А п платонов разноцветная бабочка читать полностью. А

Рецепты 17.01.2024

На берегу Черного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к небу, жила в каменной хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли розы. В старину здесь тоже было цветочное поле, и тогда Анисья работала в цветоводстве, а теперь она уже давно не работает и живет на пенсии и ест хлеб, который ей привозят из колхоза, как старому почтенному человеку. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян. Однако дедушка Ульян говорил, что когда он еще молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой и никто тогда не знал, сколько Анисье лет и с каких пор живет она на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому что забыла. Помнила она только, что в ее время горы были молодые и не покрыты лесом. Так она сказала когда-то одному путешественнику, а тот напечатал ее слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу его все забыли.

Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье; он приносил ей меду, чинил ей обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь.

Потом они садились на камень у входа в жилище и беседовали по душам. Старый Ульян знал, что едва ли он придет в гости к Анисье на следующий год: он уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать.

В последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная дужка очков, которые носила Анисья, стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот сломится, – дужка истерлась от времени о переносицу Анисьи. Тогда Ульян укрепил дужку проволокой, чтоб очки еще служили и через них можно было смотреть на все, что есть на свете.

– А что, бабушка Анисья, нам с тобой срок жизни весь вышел, – сказал Ульян.

– Ан нету, у меня срок не вышел, – отозвалась Анисья, – у меня тут дело есть, я сына ожидаю. Покуда он не вернется, я жить должна.

– Ну живи, – согласился Ульян. – А мне пора.

– Раз пора, так чего даром-то живешь! – произнесла Анисья. – Я тут по делу, а ты чего?

– А может, и ты напрасно сына ожидаешь, – сказал Ульян. – Ведь когда он у тебя был-то и куда ушел! Никто и не помнит его. Должно, и кости его в пропасти сотлели, и ветер давно унес его прах. Где теперь ты сыщешь своего сына?

Ветхая Анисья здесь осерчала и велела Ульяну уйти от нее.

– Мой сын далеко, а сердце мое чувствует его и умереть не может, пока он жив. Он сам вернется ко мне, и я дождусь его. А ты иди домой, ты по-пустому живешь.

Ульян ушел и вскоре умер от старости лет, а Анисья осталась жить и ожидать своего сына.

Сын ее Тимоша убежал из дому, когда был еще маленьким, а Анисья была молодой, и с тех пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из дому в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек.

К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына:

– Тимоша, Тимоша!.. Ты опять заигрался и забегался, и ты забыл про меня.

И сын отзывался ей издали:

– Сейчас, мама, я только бабочку одну поймаю.

Он ловил бабочек и возвращался к матери. Дома он показывал бабочку и горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу.

– Мама, чего она не летит? – спрашивал Тимоша, перебирая крылышки у бабочки. – Пусть она лучше летает. Она умрет теперь?

– Не умрет и жить не будет, – говорила мать. – Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!

– А мне надо, – сказал сын Тимоша. – Я хотел поглядеть, отчего она такая.

– Какая она тебе! – говорила мать. – Бабочка и бабочка, их много.

– А эта такая, лучше всех.

– А есть небось и еще лучше, еще нарядней, чем эта.

– А я их, как увижу, догоню и поймаю, – пообещал сын Тимоша.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

ХОД УРОКА

Орг. Момент

Создание комфортной атмосферы

Психологический настрой

Приветствие

У - умные

Р - рассудительные

О - общительные

К - красноречивы

Называют варианты своих слов

Речевая разминка

Работа в группах

Создание проблемной ситуации

Проблема:

Цель:

Задачи:

Актуализация знаний.

Формулировка темы урока

Решение проблемной ситуации

Смысл произведения

Работа с текстом

Работа в группах по прочитанному тексту

Прогнозирование

Дом. Задание

Рефлексия

Итог урока

А сейчас мы будем учиться красноречиво говорить.(скороговорки у каждого на парте;отрабатывать. Четко и понятно выговаривать)

Какое сегодня число?(16)

Звук(М)-называет следующий номер(1-22)

Собери пословицу

1)Сердце матери лучше солнца греет.

2)Маменька родимая - свеча неугасимая.

3)Родных много,а мать роднее всего.

С каким литературным произведением можно соотнести эти пословицы?

(Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»)

Не смогли ответить на вопросы, которые возникли при самостоятельном чтении произведения.

Проанализировать прочитанное произведение.

Повторить содержание.

Определить черты характера главных героев.

Раскрыть эмоциональную окраску.

Определить главную мысль.

С каким произведением мы продолжаем работать на уроке?( «Разноцветная бабочка»)

К какому разделу относится произведение?(О совести и долге)

Как вы думаете, почему?

Что это за жанр? (Легенда)

Вспомните значение слова легенда.

Легенда - фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице.

Обратить внимание детей на то, что легенда характеризуется словом предание.

Работа со словарем.

О чём рассказывается в легенде? (О мечте)

- Как вы считаете, что здесь реально, а что вымысел?

Реальность- Бабочка

Вымысел-? Вымысел - это плод воображения (фантазии) автора, создание сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в предшествующем искусстве и реальности

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель? Какая основная мысль (идея) этого произведения? (Высказывания детей)

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? (Нет)

А что для этого нужно сделать? (Проанализировать легенду)

Обратить внимание детей на то, что легенда характеризуется словом предание.

Работа со словарем.

Найдите значение слова “предание”.

(Предание – рассказ о былом, передаваемый из поколения в поколение).

А зачем же так долго нужно хранить в памяти эту легенду? Чему же она нас учит?

Ребята, сегодня мы продолжаем работу с произведением. «Разноцветная бабочка»? А.Платонова

Как вы думаете, почему рассказ называется «Разноцветная бабочка»?

Какую роль играет бабочка в развитии сюжета?

(Она явилась причиной ухода сына из дома. За ней, как за своей мечтой, ушёл Тимоша…)

Вспомним эпизод, где говорится, как Тимоша ушёл от мамы.

В жизни у каждого появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу.

Какой бы не была мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

Герои произведения:

Смысл произведения в том, что ради любви, ради ласки близкого тебе человека стоит отдать свою жизнь.

Работа над содержанием текста


Ребята кто главные герои? (Анисья, Тимоша )
А где жила Анисья, прочитайте отрывок? (
На берегу Черного моря….росли розы.)
Сколько лет было Анисье?(
полтора века)

Как вы думаете, почему Анисья осерчала на Ульяна?

( потому что он сказал, что ее сын погиб уже давно)
А зачем Тимошка каждое утро убегал ид дома? (
он ловил бабочек)
А почему бабочки больше не летали, если Тимоша их ловил?

Вспомним эпизод, где говорится, как Тимоша ушёл от мамы.(Каждый день…..)

Ребята, а откуда в горах возникла тропинка?

Найдите описание бабочки.

Почему Тимоша побежал за бабочкой?

Почему Тимоша хочет поймать бабочку, а потом звезду?

(Тимошу увлекает красота великолепной бабочки, а потом манит свет доброй жмурящейся звезды. Много соблазнов возникает перед ребёнком, открывающим для себя мир! И Тимоша готов «разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос». Протянув руку за сияющей бабочкой, мальчик предлагает ей: «Давай поговорим!»)

Что случилось с Тимошей, когда он хотел схватить звезду?
-А что Тимоша сделал с воробьем?
-Как вы оцениваете его поступок? (чтение эпизода)

Можно ли так поступать?
- Зачем мальчик стал царапать гору ногтями?
Какие события могли произойти дальше с Тимошей?

Чем опасны увлечения Тимоши?

(Поражённый чем-то новым, красивым, необычным, Тимоша отрекается от того, что было дорого ему прежде. «А я звезду схвачу! – подумал Тимоша. – Звезда ещё лучше, а бабочки мне теперь не надо». В многоцветной палитре мира мальчику открывается новый цвет, но угасают другие краски – одно вместо другого. В погоне за бабочками Тимоша забывает о матери. Устремившись к звёздам, он готов забыть бабочек. Тимоша пытается насладиться красотой, присвоив её: «Я одну только бабочку поймаю, самую хорошую, последнюю». Потом оказывается неспособным хранить прекрасное в душе: «А я звезду схвачу!»)

-Как вы понимаете слова матери: «Пусть всё будет, тогда и ты будешь»?

( Родство , по мысли писателя, связывает всех на земле. Нарушение этой связи может обернуться бедой. Маленький Тимоша, не ведая, что творит, ступил на опасную тропу. Вспомните, как Анисья говорит, обращаясь к сыну: «Пусть будут и бабочки, и горы, и звёзды, и ты будешь со мной. Пусть всё будет, тогда и ты будешь».

Обозначая круг незыблемых ценностей, автор пишет о своём герое: «Он забыл о земле, потянулся руками к небу со звёздами и ступил ногами в пропасть». Потеряв всё, на дне пропасти вспомнит Тимоша о прохладе материнского дома, позовёт в каменной тишине: «Мама!». «Тимоша работал целые годы…и ему было ещё далеко идти сквозь камень домой».

(Бросают кубик выбирают задания по цветам)

РАБОТАТЬ В ГРУППАХ.

Кто мне может напомнить правила работы в группе.

- работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– выслушивать о

1 группа

Найдите в тексте слова, с которыми мать обращалась к Тимоше. Прочитайте их,выразив при чтении душевное состояние матери,её чувства.

2 группа

Объясните значение данных слов. Проанализируйте, как эти слова «работают» на характеристики героев и на содержание рассказа.

Горевал-

Лютая вершина-

Бездетный-

Былинка-

Огораживали-

Карябать-

3 группа

Составьте план легенды расположив карточки в нужном порядке.

Тимоша убежал из дома.

Увидел бабочку и побежал за ней.

Упал в пропасть.

Тосковал по матери.

Крошил горы камнем.

Тимоша состарился.

Встретился с матерью.

Сын вновь стал маленьким.

Умерла мать.

4 группа

Черты

характера

4 группа

Что делает Тимоша, чтобы вернуться домой?

( Трудится , разбирает камни.)

Почему капля росы на былинке названа «маленьким чистым светом»?

(В мире Платонова всё живое. Лицом, душой наделена даже одинокая былинка: «Её головка выглядывала из-под обрыва на того, кто шёл по земле, и на лице её блестел маленький чистый свет».)

Кто в рассказе «не живёт и не умирает»?

(Вопрос возвращает ребят к названию рассказа. Да, это бабочка, которую поймал мальчик. «Ей надо летать, чтобы жить».

А кто живёт и не умирает вопреки трагическим обстоятельствам судьбы?

(Мать. И Тимоша.)

Почему?

Что надо человеку, чтобы жить?

Что спасает Тимошу от тьмы и кромешной бездны?

( Любовь, память . От тьмы и катастрофической безнадёжности каменной бездны Тимошу спасает память о матери и любовь к ней: её голос звучит в его сердце, он протягивает руки в сторону своего дома. «Тимоша плакал в ответ на тихий голос матери, слышный только ему одному, и ещё усерднее долбил и крошил каменную гору». Он выживет, хотя и выйдет к матери слепым стариком.

Любовь делает возможным невероятное: Анисья прожила полтора века, ожидая сына. «Покуда он не вернётся, я жить должна», - говорит она старому Ульяну. Мать дождалась сына и во второй раз даровала ему жизнь: Тимоша, проведший долгие годы в подземелье и превратившийся в старика, вновь становится маленьким мальчиком.)

Найдите в конце рассказа отрывок, который рассказывает о том, как Тимоша обрушил последние камни в горе и вышел на свет к матери. Прочитайте, выбрав верную интонацию.

(Последние 6 абзацев выразительно читают трое учеников.)

Определите с помощью цитаты главную мысль этого отрывка.

(«Жизнь матери с её любовью перешла к сыну, и он вновь стал ребёнком».)

Какую роль в жизни Тимоши играла мама? Что для него стало главным в жизни?

(Любовь к матери, желание быть с ней.)

В чём же убеждает А. Платонов читателя рассказом «Разноцветная бабочка»?

(Любовь – начало всех начал. Родство, память, любовь, труд оказываются у Платонова силами, спасительными для человека.)

Горек или радостен для вас конец рассказа? (Письменный ответ на вопрос.)

(В классе может возникнуть спор.

Это трагедия: мать умирает, а сын остаётся один. Он осиротел.

Нет, это не трагедия. Мать дождалась сына, вдохнула в него свою жизнь.

- Конец рассказа счастливый, потому что Тимоша почувствовал себя маленьким, мать подарила ему вторую жизнь.)

РЕФЛЕКСИЯ

1 – Было трудно, не все смог выполнить и понять.

2 – Почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!

3 – Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично!

Молодцы. Мне очень понравилось, как вы работали. А вам понравился урок, если да похлопайте в ладошки, если нет, потопайте ножками, если вы еще не знаете просто сядьте красиво.

Слушают

Читают хором

Выполняют

Отвечают

Формулируют

Читают

Дети следят по тексту и подчеркивают непонятные слова

Разбор слов

Отвечают на вопросы

Чтение

Выборочно читают текст

Отвечают

Слушают

Отвечают

Работа в группе

Читают получившийся результат

Отвечают на вопросы

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Формировать правильное, осознанное чтение.
  • Активно формировать речевые умения учащихся.
  • Научить детей не только читать, но и думать.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
  • Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к матери
  • Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
  • Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
  • Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П.Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3-Б классе

УМК «Гармония»

Тема:

А.П. Платонов

«Разноцветная бабочка»

Урок разработан

учителем начальных классов

ГБОУ СОШ №29

Якименко Т.Д.

(учитель высшей категории)

Используемые технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

  • индивидуальные;
  • групповые.

г. Севастополь

2014 – 2015 уч. г.

Тема: А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Формировать правильное, осознанное чтение.
  • Активно формировать речевые умения учащихся.
  • Научить детей не только читать, но и думать.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.
  • Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение и любовь к матери
  • Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим
  • Воспитывать коммуникативные умения уч-ся (работа в парах)
  • Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П.Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Ход урока

I.Организационный момент.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Как вы понимаете это высказывание?

Чтобы урок наш прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока»

1. Быть активным!

2. Высказывать своё мнение!

3. Слушать мнение других!

5. Быть внимательным!

II.Мотивация учебной деятельности.

Чему мы учимся на уроках чтения?

На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.

Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.

Речевая разминка

  1. Упражнения для языка: «Покатай шарик во рту», «Воспроизвести цокот копыт».
  2. Дыхательная гимнастика: «Как мячик выпускает воздух».
  3. Работа над выразительным чтением (про себя, вслух).

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

«Что ты спрятала в ладони?» -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала, счастье я держала.

(Агния Барто)

III.Актуализация знаний.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Каков жанр этого произведения? (Легенда)

Вспомните значение слова легенда.

Легенда - фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице.

В какой раздел вошло произведение А.П.Платонова? (Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.)

О чём рассказывается в легенде? Назовите тему этого произведения.

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель? Какая основная мысль (идея) этого произведения? (Высказывания детей)

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос? (Нет)

А что для этого нужно сделать? (Проанализировать легенду)

IV.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами продолжим работу над легендой А.П.Платонова «Разноцветная бабочка».

Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (Проанализировать произведение А.П.Платонова «Разноцветная бабочка» и сформулировать идею).

Дома вы дочитали легенду до конца. Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?

Назовите главных героев легенды? (Мать, Тимоша, бабочка)

V.Решение проблемной задачи. Работа с кластером (характеристика героев)

- Чтобы решить поставленную задачу, я предлагаю дать характеристику героям и заполнить кластер.

1.Характеристика Тимоши.

Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в каменной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Почему Тимоша убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)

Как это характеризует его?(Он был любознательный )
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).

О каких качествах это свидетельствует? (Жалость, сострадание )
- Что советовала ему мама? Прочитайте. (-Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но ни он, ни его мать не поняли этого .

Что увидел Тимоша, возвращаясь однажды вечером домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая?

Какая черта характеризует Тимошу в этой ситуации? (Наблюдательный )
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (Не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (
Упрямый, непослушный, целеустремленный )
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)

Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)

Прочитайте описание пропасти, в которой оказался мальчик.
- Отчего он заплакал? (От разлуки с матерью)

О чём это говорит? (О раскаянии, о любви к матери )
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Царапал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его? (
Трудолюбивый )

Физминутка.

Утром бабочка проснулась

Улыбнулась, потянулась.

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась,

Три-тихонечко присела,

На четыре улетела.

2.Характеристика матери.

Как жила всё это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звёздное небо, ей чудилось, что видит своего сына, бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть всё будет, тогда и ты будешь»)

Как можно её охарактеризовать? (Любящая, верит, что сын жив, ждёт встречи)

Как произошла встреча? (Тимоша услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему Тимоша не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви ? Прочитайте. (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
- Как охарактеризовать поступок, когда жертвуют своей жизнью во имя дорогого человека? (
Самопожертвование )

3.Характеристика бабочки.

Какую роль в легенде сыграл образ бабочки? (Это символ)

Что символизирует бабочка в этом произведении? (Мечту)

Какая была бабочка? (Большая, красивая, разноцветная, трепещущая). Похожа ли она на мечту?

Достиг ли Тимоша этой большой мечты? Почему?

Так можем мы утверждать, что бабочка символизирует мечту?

VI.Обобщение изученного.

1.Составление синквейна. (Работа в группах)

А теперь я предлагаю вам поработать в группах и составить синквей. Что такое синквейн?

Синквейн – это необычное стихотворение, состоящее из 5 строк.

У каждой группы свое задание. Внимательно его прочитайте и выполните.

А мы потом проверим.

  1. группа - синквейн на тему МАМА
  2. группа - синквейн на тему ТИМОША
  3. группа - синквейн на тему БАБОЧКА

Например:

1. МАМА

2. Добрая, ласковая.

3. Любит, надеется, стареет.

4. Всегда простит своих детей.

5. Любовь.

1.ТИМОША

2. Упорный, любознательный.

3.Убегает, ловит, долбит.

4. Увлечён своей мечтой.

5. Судьба.

1. БАБОЧКА

2. Красивая, разноцветная.

3. Летает, порхает, светится.

4. Одно из самых красивых существ.

5. Мечта.

2.Вывод.

Можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный перед нами в начале урока?

- Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель?

  • О разлуке матери с сыном?
  • О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?
  • О материнской вечной любви?
  • О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

VII. Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

VШ. Рефлексия.

Мальчик не поймал свою бабочку, а я вам предлагаю нарисовать бабочку – мечу, разноцветную и необычную. Она будет вашей и обязательно принесёт вам удачу.

Дети рисуют бабочек, вырезают их и прикрепляют их на доску (для тех, кто затрудняется нарисовать, следует приготовить шаблоны бабочек, раскраски)

Работу детей сопровождает спокойная мелодия.

IX. Домашнее задание.

На выбор:

  • написать сказку или рассказ о силе материнской любви;
  • нарисовать иллюстрацию к произведению;
  • подобрать пословицы о матери.

На берегу Чёрного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к
небу, жила в каменной хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли розы. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян. Дедушка Ульян говорил, что когда он ещё молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой, и никто тогда не знал, сколько Анисье лет, с каких пор она живёт на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому что забыла. Помнила она только, что в её время горы были молодые и не покрыты лесом. Так она сказала когда-то одному путешественнику, а тот напечатал её слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу все забыли.
Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье; он приносил ей мёду, чинил ей обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь.
Потом они садились на камень у входа в жилище и беседовали по душам. Старый Ульян знал, что едва ли он придёт в гости к Анисье на следующий год: он уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать.
В последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная дужка очков, которые носила Анисья, стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот сломается, - дужка истёрлась от времени о переносицу Анисьи. Тогда Ульян укрепил дужку проволокой, чтоб очки ещё служили и через них можно было смотреть на всё, что есть на свете.
- А что, бабушка Анисья: нам с тобой срок жизни весь вышел, - сказал Ульян.
- Ан нет, у меня срок не вышел, - отозвалась Анисья. - У меня тут дело есть, я сына ожидаю. Покуда он не вернётся, я жить должна.
- Ну живи, - согласился Ульян. - А мне пора. Ульян ушёл и вскоре умер от старости лет, а Анисья осталась жить и ожидать своего сына.
* * *
Сын её Тимоша убежал из дома, когда был ещё маленьким, а Анисья была молодой, и с тех пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из дома в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек.
К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына:
- Тимоша, Тимоша!. . Ты опять заигрался, и ты забыл про меня.
- Сейчас, мама, я только бабочку поймаю.
Он ловил бабочку и возвращался к матери. Дома он показывал бабочку и горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу.
- Мама, чего она не летит? - спрашивал Тимоша, перебирая крылышки у бабочки. - Пусть она лучше летает. Она умрёт теперь?
- Не умрёт и жить не будет, - говорила мать. - Ей надо летать, чтобы жить, а ты её поймал и взял в руки, крылышки ей обтёр, и она стала больная. . . Ты не лови их!
Каждый день Тимоша бегал в гору по старой тропинке. Мать Анисья знала, что та тропинка через малую гору идёт на большую, а с большой на высокую, где всегда на вечер собираются облака, а с той высокой горы - на самую лютую, самую страшную вершину всех гор, и там тропинка выходит к небу. Анисья слыхала, что тропинку проложил неизвестный человек, который ушёл по ней на небо через самую высокую гору, - ушёл и более не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли; осталась от него лишь тропинка, и по тропинке той мало кто ходил после него.
Только Тимоша бегал по этой тропинке за бабочками.
Один раз Тимоша шёл домой: настало вечернее время, и цветы уже дремали в сумерках на склоне горы. Возле тропинки росла одинокая былинка, её головка выглядывала из-под обрыва на того, кто шёл по земле, и на лице её блестел маленький чистый свет. Тимоша увидел, что это упала капля росы на былинку, чтобы она испила её.
"Это добрая капля!" - подумал Тимоша.
Здесь разноцветная большая бабочка села на эту былинку и затрепетала крыльями. Тимоша испугался: он никогда ещё не видел такой бабочки. Она была велика, словно птичка, и крылья её были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания её крыльев мальчику казалось, что свет отходит от неё и звучит, как зовущий его тихий голос.
Тимоша протянул руку за сияющей дрожащей бабочкой, но она перелетела на большой камень. Тогда Тимоша сказал ей издали:
- Давай поговорим!
Бабочка не говорила и не смотрела на Тимошу: она только боялась его. Должно быть, она была недобрая, но она была так хороша. .

1

На берегу Черного моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к небу, жила в каменной хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла среди цветочного поля, на котором росли розы. В старину здесь тоже было цветочное поле, и тогда Анисья работала в цветоводстве, а теперь она уже давно не работает и живет на пенсии и ест хлеб, который ей привозят из колхоза, как старому почтенному человеку. Невдалеке от цветочного поля находился пчельник, и там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян. Однако дедушка Ульян говорил, что когда он еще молод был и приехал на кавказскую сторону, то Анисья уже была старой бабушкой и никто тогда не знал, сколько Анисье лет и с каких пор живет она на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому что забыла. Помнила она только, что в ее время горы были молодые и не покрыты лесом. Так она сказала когда-то одному путешественнику, а тот напечатал ее слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу его все забыли.

Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье; он приносил ей меду, чинил ей обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь.

Потом они садились на камень у входа в жилище и беседовали по душам. Старый Ульян знал, что едва ли он придет в гости к Анисье на следующий год: он уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать.

В последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная дужка очков, которые носила Анисья, стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот сломится, – дужка истерлась от времени о переносицу Анисьи.



Рекомендуем почитать

Наверх