Ев-ро-пе в начале XVI века, про-воз-ве-ст-ни-ка-ми ко-то-рой вы-сту-пи-ли гу-си-ты, ут-ра-к-ви-сты сли-лись с лю-те-ра-на-ми.

Таблица "Народные движения в Средние века."

Восстание Уота Тайлера.

Причины: экономическая разруха, налоговый гнет, эпидемия чумы, произвол королевских сановников.

Дата восстания: май - ноябрь 1381 г.

Участники и руководители: крестьяне, горожане. Уот Тайлер.

Цели движения: снижение налогов, отмена крепостного права и барщины, замена королевских чиновников и судей.

Действия восставших: восставшие сжигали усадьбы феодалов, документы с записями их повинностей, разрушали тюрьмы, выпускали на волю узников.

Итоги и значение: поражение восставших. Улучшилось положение крестьян. Отказ от введения новых подушных налогов, ослабление крепостной зависимости. Стали более мягкими законы о бедняках. Плата за землю для лично свободных крестьян стала определенной и постоянной.

Восстание Жакерия.

Причины: экономическая разруха, налоговый гнет, грабежи солдатами населения, эпидемия чумы, введение новых выплат.

Дата восстания: май - сентябрь 1358 г.

Участники и руководители: крестьяне, городские бедняки. Гильом Каль.

Цели движения: снижение налогов и устранение крепостной системы. «Истребить знатных до единого» - лозунг восстания.

Действия восставших: крестьяне нападали на сеньоров, разрушали замки, грабили имущество, сжигали записи феодальных повинностей.

Итоги и значение: поражение восставших.Отказ сеньоров от увеличения повинностей и создание предпосылок к личному освобождению крестьян.

Гуситское движение.

Причины: усиление феодальной эксплуатации чешского крестьянства со стороны светских и духовных феодалов (увеличение поборов и барщинных повинностей), коррупция католической церкви, вызывавшей всеобщую ненависть своим богатством и развращённостью клира, всё возраставшее немецкое засилье, борьба между ремесленниками и патрициатом (преимущественно немецким) в городах, тяжёлое положение городской бедноты (плебса).

Дата восстания: 1419 - 1437 гг.

Участники и руководители: 1. умеренные - зажиточные горожане и дворяне; 2. табориты - крестьяне, основная масса горожан, бедное дворянство. Ян Жижка.

Цели движения: 1. умеренные - реформирование церковной службы, отмена церковных привилегий и упразднение землевладений церкви; 2. табориты - Реформирование церкви; уничтожение частной собственности; отмена повинностей и крепостной системы.

Действия восставших: в Праге выкинули из окна ратуши представителей городской власти, осадили город. Гусситы разгромили крестоносцев. После смерти Яна умеренные вели переговоры с Папой, напали на таборитов и разгромили их.

Итоги и значение: движение было подавлено, но умеренные гусситы сохранили захваченные владения и ввели новые порядки в чешской церкви. Было признано причащение «под обоими видами». Дальнейшее развитие ситуации привело к установлению в Чехии мирного сосуществования двух конфессий - католиков и чашников. Проблема сосуществования католиков и гуситов в Чехии обострилась в XVII веке в связи с распространением в Чехии идей Реформации. В это время многие чашники сблизились с лютеранами, а «богемские братья» с кальвинистами. Императоры из династии Габсбургов во второй половине XVII века стремились к отмене прав гуситов, что привело к Тридцатилетней войне (1618-1648). После поражения Чехии в войне церковные организации гуситов на долгое время прекратили своё существование.

первоначально нанесем на карту основные места

В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415). Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» - говорил Гус.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором. Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

Крестовые походы против гуситов. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот - Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги. Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные. Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами. В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

Значение гуситского движения. Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину. В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм - собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в даль­нейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия. Святой Вацлав – покровитель Чехии



Рекомендуем почитать

Наверх