Динамический стереотип: значение, роль в процессе обучения, примеры. Динамический стереотип как приобретенная форма поведения Что такое динамичный стереотип

Туризм и отдых 16.02.2024

Окружающая среда действует на организм не единичными раздражителями, а системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то со временем организм воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчивое закрепление определенной последовательности реакций называется динамическим стереотипом (от греч. ”- твердый и “typos”-отпечаток).

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Это форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга высших животных и человека, выражением которой является фиксированный (стереотипный) порядок осуществляемых ими условно-рефлекторных действий. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем – сигналом последующей.

Многие наши навыки, например, способность писать, играть на музыкальных инструментах, танцевать и т.д. являются автоматическими цепями двигательных актов. В процессе жизни человека обычно вырабатываются и более сложные стереотипы поступков: поведение после пробуждения или перед сном, режим труда, отдыха, питания.

Возникают относительно устойчивые формы поведения в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в оценке текущих событий и реагирования на них. Такие стереотипы имеют большое значение в жизни человека, так как позволяют выполнять многие виды деятельности с меньшим напряжением нервной системы. Биологический смысл динамических стереотипов сводится к тому, чтобы освободить корковые центры от решения стандартных задач, для того чтобы обеспечить выполнение более сложных, требующих эвристического мышления.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комплексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изолированных раздражителей, а как на целостную систему.

Выработка стереотипа проходит в 3 фазы:

1) иррадиация процесса возбуждения по коре больших полушарий;

2) концентрацияпроцесса возбуждения в тех нервных центрах, участие которых необходимо для данного действия;

3) автоматизация,когда действие осуществляется без контроля сознания.

Например, при выработке навыка письма сначала ребенок судорожно сжимает ручку, склоняет голову, иногда высовывает даже язык (первая фаза). Затем у ребенка посадка правильная, ручку сжимает с необходимой силой, но все время контролирует правильность написания букв (вторая фаза). Наконец, он следит не за правильностью написания букв, а только засмыслом написанного (третья фаза).



Выработку динамических стереотипов надо доводить до третьей фазы, т. е. до автоматизма, и сразу же правильно. Особенно это касается таких стереотипов, как стереотипы поведения в классе, в школе, в столовой, на улице.

Выработка динамического стереотипа - значительная нагрузка на центральную нервную систему, но однажды выработанный стереотип автоматизируется и становится инертным. Поэтому перестройка стереотипа вызывает большое напряжение нервных элементов коры больших полушарий, выходящее иногда за пределы их функциональных возможностей, и нередко ведёт к нарушениям в высшей нервной деятельности, развитию невротических состояний. Тяжёлые чувства человека при изменении обычного образа жизни, его умственные кризисы и т.п. имеют часто своё физиологическое основание именно в нарушении старого динамического стереотипа и трудности установки нового. Степень трудности перестройки динамического стереотипа зависит от характера раздражителей, особенностей нервной системы, возраста и состояния организма.

Как ни сложна ломка старого стереотипа, новые условия формируют новый стереотип (поэтому он и назван динамическим).

В результате многократного функционирования он все более и более закрепляется и в свою очередь становится все более трудноизменяемым.

Динамические стереотипы особенно устойчивы у пожилых людей и у лиц со слабым типом нервной деятельности, с пониженной подвижностью нервных процессов.

Немного сложновато воспринимать без специального образования, но для понимания темы – желательно ознакомиться.

Динамический стереотип – это закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.

Термин "динамический" подчеркивает функциональный характер этого физиологического образования:

  • формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений;
  • возможность его переделки;
  • угасание при длительных перерывах;
  • ухудшение при утомлении, сильных эмоциях и заболеваниях.

Термин "стереотип" говорит о:

  • закрепленности, целостности образования;
  • тенденции к повторению;
  • известной автоматичности протекания.

И.П. Павлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его образа жизни, образа мышления.

Особенности динамических стереотипов состоят в том, что они:

  • облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий (многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированности, выраженности, делает осуществление динамического стереотипа легким, экономичным, автоматичным; одновременно это освобождает остальные отделы мозга для творческой работы);
  • обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных условиях, а также готовность действовать максимально эффективно в случае, если эти условия возникнут и в будущем;
  • вызывают по механизму временной связи повышение готовности к предстоящей деятельности;
  • обеспечивают наилучшее использование прошлого опыта в новых условиях, для выработки новых связей (взрослый человек, попав в новые условия, совсем не похож на новорожденного, в частности потому, что пытается разобраться в возникшей ситуации на основе своего опыта, используя все ценное в нем, т.е. видоизменяет и динамические стереотипы, приспосабливая их к новым условиям);
  • нередко направляют в течение некоторого времени многие мозговые процессы, так как, возникнув в результате какого-то одиночного возбуждения - "толчка", стереотип начинает развертываться по привычной схеме и доминировать в высшей нервной деятельности.

Итак, если следовать логике И.П. Павлова, то динамический стереотип – это привычка действовать одинаково в одинаковых условиях при минимальном участии сознания и минимальных затратах энергии на основе прошлого опыта.

В каких случаях это хорошо? Совершенно верно – когда вокруг всё хорошо! Окружающую действительность не надо менять, выходить из зоны комфорта не надо, стремиться к новому – тоже не надо.

А если вокруг не всё хорошо? А если вокруг всё (или почти всё) плохо? Ведь динамические стереотипы формируются не только в процессе наработки полезных навыков и привычек, но и вредных тоже. Примеров – сколько угодно! От общеизвестных вредных привычек типа курения до привычки начинать бегать (худеть, лечиться, работать…) с понедельника или привычки считать всех вокруг себя негодяями, а деньги – злом.

И вот в этом случае надо помнить слова из последнего абзаца цитаты из библиотеки Гумера, приведенной выше: динамические стереотипы направляют в течение некоторого времени многие мозговые процессы, так как, возникнув в результате какого-то одиночного возбуждения – "толчка", стереотип начинает развертываться по привычной схеме и доминировать в высшей нервной деятельности.

В переводе с медицинского языка это означает, что не человек осознанно что-то делает, а устоявшаяся привычка (динамический стереотип) руководит человеком. Причем руководит до тех пор, пока он не осознает это и не решит изменить окружающую действительность, покинув привычную зону комфорта и рискнув начать делать что-то другое, чтобы получить другой результат.

Некоторые динамические стереотипы (убеждения, ссылки на собственный опыт, привычка внимать авторитетам, страхи – перед будущим, перед неизвестностью, перед безденежьем, перед преступниками…) весьма устойчивы и не дают просто так себя изменить, держа в плену сознание человека. И вот здесь надо понимать, что ВСЕ динамические стереотипы – это опыт ПРОШЛОГО. А ситуации окружающей действительности меняются всё быстрее и быстрее...

Возникает закономерный вопрос: логично ли багажом прошлого пользоваться в будущем? Логично ли скакать на лошади в надежде обогнать современный локомотив? Наверное, ответ будет одинаковым у всех.

Но тогда возникает другой вопрос: как сломать устойчивый динамический стереотип, чтобы заменить его новым, соответствующим действительности или поставленной цели?

Вот для этого и нужна совместная практическая работа специалиста и клиента в рамках программы "Путь здравия" . Диагностика позволяет выявить патологические динамические стереотипы, а консультативная помощь специалиста помогает не только составить индивидуальный алгоритм замены ненужных динамических стереотипов на желаемые (с помощью наших специалистов, а также применив и эниомодуляторы), но и довести каждого человека до результата.

Что такое динамический стереотип и о его примерах Вы узнаете из этой статьи.

Что такое динамический стереотип?

Динамический стереотип являет собой выработанную строго зафиксированную систему безусловных и условных рефлексов, которые постоянно чередуются. Для того, чтобы его формирование было успешным, необходимо наличие некой последовательности действий безусловных и условных раздражителей. В Центральной Нервной системе в ответ на эту реакцию возникают источники возбуждения, обеспечивающие появление динамического стереотипа.

Иными словами, динамический стереотип – это некая последовательность действий, которые возникают в ответ на раздражители окружающей среды.

Процесс выработки стереотипа являет собой сложную синтезирующую деятельность коры. Вообще он вырабатывается очень трудно, но если стереотип уже выработался, то его «жизнь» следует поддерживать путем напряженной работы корковой деятельности и большинство действий стают автоматическими. Они сохраняются на долгое время и являются фундаментом поведения человека. Динамические стереотипы трудно переделать. Поэтому стоит обратить особое внимание на приемы обучения и воспитания деток с первого года жизни.

Динамический стереотип примеры

Динамический стереотип примеры у человека довольно-таки легко привести. Таким стереотипом может быть любимое хобби, конный спорт, игра на пианино или езда на лыжах. Они даже являются фундаментом таких действий как: бег, ходьба, пользование столовыми приборами, прыжки, письмо и так далее. С динамическим стереотипом хорошо знакомы космонавты, спортсмены, вышибалы, балеруны, музыканты. И потому что они заучивают некий набор движений, которые позже выполняются уже на автомате без помощи нервной системы.

ДС представляет собой цепь условно рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем – сигналом последующей.

Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня.

Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности. Многие действия становятся автоматическими .

Динамический стереотип становится основой образования привычек у человека, приобретения умения и навыков .

Ходьба, бег, катание на лыжах, прыжки, игра на рояле, письмо – все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий.

Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Динамический стереотип – последовательная цепь условно-рефлекторных реакций, которые происходят в строго определенном порядке. Динамический стереотип выражается в том, что на систему различных условных сигналов через определенное время вырабатывается постоянная и прочная система ответных реакций. В этой цепной системе условных рефлексов каждый предыдущий рефлекс является условным сигналом для последующего условного рефлекса. В естественных условиях жизни человека образование динамического стереотипа лежит в основе различных навыков (трудовых, бытовых, двигательных), привычек, режима питания, отдыха и труда, определенной системы поведения. Такие формы поведения человека обеспечивают его деятельность с наименьшими затратами энергии и меньшим напряжением нервной системы, так как действия человека становятся автоматическими.

Выработка динамических стереотипов требует от ребенка значительных усилий, но, если они выработаны, поддержание их не представляет трудностей для нервной системы. Наиболее прочные стереотипы вырабатываются у детей до 5 лет. Отечественные педагоги К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко определили, что формы поведения, воспитанные в первые три года жизни и до пяти лет во многом определяют все дальнейшее поведение человека.

Стереотип можно переделать, поэтому его называют динамическим, но выработка стереотипов осуществляется значительно легче, чем переделка, что связано малой силой и подвижностью нервных процессов. В раннем детстве дети болезненно реагируют на нарушение стереотипа (капризничают, плачут, долго не засыпают, если их положить на новом месте).



В связи с трудностью изменения стереотипа нужно с ранних лет выбирать правильные приемы обучения и воспитания детей.

В период второго детства (7 -10 лет) условные рефлексы образуются легче и быстрее, чем в дошкольном возрасте, и отличаютсябольшей устойчивостью. Клетки коры головного мозга становятся более выносливыми, а нервные процессы более сильными, однако все еще преобладают процессы возбуждения.Нерациональная учебная нагрузка, нарушения режима дня могут вызвать у детей младшего школьного возраста нарушение условно- рефлекторной деятельности, что следует знать учителям начальных классов и родителям.

В подростковом возрасте (11 - 14 лет) возникает ряд неблагоприятных моментов в условно-рефлекторной деятельности в связи с периодом полового созревания. В организме подростков наблюдаются гормональные сдвиги, повышается возбудимость ЦНС, снижается корковый контроль над деятельностью подкорковых структур. В результате преобладания процессов возбуждения вновь появляется выраженная генерализация нервных процессов. Это приводит к тому,что реакции у подростков сопровождаются дополнительными движениями, подобно тому, как это было в раннем детстве. В этот период снижается скорость образования и устойчивость условных рефлексов, наблюдается общее нарушение корковой деятельности, которые проявляются негативизмом и аффективным состоянием: подростки часто противоречат, упрямятся, делают все наоборот, быстро приходят в состояние раздражения.

В юношеском возрасте (15 - 17 лег) происходит окончательное созревание всех физиологических систем, восстанавливается гормональный баланс, снижается возбудимость ЦНС, повышается роль коры головного мозга в регуляции всех систем и психической деятельности. Образование условных рефлексов происходит достаточно легко и быстро, они становятся тонко специализированными, многообразными и совершенными, обладают большой прочностью, устойчивы к внешним раздражителям. Двигательные рефлексы не сопровождаются сопутствующими движениями, они строго локализованы. На скорость образования условных рефлексов характер подкрепления не оказывает влияния, что имело место в младшем школьном возрасте. Нервные клетки у старшеклассников обладают большой выносливостью, нервные процессы сильные и уравновешенные.



Учитель, воспитатель, зная особенности образования условных рефлексов в разные возрастные периоды, может выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения и создать оптимальные условия для полноценного гармоничного развития детей. Педагогам необходимо знать, что чрезмерная учебная нагрузка, грубые нарушения режима дня, психотравмирующие воздействия (конфликты в семье, с друзьями, несправедливые обвинения, постоянный командный тон в общении и т. п.) могут вызвать нарушения высшей нервной деятельности детей - неврозы.

19. Проанализировать теорию И.П.Павлова о типах ВНД .

Изучая «настоящую физиологию» головного мозга собак, И. П. Павлов точно определил понятие высшей нервной деятельности: «Деятельность больших полушарий с ближайшей подкоркой, деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру, законно считать и называть вместо прежнего термина «психической» - высшей нервной деятельностью, внешним поведением животного, противопоставляя ей деятельность дальнейших отделов головного и спинного мозга, заведующих главнейшим образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой под названием низшей нервной деятельностью».

Ясно, что физиология высшей нервной деятельности - это закономерности нервного процесса головного мозга, а не психических функций нервной системы. Отождествление высшей нервной деятельности и психики вульгарными механистическими материалистами привело к отрицанию существования психологии как самостоятельной науки. И. П. Павлов изучал высшую нервную деятельность животных, а не человека и специально подчеркивал недопустимость отождествления высшей нервной деятельности животных с психикой людей.

Особенности ВНД человека . Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизические механизмы, которые определяют особенности его внд. Павлов считал, что специфика внд человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миров, который стал возможен в результате деятельности людей и который выразился в речи.

Основа высшей нервной деятельности - условные рефлексы, возникающие в процессе жизнедеятельности организма, и позволяющих ему целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Выработанные ранее УР способны затухать и исчезать благодаря торможению при изменении среды.

Раздражителями для образования условных рефлексов у человека являются не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.

Особенностью высшей нервной деятельности человека является высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде мышления. Уровень рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой НС. Особенностью внд человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция человеческого мозга.

20. Выявить особенности учения И.П.Павлова о двух сигнальных системах действительности .

Учение Ивана Петровича Павлова о двух сигнальных системах действительности:

Высшая нервная деятельность у человек, так же, как у животных, носит рефлекторный характер. Общими для человека и животных является анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему. Коллективная трудовая деятельность людей способствует возникновению и развитию членораздельной речи, которая внесла новое в деятельность полушарий головного мозга.

Только человеку свойственно высокоразвитое сознание, отвлеченное мышление. У человека в процессе его развития появилось «чрезвычайная прибавка» к механизмам работы мозга – это вторая сигнальная система действительности. Вторая сигнальная система социально обусловлена. Без общества с другими людьми она не развивается.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. Они функционируют совместно.

Из видеофильма: Обезьяна хорошо манипулирует предметами, чтобы достать пищу – у обезьян появляется вторая сигнальная система действительности.

Первая сигнальная система действительности опирается на образы, на ощущения, у нас появляется представление об окружающем мире (обоняние, осязание,). Мы можем выразить словами, а они нет – они имеют ощущения, которые …..

Вторая возникла тогда, когда возникла речь. Человек говорит и выражает свои мысли словами.

Условный рефлекс можем выработать у собаки, если он поддерживается безусловным.

Только у человека слова облекаются в образы.

У дельфинов вторая сигнальная система есть – они начинают понимать человека. Дельфины более близки нам, чем обезьяны. У них очень быстро вырабатываются условные рефлексы. Эволюция идет очень быстро. Момент эволюции сейчас затрагивает человека меньше, чем у людей.

Вторая сигнальная система социально обусловлена, возникает там, где есть общение.

21. Объяснить биологический ритм «сон-бодрствование» .

Сон н его значение. Днем человек бодрствует и ведет активный образ жизни. Ночью он отдыхает и спит. Третью часть своей жизни человек проводит во сне. Во время сна обмен веществ снижается, за­медляется частота сердечных сокращений и т. д. Тем не менее сон это активный психофизиологический процесс, одно из проявлений ко­ординированной деятельности мозга. Во время сна мозг не спеша дает необходимую оценку всей информации, полученной в течение дня. За счет сна организм приводит к норме свою работоспособность. Как следствие, появляются бодрость, тяга к труду. Клетки активно по­требляют питательные вещества и накапливают энергию.

Бессонница очень вредна для организма. При недосыпании болит голова, появляются усталость, быстрая утомляемость, снижаются внимание и память, могут возникнуть заболевания нервной системы и др. Новорожденный спит в сутки 21-22 ч, 6-месячный младенец - 14 ч. годовалый ребенок -13 ч, 4-летний малыш -12 ч, 7-летний - 11ч, 10-летний - 10 ч, 15-летний подросток должен спать 9 ч. С 17- летнего возраста достаточно спать 8 ч.

В соответствии с активностью мозга различают два вида сна: медленный и быстрый. Во время медленного сна в коре мозга наблю­даются медленные электрические волны. Дыхание и пульс замедля­ются, мышцы расслабляются, артериальное давление понижается. Человек крепко спит.

Через некоторое время медленные волны сменяются быстрыми. У спящего человека повышается артериальное давление, дыхание и пульс учащаются, усиливается обмен веществ. Несмотря на то что человек спит, мозг его активно работает.

Электроэн­цефалограмма, или ЭЭГ, показывает более частые ритмы, чем во время бодрствования. Такой сон называетсяпарадоксальным (нео­бычным). Во время быстрого, парадоксального, сна человек видит сны. Сновидения возникают при распространении торможения но коре мозга, в результате торможения подкорковых центров бодр­ствования.

Мозг и весь организм во время сна восстанавливают силы.

Сновидения - сложный психологический процесс, связанный с функциями мозга. Сны зачастую основаны на фактах, событиях, которые когда-то переживал человек, или на переживаниях, кото­рые долгое время занимают его мысли. Часто снятся невероятные комбинации реальных событий, напоминающие бредовые фанта­зии.Иногда во время сна находят решение нерешенные проблемы. Например, известно, что периодическую систему хими­ческих элементов Д. И. Менделеев открыл во сне. Многие люди по- своему толкуют приснившиеся со­бытия. Толкование снов издавна бытует у многих народов, но не имеет под собой научной основы.

Сновидения являются показате­лем работы мозга. Каждый здоро­вый человек видит сны. Если чело­век просыпается в фазе быстрого сна. он помнит и рассказывает, что видел во сне. А если просыпается в фазе медленного сна, он может не помнить сны.

Когда в ходе добровольных экс­периментов людей постоянно буди­ли в состоянии быстрого сна, они спали по 12-14 ч в сутки и все рав­но чувствовали себя абсолютно не выспавшимися.

Следовательно, для полноценной работы мозга необходим быстрый сон.

Гигиена сна. Нарушение сна влияет на биологические ритмы в организме. При этом наблюдаются сдвиги в функциях отдельных ор­ганов и систем органов. Расстройство сна появляется в затруднен­ном засыпании, неглубоком поверхностном сне с частыми и ранними пробуждениями. Одним из распространенных нарушений сна явля­ется бессонница. Она бывает при чрезмерном утомлении нервной сис­темы, при длительной тяжелой умственной работе в результате вол­нений, шумных игр или чтения остросюжетных произведений перед сном. Зачастую причинами нарушения сна являются употребление алкоголя, наркотиков, курение, вредные привычки. Чтобы преду­предить бессонницу, необходимо соблюдать строгий режим труда и отдыха, побольше гулять на свежем воздухе, а также уметь правиль­но чередовать умственный труд с двигательной активностью. Иногда встречается такое заболевание центральной нервной системы, как ле­таргия, когда человек спит продолжительное время. Она может про­должаться от нескольких недель до нескольких лет (рис. 143).

Для нормального спокойного сна необходимо помнить простые пра­вила:

засыпать в одно и то же время; перед сном не наедаться, не пить много жидкостей; не заниматься напряженной умственной работой. Например, ра­боту над уроками нужно прекращать за 1,5-2 ч до сна; создать вокруг себя тишину (выключить свет, телевизор); гулять на свежем воздухе и проветривать комнату перед сном. Значение биоритмов. В течение определенного отрезка времени многие явления в природе ритмически повторяются. Например, сме­на дня и ночи, приливов и отливов, времен года и т. д. В организме человека также постояпно наблюдаются ритмические изменения: сокрашения сердца, распространение возбуждения и торможения по нервным волокнам и др. Ритмические изменения в живом организме называются биологическими ритмами (биоритмы). Они повторяются и влияют на его жизнедеятельность.

Развитие живых организмов на Земле находится под воздействием космических факторов, и прежде всего таких небесных тел, как Солн­це и Луна. Особое влияние на живые организмы оказывает солнечная активность. Соответственно ее колебаниям изменяется внутренняя среда организма. Например, под влиянием магнитных бурь у человека изменяется кровяное давление, нарушается работа центральной нервной системы. Солнечная активность может также влиять на твор­ческую деятельность.

В период полнолуния у человека, как у всего живого, повышается обмен веществ, усиливается нервно эмоциональная напряженность. В эти дни он Солее раздражителен и пр. В период новолуния преобладают процессы торможения.Человек более спокоен и устойчив к стрессам.

Наука, изучающая биоритмы организмов, называется хронобиологией (от греч. хроиос время). Иногда эту науку называют биоритмологией.

Ритмичность качество, присущее живым организмам. Но законам биоритмов организм растет, развивается, приспосабливается к услови­ям внешней среды. Координированная регуляция ритмов в организме человека осуществляется нервной и эндокринной системами. Вместе с тем в регуляции ритмичности функций большое значение играют со­циальные факторы. Так, человек подчиняется режиму работы и дру­гим регламентам, касающимся суточных ритмов.

11оякление биоритмов начинается, когда эмбрион еще развивается н утробе матери. Рождение ребенка на свет играет особую роль н их фор­мировании. В связи со сном и6ол1>ствовамием складываются биоритмы в системе кровообращения и дыхания. Большую роль играют воспитание И правильная.организация режима дня. В период полового созревания биоритмам свойственны колебания. К 20-30 годам они становятся ус­тойчивыми. в результате чего повышается работоспособность. С возрас­том биоритмы меняются, некоторые из них вообще могут исчезнуть. Раз­лад биоритмов - один из признаков старения.

Организму человека свойственны также сезонные колебания. Тнк. соответственно смене времен гада изменяются обмен веществ, термо­регуляции, работоспособность. Осенью и зимой снижается устойчи­вость организма к заболеваниям.

Существуют также недельные циклы. В связи с этим меняется и рабо тоспособность человека. В понедельник (день тяжелый) мы входим в тру­довой ритм. Вторник, среда и четверг период устойчивой работосно собност. пятница и суббота - аил активности, период утомления.

В организме человека явно наблюдаются и суточные ритмы. В зави­симости от времени суток у человека меняются показатели кропи, желу­дочного сока, сердечной и эндокринной систем. Например, в 3 ч ночи у наг самое низкое артериальное давление, снижены частота пульса и ды­хания. В 9 ч утра сердце работает на полную мощь. В I б.00 а крови обыч­но повышается содержание сахара и т. д. Многие заболевания moot быть

связаны непосредственно с нарушением суточных ритмов. Поэтому не­обходимо правильно питаться н отдыхать, вовремя ложиться спать.

Колебания работоспособности у разных людей не бывают одинако­выми. Все люди условно делятся на 3 основных типа. «Жаворонки» про­сыпаются рано утром бодрыми и работоспособными и предпочитают рано ложиться спать. «Совы* обычно засыпают за полночь. Утром они тяжело поднимаются с постели. Все жизненные показатели н это время у них снижены. Активными они становятся к 16 ч. «Нормального* рас­порядка дня придерживаются «голуби*, которых среди нас больше все­го - 60%. Возможности их организма наиболее оптимальны в поздние утренние и дневные часы.

Помимо суточных, недельных и сезонных колебаний существуют и годичные. Так. профессор А. Л. Чижевский в своей книге «Земное эхо солнечных бурь* установил зависимость между11-12-летними цикла­ми активности Солнца и многими явлениями в биосфере.

О Биологические ритмы (биоритмы), медленный и быстрый (пара­доксальный)сон. бессонница, летаргия, хронобиология.

22. Рассказать о гигиене учебно-воспитательной работы .

Школьное обучение представляет собой результат совместной деятельности учителя и ученика. В связи с этим необходимо различать гигиенические требования, предъявляемые и к педагогу, и к ученику. Это помогает, с одной стороны, выработать систему индивидуальных действий ученика, которая включает в себя планирование всех этапов учебной деятельности, подготовку и содержание в порядке рабочего места, выполнение заданий в соответствии с принципом от легкого к трудному, от простого к сложному и др. С другой стороны, рациональное распределение рабочей нагрузки учителя в течение дня, устранение перерывов между уроками, учет трудности учебного предмета при составлении расписания, предоставление максимальной возможности для расширения знаний входят в понятие научной организации труда учителя. К гигиене педагогического труда также относятся нормирование деятельности каждого учителя (при этом учитывается нарастание утомления на протяжении рабочего дня), возможность ежедневного отдыха, отдыха в выходные дни, смена деятельности во время каникул, полноценный отдых летом.

Научно-гигиенические основы труда детей. Умственная работа является продуктом деятельности клеток коры головного мозга, которая у детей обычно сопровождается двигательной активностью – работой мышц. Мышечная работа, в свою очередь, связана с деятельностью центральной и периферической нервной системы. Таким образом, труд ученика представляет собой продукт обязательного сочетания умственного и физического труда.

Научно-гигиеническая организация труда школьника включает в себя организацию учебного и воспитательного процесса, а также отдыха с учетом физиологических возможностей ребенка. Сюда входит создание оптимальных условий, которые способствуют сохранению работоспособности ребенка, его нормальному росту и развитию, укреплению его здоровья. Следовательно, все стороны учебы и воспитания детей (соблюдение режима дня, возрастное нормирование нагрузки на нервную систему и мышечный аппарат, правильная организация быта, полноценный отдых) должны быть тесно взаимосвязаны. Недостаточное удовлетворение физиологических потребностей ребенка ведет к угнетению нормальных жизненных функций, снижению устойчивости к неблагоприятным факторам, повышению восприимчивости к инфекционным болезням, нарушению взаимосвязи между системами организма, отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности.

В гигиене значительное внимание уделяется соблюдению физиологических норм, влияющих на способности ребенка. Основными ограничительными факторами являются утомление и переутомление.

Утомление и переутомление. Результатом любой достаточно длительной работы является утомление организма в связи с тем, что в процессе деятельности запасы энергии, накопленные в клетках и необходимые для работы, постепенно истощаются. Постепенное нарастание умственного утомления выражается в снижении работоспособности: уменьшается количество и ухудшается качество сделанного, снижается интерес к работе, нарушается координация отдельных операций, рассеивается внимание, ослабляется память, появляется неуверенность. Временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани и всего организма в целом называется утомлением. Это естественное физиологическое явление.

Физиологическую природу и нервные механизмы умственного утомления объясняет классическая рефлекторная теория Сеченова – Павлова, в соответствии с которой источник ощущения усталости находится «исключительно в центральной нервной системе», а не в мышцах, как считалось ранее. Утомление корковых клеток И.П. Павлов рассматривал как их «функциональное разрушение», а наступающее в них торможение – как процесс, предотвращающий дальнейшее разрушение и дающий возможность клеткам восстановить свое нормальное состояние.

Таким образом, утомление – это естественное временное физиологическое состояние организма. Избежать его нельзя, но умелое использование методики работы и своевременная разгрузка организма позволяют на некоторое время отсрочить утомление.

Признаки утомления у детей обычно появляются к концу четвертого-пятого урока: возникают вялость, рассеянность, сонливость, внимание плохо концентрируется, возможны нарушения дисциплины. Если возникшее утомление не сменяется отдыхом, то наступает переутомление, которое очень вредно для организма, поскольку связано с превышением функциональных возможностей корковых клеток и является запредельным. Переутомление школьников связано с чрезмерной нагрузкой, сочетающей учебную работу и занятия в кружках, музыкальной, спортивной школах, нарушение режима дня и правил личной гигиены.

Обычно переутомление проявляется сразу после перегрузки, но может возникнуть и через некоторое время. Например, если в период летних каникул отдых ребенка организован неправильно, то в начале учебного года это может и не сказаться на успеваемости, однако работоспособность такого ученика снизится значительно раньше, чем у нормально отдохнувшего ребенка.

Чтобы устранить острое (быстрое и однократное) утомление, как правило, достаточно хорошо выспаться ночью. Систематическое утомление и переутомление одним нормальным сном не устраняется. Для этого необходимы отдых в течение не менее двух недель, высококалорийное питание с обилием витаминов, водные процедуры, соответствующая организация сна. Употребление тонизирующих средств и напитков при этом нежелательно.

Чтобы предупредить утомление, необходимо правильно и рационально организовать труд школьника. Это обеспечивается усилиями учителя, так как сами дети к этому еще недостаточно способны в связи с возрастными особенностями.

Понятие о «школьной зрелости» ребенка. В нашей стране обязательное школьное обучение детей введено с 6–7 лет. Как правило, к этому времени организм ребенка морфологически и функционально подготовлен для обучения. Тем не менее поступление ребенка в школу – это поворотный момент в его жизни, ломающий стереотип, выработанный в дошкольных учреждениях и семье.

Самыми трудными для большинства учащихся обычно бывают первые 2–3 месяца учебы. Возможно даже возникновение такого состояния, которое определяется врачами как адаптационная болезнь (еще ее называют «школьным стрессом» или «школьным шоком»). В задачу педагога входит облегчение периода адаптации ребенка к новым условиям, т. е. уменьшение нервно-психологической травматичности переходного периода от дошкольной жизни к школьной.

Понятие школьной зрелости, т. е. функциональной готовности ребенка к учебе, относят к числу важных проблем возрастной физиологии, педагогики, психологии и школьной гигиены. С ним связана характеристика уровня физического, психического и социального развития, при котором ребенок становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе. Педагоги, врачи, психологи должны учитывать степень школьной зрелости, так как дети, не достигшие этого уровня, становятся неуспевающими учениками.

Чтобы определить степень школьной зрелости, используют тест, предложенный в 1955 г. немецким психологом А. Керном и усовершенствованный И. Ирасеком в 1966 г. Тест Керна – Ирасека состоит из следующих заданий: ребенку предлагают нарисовать человека и точки, расположенные в определенном порядке, по памяти после их демонстрации и срисовывать фразу, написанную прописью. Работа оценивается по пятибалльной системе – от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Сумма баллов за отдельные задания является общим показателем. Дети, получившие за выполнение трех заданий теста от 3 до 5 баллов, считаются готовыми к систематическому обучению. Получение 6–8 баллов указывает на необходимость дополнительной подготовки детей к школе (это так называемые среднезрелые дети). Оценка в 9 и более баллов говорит о неготовности к школьному обучению.

Индивидуальный подход к детям. Появится ли интерес учеников к уроку, зависит от мастерства учителя, от его умения преподносить материал с учетом возрастных особенностей учеников, а также от физического состояния детей, типа их высшей нервной деятельности и функциональных возможностей.

Чаще всего состав учеников в классе неоднороден: встречаются дети с ослабленным здоровьем и более низким уровнем подготовки, нуждающиеся в индивидуальном режиме и подборе особого материала для домашних заданий, консультациях, дополнительных занятиях.

Для детей, страдающих хроническими болезнями (ревматизмом, туберкулезной интоксикацией), предусмотрен свободный от посещения школы один день в неделю, когда они работают дома по заданию учителей. Решение о предоставлении ребенку свободного от посещения школы дня выносит педсовет на основании медицинских документов. Прежде всего на такую льготу претендуют дети, которые живут на расстоянии 500 м и далее от школы.

Динамический стереотип, механизм его образования и возрастные особенности

Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день. Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время. Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.

Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно.

С физиологической точки зрения навыки представляют собой динамические стереотипы, иными словами, цепи условных рефлексов. Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деят-ти коры. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деят-ти, многие действия при этом становятся автоматическими.

Стереотипы сохр-ся долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы очень трудно поддаются переделке. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особой внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с 1х лет жизни.

36. Особенности ВНД человека. Закономерности условнорефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и человеку. Однакоповедениечеловека настолько сильно отличается отповеденияживотных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизические механизмы, которые определяют особенности его внд. Павлов считал, что специфика внд человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миров, который стал возможен в результате деятельности людей и который выразился в речи.

Основа высшей нервной деятельности - условные рефлексы, возникающие в процессе жизнедеятельности организма, и позволяющих ему целесообразнореагироватьна внешниераздражителии тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Выработанные ранее УР способны затухать и исчезать благодаря торможению при изменении среды.

Раздражителями для образования условных рефлексов у человека являются не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.

Особенностью высшей нервной деятельности человека является высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде мышления . Уровень рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой НС. Особенностью внд человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция человеческого мозга.

Две сигнальные системы действительности

Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности -это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) -этовторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепленияв течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом “вводится новый принцип нервной деятельности -отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов -принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека -науку”.

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции -коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

I СС является физиологической основой конкретного (предметного) мышления и ощущений; а II ССД – основой абстрактного (отвлеченного) мышления. Совместная деятельность сигнальных систем у человека является физиологической основой умственной деятельности, основой общественно-исторического уровня отражения как сущности психики и преобразования образов и сигналов в представления.

II СС является высшим регулятором человеческого поведения. II СС, взаимодействуя с I СС, служит физиологической основой специфически человеческих форм отражения действительности – сознательного отражения, регулирующего целенаправленную планомерную деятельность человека не просто как организма, а как субъекта общественно-исторической деятельности.

С точки зрениясигнальных систем ВНД человека имеет три уровня своего механизма:

    первый уровень – бессознательный, его основу составляют безусловные рефлексы;

    второй уровень – подсознательный, его основу составляет I СС;

    третий уровень – сознательный, его основу составляет II СС.

Речь значительно повысила способность мозга человека отражать действительность. Она обеспечила высшие формы анализа и синтеза.

Сигнализируя о том или ином предмете, слово выделяет его из группы других. Это аналитическая функция слова. В то же время слово как раздражитель имеет для человека и обобщающее значение. Это проявление его синтетической функции.

Физиологический механизм приобретенных сложных форм обобщения заложен у человека в свойствах слова как сигнала сигналов. Слово в этом качестве формируется благодаря его участию и образованию большого количества временных связей. Степень обобщения нельзя рассматривать как постоянную, устойчивую категорию, потому что она меняется, и, что особенно важно, в зависимости от условий формирования временных связей у учащихся в процессе их обучения. В физиологическом отношении в основе обобщения и отвлечения выступают два принципа:

    образование системности в коре мозга;

    постепенное сокращение сигнального образа.

Исходя из этих представлений о сущности механизма процесса обобщения, оказывается более понятным и представление об основах формирования новых понятий. В этом случае превращение слов в интеграторы различных ступеней следует рассматривать как развитие у школьников более широких понятий. Такие изменения приводят к построению все более сложной системности и к более широкому развитию объема интеграции. Угасание условных связей, входящих в эту систему, суживает объем интеграции и, следовательно, затрудняет формирование новых понятий. Отсюда следует вывод, что формирование понятий в физиологическом смысле имеет рефлекторную природу, т.е. его основу составляет формирование временных связей на речевой условный сигнал с адекватным ему безусловно-рефлекторным подкреплением.

У ребенка младшего школьного возраста в связи с недостаточным развитием второй сигнальной системы преобладает наглядное мышление, поэтому и памятьего имеет преимущественно наглядно-образный характер. Однако вместе с развитием второй сигнальной системы у ребенка зарождается начало теоретического, отвлеченного мышления.

Взаимодействие сигнальных систем является наиболее важным фактором в формировании конкретного и абстрактного. В процессе установления взаимоотношений между сигнальными системами возможно появление помех преимущественно за счет наиболее ранимой второй сигнальной системы. Так, например, при отсутствии стимулов, способствующих развитию второй сигнальной системы, мыслительная деятельность ребенка задерживается, а преобладающей оценочной системой его взаимоотношения с окружающей средой остается первая сигнальная система (образное, конкретное мышление). Вместе с тем желание воспитателя как можно раньше заставить проявиться абстрактным способностям ребенка, не соизмеряя это с достигнутым ребенком уровнем умственного развития, тоже может привести к нарушению проявлений второй сигнальной системы. В этом случае первая сигнальная система выходит из под контроля второй сигнальной системы, что легко можно заметить по поведенческим реакциям ребенка: у него нарушается способность к обдумыванию, спор приобретает не логический, а конфликтный, эмоционально окрашенный характер. У таких детей быстро развиваются срывы в поведении, появляются обидчивость, плаксивость, агрессивность.

Нарушение взаимоотношений между сигнальными системами можно устранить педагогическими приемами. Примером этого могут быть средства и методы, применявшиеся А.С.Макаренко. Воздействуя словом (через вторую сигнальную систему) и подкрепляя действием (через первую сигнальную систему), ему удавалось нормализовать поведение даже у очень «трудных» детей. А.С.Макаренко считал, что главное в развитии ребенка – умелая организация его разнообразной активной деятельности (познавательной, трудовой, игровой и др.). Взаимодействие сигнальных систем способствует формированию такой деятельности и, очевидно, что этим обеспечивается, кроме того, и необходимое развитие нравственного воспитания.

Вторая сигнальная система легче подвергается утомлению и торможению. Поэтому в начальных классах занятия должны быть построены так, чтобы уроки, требующие преобладающей деятельности второй сигнальной системы (например, математика), чередовались с уроками, в которых преобладала бы деятельность первой сигнальной системы (например, естествознание).

Учение о сигнальных системах имеет важное значение для педагогики еще и потому, что предоставляет учителю большие возможности для установления необходимого взаимодействия между словесным объяснением и наглядностью в процессе обучения, для воспитания у учащихся умения правильно соотносить конкретное с абстрактным. «Живое слово» учителя уже является средством наглядности. Искусство владеть словом заключается, прежде всего, в умении вызвать у учащихся яркое представление, «живой образ» того, о чем рассказывает учитель. Без этого рассказ учителя всегда скучен, неинтересен и плохо сохраняется в памяти учащихся. Важно в практике учителя также и умелое сочетание слова с наглядностью. В школьной методической практике установилось прочное убеждение в несомненной пользе наглядного обучения, что относится преимущественно к обучению в начальных классах. Действительно, в учебном процессе предметная наглядность выступает и как объект изучения, и как источник знаний, усваиваемых учащимися в процессе обучения. Наглядность обучения является средством организации разнообразной деятельности учащихся и используется учителем для того, чтобы обучение было наиболее результативным, доступным и способствовало развитию детей. Совместное действие слов и средств наглядности способствует появлению внимания учащихся, поддерживает их интереск изучаемому вопросу.

Сочетание слова с наглядностью принимает одну из наиболее употребительных форм: слово выступает как условный сигнал для деятельности учащегося, например, как сигнал для начала изучения им программного вопроса, а наглядность служит средством восприятия. Причем, сущность явления воспринимается учащимися из словесного объяснения, а наглядность лишь служит средством, подтверждающим правильность объясняемого, и создает убежденность в этом. Учитель может применять каждый метод в отдельности или оба вместе, но всегда следует помнить, что в физиологическом плане они не однозначны. Если при первом способе применения наглядности у учащихся преобладающим оказывается развитие первой сигнальной системы, что выражается в формировании конкретного представления об изучаемом предмете или явлении, то во втором, напротив, преобладающее развитие получает вторая сигнальная система, что выражается в формировании абстрактного представления, которое играет здесь большую роль, т.к. наглядное только подтверждает абстрактное представление. При правильном применении каждого из этих методов можно добиться необходимого взаимоотношения между первой и второй сигнальными системами, не делая ни одну из них чрезмерно преобладающей. В противном случае у учащегося окажется более развитой или способность воспринимать только конкретное, и тогда он будет в трудном положении каждый раз, когда необходимость заставит его применить способности к абстрагированию, или, может быть, наоборот, - способность воспринимать только абстрактное будет ставить учащегося в трудное положение каждый раз, когда он должен будет обратиться к конкретному материалу. Следовательно, сочетание словесного объяснения с наглядностью может служить педагогике и оказаться эффективным только в том случае, если учитель найдет средства к установлению необходимой взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами действительности, выражающими у людей конкретное и абстрактное представления об окружающей среде.

Индивидуальные свойства нервной системы оказывают влияние на условнорефлекторную деятельность организма. Поэтому характер высшей нервной дея­тельности в значительной мере определяется совокупностью свойств, присущих индивидууму (наследственность, предыдущий жизненный опыт и тип нервной системы). От типа нервной системы но многом зависит скорость обра­зования условных рефлексов, их прочность, интенсивность внут­реннего и внешнего торможения, быстрота иррадиации и кон­центрации нервного процесса, способность к индукции и степень устойчивости к болезнетворным агентам.

Изучая комплекс индивидуальных особенностей ВНД у жи­вотных и человека, И. П. Павлов и его последователи установили три основных функциональных признака ВНД: 1). сила процессов возбуждения и торможения - способность корковых нервных клеток адекватно отвечать на сильные и чрез­вычайно сильные раздражители и в ответ на них развивать возбуждение или торможение; 2). уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т. Е. равновесие их по силе. Иногда у одних организмов возбуждение превалирует над торможением, у других - наоборот. В та­ком случае у первых сравнительно быстро образуются положи­тельные условные рефлексы, но затруднена выработка дифференцировок (особенно тонких), у вторых на те же раздражители развивается общее торможение коры; 3). подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой один процесс может смениться другим (в связи с изменением обстановки).

На основании указанных признаков И. П. Павлов выделил общие типы ВНД, встречающиеся у людей и животных, и част­ные, присущие только людям.

И. П. Павлов выделил четыре общих типа высшей нервной деятельности : I) сильный, неурав­новешенный (с преобладанием возбуждения над торможением), трудно поддающийся воспитанию (дрессировке); 2) сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов. При таком типе ВНД наблюдается быстрое привыкание к об­становке, активная реакция на новые раздражители; 3) сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов, незначительная реакция на новые раздражители (медлитель­ность во всех действиях); 4) слабый, с недостаточным развитием возбуждения и торможения. При этом отмечается быстрая истощаемость организма, трусость, потеря работоспособности при необычных раздражителях, легкость перехода в заторможенное состояние.

По мнению И. П. Павлова, приведенные четыре типа ВНД, в чистом виде обнаруживаемые в опытах, совпадают с четырьмя видами темперамента человека, которые были известны еще Гиппократу. Так, первый тип соответствует холерическому темпераменту, второй - сангвиническому, третий - флегматиче­скому, а четвертый - меланхолическому. Однако между типом нервной системы и темпераментом нет тождественности, так как в понятие «темперамент», кроме функциональных особенностей нервной системы, включается оценка положения и условий жиз­ни человека, характеристика исторической эпохи и практической общественно-трудовой деятельности. Тип высшей нервной деятельности проявляется не только во взаимоотношении организма с внешней средой, но и в характере деятельности внутренних органов.

Частные тины высшей нервной деятельности. И. П. Павлов, анализируя функциональное состояние нервной системы людей с учетом врожденных способностей, выделил три типа: художе­ственный, мыслительный и средний. Правда, в этой области ещё не все ясно: некоторые вопросы не раскрыты до конца, нет адек­ватных методов и тестов для определения этих типов, многое характеризуется чисто описательно.

Художественный тип отличается более усиленной работой первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мыш­ления широко пользуются чувственными восприятиями окру­жающего мира. Они воспринимают действительность целиком, не дробя ее на части.

Мыслительный тип характеризуется более усиленной работой второй сигнальной системы, усиленным мышлением, резко выра­женной способностью к абстрагированию от действительности, основанной на стремлении анализировать, дробить действитель­ность на части, затем соединять их в единое целое.

Средний тип характеризуется уравновешенностью двух сиг­нальных систем, наличием признаков художественного и мысли­тельного типа.

Русский физиолог Н. И. Красногорский (1918) впервые попытался установить типы ВНД у детей. В ра­боте «О нервности в детском возрасте и о мерах борьбы с ней» он пишет о двух типах - перевозбудимом и инертно-тормозном, положив в основу классификации состояние возбуждения и тор­можения, а также подвижность этих процессов в мозговой коре.

В последующем сделано несколько попыток изучения нерв­ной деятельности детей(В. Н. Осипова в 1926 г., Я. М. Лобач и Д. X. Шапиро и 1930 г., Н. Г. Сорохтин в 1936 г. и др.), однако в каждой из предлагавшихся классификаций упущены те или иные стороны нервной деятельности детей (сила, подвижность и т. д.).

А. Г. Иванов-Смоленский и сотрудники его лаборатории пред­ложили классификацию типов ВНД у детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, в которой выделены следующие типы: лабильный, инертный, возбудимый и тормоз­ной. За основу классификации они взяли два принципа: подвиж­ность и уравновешенность нервных процессов. При этом отмече­но, что дети с неуравновешенным типом ВНД (особенно возбудимые) чаще встречаются и младшем школьном, чем в сред­нем и старшем, возрасте.

В 1954 г. Н. И. Красногорский предложил новую классифика­цию типов ВНД у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкоркой. Эта классификация в настоящее время является более полной и включает четыре типа.

Первый - сильный, оптимально возбудимый, уравновешен­ный, быстрый сангвинический тип, характеризующийся быст­рым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и тормо­жение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети отличаются хорошим поведением, жи­вым темпераментом и не представляют трудности для воспита­ния. Речь у них быстрая и громкая, отчетливая, с правильными ударениями и интонацией, с богатым запасом слов, иногда силь­ной жестикуляцией и выразительной мимикой.

Второй - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип флегматичный. Условные рефлексы у детей с таким типом ВНД образуются быстро и прочно, имеют прочные тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к силе услов­ного раздражителя, отличаются примерным поведением, успешно учатся. Речь у них правильная, с достаточным словарным запа­сом, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. При трудных заданиях дети повышают свою активность и стараются их выполнить.

Третий - сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный холерический тип, характеризующийся сильной подкорковой деятельностью, которая не всегда в полной мере регулируется корой, Условные связи образуются медлен­нее, чем у детей первых двух типов. Дети учатся удовлетворитель­но, но тяжело приспосабливаются к требованиям школы. Они высокоэмоциональны, возбудимы и вспыльчины, им свойственны «взрывы» необоснованных реакций, сопровождающихся подвиж­ностью, поэтому их речь, хотя и развивается нормально, бывает неровной, с колеблющимися интонациями. Воспитание таких де­тей представляет большие трудности.

Четвертый - слабый, пониженно возбудимый, уравновешен­ный, меланхолический тип, отличающийся общей пониженной возбудимостью коры и подкорки, сравнительно низкой деятель­ностью первой и второй сигнальных систем. У таких детей мед­ленно образуются условные рефлексы. Они быстро утомляются и впадают в тормозное состояние. Речь их слабая и тихая, бедна словами. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Тип ВНД и общее поведение каж­дого человека представляют собой «сплав» из врожденных осо­бенностей, полученных по наследству (генотип), и черт, приоб­ретенных в течение жизни (фенотип). Процесс изменения типа ВНД продолжается всю жизнь, а способность к перестройке типов ВНД названа пластичностью нервной системы. Пластичность - процесс динамический.

Поведение школьника обусловлено не только прирожденными физиологическими свойствами нервной системы, но и социаль­ными условиями. Определяя тип ВНД и характер ученика любо­го возраста, надо учитывать социально-бытовые условия, ибо от­ношения в семье и общественном окружении маскируют тип, на­кладывая на него свою печать. Пластичность типов ВНД И. П. Павлов считал «важнейшим педагогическим фактом» воспитания, тренировки и переделки характера человека. А если учесть, что все окружающее влияет на организм тем сильнее, чем он моложе, то становится ясным, что формирование типа ВНД должно начинаться с рождения и продолжаться в дошкольном, школьном и послешкольном воз­расте. Тип ВНД ребенка и взрослого может измениться в связи с перенесенной болезнью, психическим потрясением и другими факторами. В таких случаях возможно «исправление» и перевос­питание мерами индивидуального и общественного воздействия, т. е. повышением «закалки характера».

38. Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но ихранит ,накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Сергей Леонидович Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а, по словам Ивана Михайловича Сеченова, он постоянно находился бы в положении новорожденного.Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом .

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой человек сталкивается в своей жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательна и работаетпо своим законам . С одной стороны, в психике сохраняется значимая для жизни индивида информация, а с другой – человек «избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, а его бы деятельность была полностью парализована. Это и позволяет утверждать, что память – представляет собой способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации (того, что человек отражал, делал, переживал), что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.

Таким образом, память – это важнейшее условие психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Исследования памяти ведутся в рамках различных подходов. Физиологический подход сводится к изучению физиологических механизмов запоминания и сохранения информации. Например,О. Хебб (1949) установил, что информация кратковременно запоминается в психике благодаря возникновению электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы («синапс» – место соединения нервных клеток). Это облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. В исследованиях советского ученогоЕ. Н. Соколова показано, что повторяющееся воздействие внешнего раздражителя приводит к формированию в нервной системе «следа», сохраняющего параметры раздражителя. Этот след назван ученым «нервной моделью стимула».Биохимический подход предполагает, что память функционирует благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Признается, что сигналы из внешнего мира вызывают химические изменения в нервных клетках. При этом происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов, что и является предпосылкой запоминания.Психологический подход исследования памяти связан с положениями ряда теорий относительно психических механизмов запоминания. Рассмотрим идеи некоторых теорий.



Рекомендуем почитать

Наверх